а полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 – 1825), Геннадий (август 1830 – февраль 1833) и Парфений (февраль 1833 – 1839) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью [1]. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения и сохранялось столповое пение.
В будние дни в три часа пополуночи после утренних молитв начиналась полунощница, а затем утреня с чтениями из Благовестника по первой кафизме и из Пролога по шестой песне канона. Литургия служилась ежедневно ранняя и поздняя. В воскресный день перед Литургией пелся еще молебен Пресвятой Богородице. Вечерня отправлялась в три часа пополудни, на повечерии ежедневно прочитывались три канона и акафист. После вечерней трапезы, не выходя из трапезной, читался помяник и молитвы на сон грядущим.
В воскресные дни в семь часов вечера в храме исполнялось правило Саровской пустыни, на котором читалось поучение св. Исаака Сирина и пелся канон Пресвятой Троице. Заканчивалась служба чином прощения и благословением настоятеля.
|
|
|
Фелонь и стихарь из ризницы Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, первая половина XIX века |
Кадило, серебро, 1680 год |
Стараниями разных строителей в первой половине XIX века благоукрашались каменные храмы. Так в 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830; 1839-1843 -вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1848 году трудами братии и строителя иеромонаха Георгия (1843-1850) был возобновлен пришедший в ветхость Платоновский храм в честь Живоначальной Троицы. С западной стороны была разобрана "угрожающая падением" старая паперть и на ее месте, не изменяя фасада храма, сделана двухэтажная каменная пристройка со сводами, на южной стороне которой (более светлой и сухой) вверху разместилась ризная, а внизу библиотека, с северной же – вход в нижнюю и верхнюю церковь (на хоры). Заменены были и иконостасы в нижней и верхней церкви.
В 1853 году настоятелем монастыря назначается 67-летний игумен Антоний, некогда деятельный и ревностный строитель, немало потрудившийся для благоукрашения Свияжской Макарьевской пустыни, а позднее Казанского Кизического монастыря. Желая оставшиеся дни провести в уединенной молитве, игумен Антоний, будучи уволен от настоятельской должности, поступил в братство Киево-Печерской Лавры, где некоторое время был братским духовником, однако, в 1853 году был снова определен строителем в Махрищский монастырь. Болезненный и немолодой к тому времени, очень простой, игумен Антоний не имел уже сил поддерживать монастырское хозяйство и должным образом окормлять братию. Монастырские порядки при нем снова заметно ослабли, хозяйство пришло в расстройство, число насельников уменьшилось.[2]
Материальное благосостояние обители на протяжении многих лет было связано и с тем, что Махрищский приход, представлявший собой довольно большую общину с отдельным причтом, не имел до 1824 года своего храма. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя прп. Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. Храм был холодный, и в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. В 1824 году приход остался и вовсе без собственного храма, т.к. Учрежденный Собор предписал запечатать пришедшую в крайнюю ветхость Сергиевскую церковь. Благодаря счастливым обстоятельствам, об этой затруднительной зависимости причта от монастыря стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. Ревностный Владыка принял самые энергичные меры и помог приходу купить деревянную церковь в с. Ям у помещика Яковлева. В 1857 году прихожане сумели собрать средства для возведения прекрасного каменного храма в честь прп. Сергия с колокольней и двумя приделами: по правую сторону в честь Святителя Николая, а по левую – в честь иконы Тихвинской Божией Матери.
|
|
Преосвященный Парфений (Чертков),
епископ Владимирский и Суздальский (с 1821 по 1850 гг.) |
Приходской храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Махра |
Отделение прихода лишило монастырь значительного дохода. Братия порой вынуждена была добывать себе простой кусок хлеба сборами по большим подмосковным фабричным селениям. Теперь особенно требовался такой настоятель, который мог бы братию и накормить, и вразумить, и поддержать.
Промыслом Божиим, по рекомендации наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) и с согласия митрополита Московского Филарета 20 августа 1857 года Учрежденный Собор назначил строителем в Махру лаврского иеромонаха Савву (Желтухина). Почти четверть века (с 1857 по 1881), связанная с деятельностью этого неутомимого строителя, – это годы расцвета и подъема не только хозяйственной жизни обители, но и духовного ее возрождения. В мудром руководстве братией игумену Савве помогало постоянное внимание со стороны архимандрита Антония, в каждом письме которого – искренняя забота о нуждах Махрищской обители и беспокойство о нелегком послушании своего ученика.
