о 1764 года монастырь владел многими землями. По писцовым книгам 1627-1629 года за ним числилось четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого лесу и 760 душ крестьян. Кроме того, по указу 1765 года обители принадлежало право рыбной ловли в реках Молокче и Шерне на протяжении 30 верст.
Новый расцвет обители связан с именем митрополита Платона (Левшина). Переведенный в Москву на архиепископскую кафедру указом императрицы Екатерины II в 1775 году митрополит Платон оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры и не оставлял своим вниманием подведомственные Лавре монастыри. Случалось, летом Владыка иногда помногу недель проводил в обители преподобного Стефана, отдыхая здесь от многочисленных трудов по управлению епархией. В монастыре были устроены для него особые покои, позднее обращенные в монастырскую гостиницу. По воспоминаниям современников, во время пребывания в Махре митрополит вел себя на удивление просто. В одном простеньком подряснике он совершал прогулки по окрестным лесам и лугам, подходил к работавшим в поле крестьянам, преподавал им святительское благословение, входил в их заботы, часто помогая деньгами нуждающимся.
|
Митрополит Платон (Левшин) |
С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщанием митрополита Платона в 1791-92 годах над восточными вратами обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в эти же годы обитель была обведена новой каменной оградой, с четырьмя башнями по углам. В 1806 году над северными вратами построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
К 1807 году главный собор обители – Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, который был освящен 23 августа 1808 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов – будущий святитель Филарет, митрополит Московский.
|
Святитель Филарет (Дроздов) |
В самой планировке комплекса и, главным образом, в формах Троицкого собора сказалось влияние архитектурного ансамбля Спасо-Вифанского монастыря. Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Вифанского Преображенского храма. Собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем – во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.
Не только внешнее благоустройство беспокоило митрополита Платона. В разные годы обитель приходила в совершенный упадок. Так к 1787 году (при строителях Досифее и Иакове) братии в монастыре оставалось несколько человек, в связи с чем Духовный собор Лавры рекомендует новому строителю "по благословению митрополита Платона завести братство…, подобно Берлюковой пустыни, для чего велено туда съездить, побыть в ней неделю, поговоря и посоветуясь с той пустыни строителем, который из ничего устроил монастырь и содержит хорошо".
Тринадцать лет управлявший монастырем иеромонах Астион (1787-1800, † 1801) сумел поднять обитель на прежнюю высоту. Посетивший в 1789 году обитель Высокопреосвященнейший митрополит Платон, остался весьма доволен тем, что "братия в послушании трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению".