• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

XIX век

а полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 – 1825), Геннадий (август 1830 – февраль 1833)  и Парфений (февраль 1833 – 1839) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью [1]. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения  и сохранялось столповое пение.

В будние дни в три часа пополуночи после утренних молитв начиналась полунощница, а затем утреня с чтениями из Благовестника по первой кафизме и из Пролога по шестой песне канона. Литургия служилась ежедневно ранняя и поздняя. В воскресный день перед Литургией пелся еще молебен Пресвятой Богородице. Вечерня отправлялась в три часа пополудни, на повечерии ежедневно прочитывались три канона и акафист. После вечерней трапезы, не выходя из трапезной, читался помяник и молитвы на сон грядущим.

В воскресные дни в семь часов вечера в храме исполнялось правило Саровской пустыни, на котором читалось поучение св. Исаака Сирина и пелся канон Пресвятой Троице. Заканчивалась служба чином прощения и благословением настоятеля.

Фелонь и стихарь из ризницы Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, первая половина XIX века Кадило, серебро, 1680 год

Стараниями разных строителей в первой половине XIX века благоукрашались каменные храмы. Так в 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830; 1839-1843 -вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1848 году трудами братии и строителя иеромонаха Георгия (1843-1850) был возобновлен пришедший в ветхость Платоновский храм в честь Живоначальной Троицы. С западной стороны была разобрана "угрожающая падением" старая паперть и на ее месте, не изменяя фасада храма, сделана двухэтажная каменная пристройка со сводами, на южной стороне которой (более светлой и сухой) вверху разместилась ризная, а внизу библиотека, с северной же – вход в нижнюю и верхнюю церковь (на хоры). Заменены были и иконостасы в нижней и верхней церкви.

В 1853 году настоятелем монастыря назначается 67-летний игумен Антоний, некогда деятельный и ревностный строитель, немало потрудившийся для благоукрашения Свияжской Макарьевской пустыни, а позднее Казанского Кизического монастыря. Желая оставшиеся дни провести в уединенной молитве, игумен Антоний, будучи уволен от настоятельской должности, поступил в братство Киево-Печерской Лавры, где некоторое время был братским духовником, однако, в 1853 году был снова определен строителем в Махрищский монастырь. Болезненный и немолодой к тому времени, очень простой, игумен Антоний не имел уже сил поддерживать монастырское хозяйство и  должным образом окормлять братию. Монастырские порядки при нем снова заметно ослабли, хозяйство пришло в расстройство, число насельников уменьшилось.[2]

Материальное благосостояние обители на протяжении многих лет было связано и с тем, что Махрищский приход, представлявший собой довольно большую общину с отдельным причтом, не имел до 1824 года своего храма. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя прп. Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. Храм был холодный, и в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. В 1824 году приход остался и вовсе без собственного храма, т.к. Учрежденный Собор предписал запечатать пришедшую в крайнюю ветхость Сергиевскую церковь. Благодаря счастливым обстоятельствам, об этой затруднительной зависимости причта от монастыря стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. Ревностный Владыка принял самые энергичные меры и помог приходу купить деревянную церковь в с. Ям у помещика Яковлева. В 1857 году прихожане сумели собрать средства для возведения прекрасного каменного храма в честь прп. Сергия с колокольней и двумя приделами: по правую сторону в честь Святителя Николая, а по левую – в честь иконы Тихвинской Божией Матери.

Преосвященный Парфений (Чертков),
епископ Владимирский и Суздальский (с 1821 по 1850 гг.)
Приходской храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Махра

Отделение прихода лишило монастырь значительного дохода. Братия порой вынуждена была  добывать себе  простой кусок хлеба   сборами по большим подмосковным фабричным селениям. Теперь особенно требовался такой настоятель, который мог бы братию и накормить, и вразумить, и поддержать.

Промыслом Божиим, по рекомендации наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) и с согласия митрополита Московского Филарета 20 августа 1857 года Учрежденный Собор назначил строителем в Махру лаврского иеромонаха Савву (Желтухина). Почти четверть века (с 1857 по 1881), связанная с деятельностью этого неутомимого строителя, – это годы расцвета и подъема не только хозяйственной жизни обители, но и духовного ее возрождения. В мудром руководстве братией игумену Савве помогало постоянное внимание со стороны архимандрита Антония, в каждом письме которого – искренняя забота о нуждах Махрищской обители и беспокойство о нелегком послушании своего ученика.