|
|
|
Преподобный Антоний (Медведев) |
Троице-Сергиева Лавра |
Святитель Филарет (Дроздов) |
Сергей Семенович Желтухин (будущий игумен Савва, схиигумен Сергий) происходил из дворян Тульской губернии. Получив прекрасное образование в Московском университетском пансионе, он служил уездным землемером в г. Богородске, а в 1837 году был произведен в Губернского секретаря. Смерть близких родственников, а затем совсем еще юной супруги резко изменила спокойное течение жизни молодого человека, а проникновенное слово великого оптинского старца Макария, помогло увидеть новый смысл в случившемся по Воле Божией горе. Сергей Семенович оставляет службу и всю оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу. Пути Божии приводят его не в Оптину, куда он первоначально стремился, но в обитель преподобного Сергия, как раз в то благодатное время, когда настоятелем в ней был прп. Антоний. В 1854 году послушник Сергий был пострижен в монашество с наречением имени Савва и в этом же году рукоположен в иеромонаха, несколько лет находясь смотрителем странноприимных больниц и училища.
Назначение отца Саввы в Махрищский монастырь случилось при следующих обстоятельствах. В 1855 году император Александр II после своей коронации (17 февраля) посетил Лавру и в память о священном короновании пожертвовал обители преподобного Сергия лес и земли на протяжении десяти верст по направлению от Сергиева Посада к селу Дерюзину. Иеромонаху Савве, хорошо знакомому с землемерными работами было поручено обмежевать подаренный государем лес, что он добросовестно выполнил. Наместник о. Антоний, и ранее с уважением относившийся к этому молодому человеку, решил вознаградить его за труды. Будучи близок к митрополиту Филарету, он испросил у него благословение назначить Савву строителем Махрищского монастыря.
С полным знанием дела, со свежими силами и неутомимой энергией вступил отец Савва в управление монастырем. Ясно сознавая, что материальное положение обители не может зависеть от конкуренции с местным приходским причтом и должно поддерживаться не милостыней, не славлением и сборами, но более прочным и рациональным способом, о. Савва постепенно вводил в монастыре крепкое хозяйство, делал запашки земли, обустроил скотный двор, завел новую лучшую породу коров и выездных лошадей и в течение двадцати лет образцово устроил монастырь. В церкви строгий настоятель ввел порядок и благочиние, в жизнь монахов – дисциплину и послушание. На самой территории обители, там, где была непроходимая грязь или росла редька да лук, развел цветники. Вместо капустных огородов, окружавших настоятельские покои, появились прекрасные оранжереи, а вместо простой телеги, в которой ездил игумен Антоний, был заведен крытый экипаж на рессорах.
Со многими трудностями пришлось встретиться молодому строителю, стремившемуся насадить в обители новые порядки и представления. Чтобы избавиться от упорствовавших в неблагочестивом поведении иноков (а таковые часто попадали в Махрищский монастырь "на исправление" из других монастырей), о. Савва решил сократить число братии до минимума, а оставшихся лишил возможности получения "ручных" доходов, шедших на личные нужды.
Строгость и авторитет отца Саввы со временем стали вызывать уважение у махринцев. Они могли бесцеремонно прогнать приехавшего "выбивать" оброки станового пристава, а спорить с настоятелем боялись. Завидя его издали, с почтением снимали шапки. Пользуясь заслуженным расположением отца наместника Лавры и вниманием самого Высокопреосвященнейшего Филарета, махрищский строитель заслужил уважение и у Преосвященнейших Владимирских – Иустина и Антония. Владыка Иустин приглашал лично и писал о. Савве, не желает ли он занять один из важнейших постов во Владимирской Епархии. Но о. Савва дал себе слово посвятить всю свою жизнь служению преподобному Стефану и Махрищской обители, и в бытность свою во Владимире даже извинялся перед Преосвященным Иустином в том, что не может привести в исполнение его желание. Имея особенную любовь к первоначальнику обители, о. Савва составил ему проникновенное молитвенное воззвание, которое непременно читал сам на всенощном бдении 14 июля, в день памяти преподобного Стефана.
В 1877 году за усердные труды в должности строителя монастыря о. Савва был награжден саном игумена, однако, возраст давал о себе знать: семидесятилетний старец стал резко терять зрение. Но, даже оставив настоятельство, игумен не пожелал уезжать из родной обители и десять лет жил на покое в Махре. Многочисленные почитатели о. Саввы, приезжая в Махрищский монастырь поклониться чудотворцу Стефану, считали своим долгом посетить совсем уже слепого старца и непременно принять его благословение.
|
|
Игумен Савва (Желтухин) незадолго до смерти |
Братия у могилы игумена Саввы |
Игумен Савва отошел ко Господу Великим постом 1891 года - 16 марта в 9 часов вечера – во время воскресного всенощного бдения. Последние мгновения своей земной жизни, по свидетельству строителя Амфилохия, навестившего его за несколько часов до кончины, старец был удивительно мирен и тих. Отдавший все силы души и любовь свою родной обители игумен Савва был похоронен за алтарем Стефановского храма (с северной стороны, напротив жертвенника).