Преподобный Антоний (Медведев) Троице-Сергиева Лавра Святитель Филарет (Дроздов)

Сергей Семенович Желтухин (будущий игумен Савва, схиигумен Сергий) происходил из дворян Тульской губернии. Получив прекрасное образование в Московском университетском пансионе, он служил уездным землемером в г. Богородске, а в 1837 году был произведен в Губернского секретаря. Смерть близких родственников, а затем совсем еще юной супруги резко изменила спокойное течение жизни молодого человека, а проникновенное слово великого оптинского старца Макария, помогло увидеть новый смысл в случившемся по Воле Божией горе. Сергей Семенович оставляет службу и всю оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу. Пути Божии приводят его не в Оптину, куда он первоначально стремился, но в обитель преподобного Сергия, как раз в то благодатное время, когда настоятелем в ней был прп. Антоний. В 1854 году послушник Сергий был пострижен в монашество с наречением имени Савва и в этом же году рукоположен в иеромонаха, несколько лет находясь смотрителем странноприимных больниц и училища.

Назначение отца Саввы в Махрищский монастырь случилось при следующих обстоятельствах. В 1855 году император Александр II после своей коронации (17 февраля) посетил Лавру и в память о священном короновании пожертвовал обители преподобного Сергия лес и земли на протяжении десяти верст по направлению от Сергиева Посада к селу Дерюзину. Иеромонаху Савве, хорошо знакомому с землемерными работами было поручено обмежевать подаренный государем лес, что он добросовестно выполнил. Наместник о. Антоний, и ранее с уважением относившийся к этому молодому человеку, решил вознаградить его за труды. Будучи близок к митрополиту Филарету, он испросил у него благословение назначить Савву строителем Махрищского монастыря.

С полным знанием дела, со свежими силами и неутомимой энергией вступил отец Савва в управление монастырем. Ясно сознавая, что материальное положение обители не может зависеть от конкуренции с местным приходским причтом и должно поддерживаться не милостыней, не славлением и сборами, но более прочным и рациональным способом, о. Савва постепенно вводил в монастыре крепкое хозяйство, делал запашки земли, обустроил скотный двор, завел новую лучшую породу коров и выездных лошадей и в течение двадцати лет образцово устроил монастырь. В церкви строгий настоятель ввел порядок и благочиние, в жизнь монахов – дисциплину и послушание. На самой территории обители, там, где была непроходимая грязь или росла редька да лук, развел цветники. Вместо капустных огородов, окружавших настоятельские покои, появились прекрасные оранжереи, а вместо простой телеги, в которой ездил игумен Антоний, был заведен крытый экипаж на рессорах.

Со многими трудностями пришлось встретиться молодому строителю, стремившемуся насадить в обители новые порядки и представления. Чтобы избавиться от упорствовавших в неблагочестивом поведении иноков (а таковые часто попадали в Махрищский монастырь "на исправление" из других монастырей), о. Савва решил сократить число братии до минимума, а оставшихся лишил возможности получения "ручных" доходов, шедших на личные нужды.

Строгость и авторитет отца Саввы со временем стали вызывать уважение у махринцев. Они могли бесцеремонно прогнать приехавшего "выбивать" оброки станового пристава, а спорить с настоятелем боялись. Завидя его издали, с почтением снимали шапки. Пользуясь заслуженным расположением отца наместника Лавры и вниманием самого Высокопреосвященнейшего Филарета, махрищский строитель заслужил уважение и у Преосвященнейших Владимирских – Иустина и Антония. Владыка Иустин приглашал лично и писал о. Савве, не желает ли он занять один из важнейших постов во Владимирской Епархии. Но о. Савва дал себе слово посвятить всю свою жизнь служению преподобному Стефану и Махрищской обители, и в бытность свою во Владимире даже извинялся перед Преосвященным Иустином в том, что не может привести в исполнение его желание. Имея особенную любовь к первоначальнику обители, о. Савва составил ему проникновенное молитвенное воззвание, которое непременно читал сам на всенощном бдении 14 июля, в день памяти преподобного Стефана.

В 1877 году за усердные труды в должности строителя монастыря о. Савва был награжден саном игумена, однако, возраст давал о себе знать: семидесятилетний старец стал резко терять зрение. Но, даже оставив настоятельство, игумен не пожелал уезжать из родной обители и десять лет жил на покое в Махре. Многочисленные почитатели о. Саввы, приезжая в Махрищский монастырь поклониться чудотворцу Стефану, считали своим долгом посетить совсем уже слепого старца и непременно принять его благословение.

Игумен Савва (Желтухин) незадолго до смерти Братия у могилы игумена Саввы

Игумен Савва отошел ко Господу Великим постом 1891 года - 16 марта в 9 часов вечера – во время воскресного всенощного бдения. Последние мгновения своей земной жизни, по свидетельству строителя Амфилохия, навестившего его за несколько часов до кончины, старец был удивительно мирен и тих. Отдавший все силы души и любовь свою родной обители игумен Савва был похоронен за алтарем Стефановского храма (с северной стороны, напротив жертвенника).

удущий строитель Махрищского монастыря (получивший вольную крестьянин Аркадий Смирнов) в 1859 году был принят в число послушников Гефсиманского скита. Здесь через три года он был пострижен в монашество с именем Амфилохий, а после рукоположения в иеромонаха в 1875 году определен чредным священником и ризничим пещерного храма. Обладая от природы красивым голосом, он исполнял также клиросное послушание. В 1878 году иеромонах Амфилохий был переведен в Лавру и через четыре года назначен строителем Махрищского монастыря. Еще в миру, занимаясь торговым промыслом, будущий строитель приобрел широкие связи с купечеством в разных городах, благодаря чему сумел значительно улучшить монастырское хозяйство.

За двенадцать лет при нем были выстроены кирпичный завод, новый скотный двор, каменная баня и каменная же торговая лавка (близ монастыря у южной угловой башни), а также странноприимный дом в селе Талицы. В разные годы были вновь перестроены мельницы с жилым при них домом, расширена мельничная плотина и очищен от плавучих островов подмонастырский пруд, оборудована специальная сушилка для зернового хлеба на лесном дворе, под трапезной устроена хлебопекарня, укреплена каменная ограда, расширена монастырская гостиница.

В 1887 году при соборном храме Святой Троицы трудами архимандрита Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева начато сооружение новой трехъярусной колокольни. Пристроенная на самостоятельном фундаменте с запада от двухэтажной палатки собора стройная колокольня с куполом и барабаном с главкой и крестом стала основной доминантой в ансамбле монастыря. Сохранился именной реестр благотворителей, на средства которых была произведена эта грандиозная постройка, завершившаяся в июне 1890 года. Среди них известные купцы Ф.О.Елагин, А.А.Соловьев, А.И.Осипова, крестьяне, служащие фабрики товарищества мануфактур Барановых.

Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства в Троицком соборе и в Стефановском храме обновляется стенная живопись и предалтарный иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Все настенные росписи в монастыре выполняет с 1885 года александровский живописец Федор Дмитриевич Лавровский (1844-1927). Талантливый художник-самоучка на протяжении нескольких десятилетий был тесно связан с Махрищской обителью. Вместе со своими сыновьями Федором и Дмитрием, получившими художественное образование в Московском Строгановском училище, он часто бывал в Махре, выполнял многие живописные работы, в 1906 году расписывал реконструированный Стефановский храм, обновлял иконы. Человек творческий и увлекающийся он занимался любительской фотосъемкой, запечатлевая живописные александровские окрестности [3].

Художники Лавровские, Федор Дмитриевич (отец) и Федор Федорович (сын) Колокольня Троицкого собора

Утвержденный в 1892 году попечителем над Махрищским земским народным училищем, игумен Амфилохий возобновил на свои средства в Махре здание для сельской школы, имея заботу об учащихся в ней неимущих крестьянских детях. В архиве монастыря сохранилось трогательное письмо жителей окрестных деревень, благодарных Махрищскому строителю за постоянную помощь нуждающимся крестьянам продовольствием и деньгами. Скорбя об уходе настоятеля на покой, Махрищские прихожане отмечают, что о. Амфилохий был "человек весьма добродушный и милостивый, принимал всех приходящих к нему с разными нуждами."

Игумен Амфилохий не лишен был литературного вкуса и дарования. В годы своего настоятельства он составил подробное жизнеописание преподобного Стефана Махрищского [4], питая интерес к истории, собирал материалы об обители, вел переписку с известным краеведом и историком Н.С.Стромиловым. Вынужденный в 1895 году по болезни уйти на покой, игумен Амфилохий вернулся в Лавру, а в 1900 году в Гефсиманском скиту принял схиму с именем Аркадий [5].


[1] Здесь же, в Махрищском монастыре последние годы провел бывший строитель Песношского монастыря старец Пахомий (Волков). Умер на покое в Махре 28 января 1835 года.

[2] Игумен Антоний завершил свой жизненный путь на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом скиту, дожив до глубокой старости.

[3] Именно в личном архиве Ф.Д.Лавровского сохранилась редкая фотография игумена Саввы незадолго до смерти последнего. Художник, видимо, был с ним в близких отношениях.

[4] Святой преподобный Стефан, игумен Махрищский, М., 1887 г., второе издание - 1894г.

[5] Преставился схиигумен Аркадий в Гефсиманском скиту в 1901 году.

< XVIII век XX век >