удущий строитель Махрищского монастыря (получивший вольную крестьянин Аркадий Смирнов) в 1859 году был принят в число послушников Гефсиманского скита. Здесь через три года он был пострижен в монашество с именем Амфилохий, а после рукоположения в иеромонаха в 1875 году определен чредным священником и ризничим пещерного храма. Обладая от природы красивым голосом, он исполнял также клиросное послушание. В 1878 году иеромонах Амфилохий был переведен в Лавру и через четыре года назначен строителем Махрищского монастыря. Еще в миру, занимаясь торговым промыслом, будущий строитель приобрел широкие связи с купечеством в разных городах, благодаря чему сумел значительно улучшить монастырское хозяйство.
За двенадцать лет при нем были выстроены кирпичный завод, новый скотный двор, каменная баня и каменная же торговая лавка (близ монастыря у южной угловой башни), а также странноприимный дом в селе Талицы. В разные годы были вновь перестроены мельницы с жилым при них домом, расширена мельничная плотина и очищен от плавучих островов подмонастырский пруд, оборудована специальная сушилка для зернового хлеба на лесном дворе, под трапезной устроена хлебопекарня, укреплена каменная ограда, расширена монастырская гостиница.
В 1887 году при соборном храме Святой Троицы трудами архимандрита Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева начато сооружение новой трехъярусной колокольни. Пристроенная на самостоятельном фундаменте с запада от двухэтажной палатки собора стройная колокольня с куполом и барабаном с главкой и крестом стала основной доминантой в ансамбле монастыря. Сохранился именной реестр благотворителей, на средства которых была произведена эта грандиозная постройка, завершившаяся в июне 1890 года. Среди них известные купцы Ф.О.Елагин, А.А.Соловьев, А.И.Осипова, крестьяне, служащие фабрики товарищества мануфактур Барановых.
Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства в Троицком соборе и в Стефановском храме обновляется стенная живопись и предалтарный иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Все настенные росписи в монастыре выполняет с 1885 года александровский живописец Федор Дмитриевич Лавровский (1844-1927). Талантливый художник-самоучка на протяжении нескольких десятилетий был тесно связан с Махрищской обителью. Вместе со своими сыновьями Федором и Дмитрием, получившими художественное образование в Московском Строгановском училище, он часто бывал в Махре, выполнял многие живописные работы, в 1906 году расписывал реконструированный Стефановский храм, обновлял иконы. Человек творческий и увлекающийся он занимался любительской фотосъемкой, запечатлевая живописные александровские окрестности [3].
|
|
|
Художники Лавровские, Федор Дмитриевич (отец) и Федор Федорович (сын) |
Колокольня Троицкого собора |
Утвержденный в 1892 году попечителем над Махрищским земским народным училищем, игумен Амфилохий возобновил на свои средства в Махре здание для сельской школы, имея заботу об учащихся в ней неимущих крестьянских детях. В архиве монастыря сохранилось трогательное письмо жителей окрестных деревень, благодарных Махрищскому строителю за постоянную помощь нуждающимся крестьянам продовольствием и деньгами. Скорбя об уходе настоятеля на покой, Махрищские прихожане отмечают, что о. Амфилохий был "человек весьма добродушный и милостивый, принимал всех приходящих к нему с разными нуждами."
Игумен Амфилохий не лишен был литературного вкуса и дарования. В годы своего настоятельства он составил подробное жизнеописание преподобного Стефана Махрищского [4], питая интерес к истории, собирал материалы об обители, вел переписку с известным краеведом и историком Н.С.Стромиловым. Вынужденный в 1895 году по болезни уйти на покой, игумен Амфилохий вернулся в Лавру, а в 1900 году в Гефсиманском скиту принял схиму с именем Аркадий [5].
[1] Здесь же, в Махрищском монастыре последние годы провел бывший строитель Песношского монастыря старец Пахомий (Волков). Умер на покое в Махре 28 января 1835 года.
[2] Игумен Антоний завершил свой жизненный путь на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом скиту, дожив до глубокой старости.
[3] Именно в личном архиве Ф.Д.Лавровского сохранилась редкая фотография игумена Саввы незадолго до смерти последнего. Художник, видимо, был с ним в близких отношениях.
[4] Святой преподобный Стефан, игумен Махрищский, М., 1887 г., второе издание - 1894г.
[5] Преставился схиигумен Аркадий в Гефсиманском скиту в 1901 году.