• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
3 февраля 2019 года

Тайна молитвы. Поучения преподобного Порфирия

Душа христианина должна быть тонкой, чувствительной, восприимчивой, она должна парить, пребывать в духовной реальности; летать в бесконечности, среди звезд, в величии Божием, в молчании.

Кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Это несомненно! Но для этого сердце должно ожить через страдание: любить и страдать, страдать за того, кого любишь… Потому что любовь устремляет на труд ради возлюбленного.

Всю ночь он бегает, не спит, сбивает в кровь ноги, чтобы встретиться с любимым… Одержимый любовью, он жертвует всем, не считается ни с чем - ни с угрозами, ни с трудностями…

Любовь ко Христу - это иная, бесконечно высокая вещь!

Что такое Любовь?

Когда мы говорим «любовь», то имеем в виду не приобретенные как заслуги добродетели, а чистое сердце, любящее Христа и людей. Вот где цель! Всё будем обращать к этому!

Смотрите, например, мы видим мать с ребеночком в объятиях, видим, как ее душа любит и целует его? Мы видим, как сияет ее лицо, когда она держит своего ангелочка?

Все это производит впечатление на человека Божия, он это подмечает и в сердечном порыве говорит: «Вот бы и мне иметь такую жажду Бога моего, Христа моего, Божией Матери, святых наших!» Да, так мы должны возлюбить Христа, Бога. Ты желаешь этого, хочешь стяжать по благодати Божией.

Но разве у нас в душе есть пламень о Христе? Когда нам тяжело, спешим ли мы отдохнуть в молитве к Любимому? Или принуждаем себя и говорим: «О, мне снова нужно молиться и читать правило…»? Чего нам недостает, почему у нас такие чувства? Потому что нет Божественной любви. Цены у такой молитвы нет. Простите меня за то, что я сейчас скажу, но я думаю, такая молитва может даже приносит вред…

Бывает сверх - чувствительность не духовная, а душевная, соединяющая с темным миром

Однажды отец Порфирий сказал мне:

- Детка, единственный твой недостаток состоит в том, что ты страшно чувствительный и не выносишь никаких обид. Такую чувствительность ты унаследовал от своего отца, иерея Яниса, и в этом нет твоей вины.

Но чрезмерная чувствительность - это нехорошая вещь. Хотя для окружающих, а именно, для тех, кто развивает ее в тебе и эксплуатирует ее в своих, часто крайне низких целях, она кажется важной и выгодной способностью, необыкновенным даром. В то время, как для тех, кто имеет ее, нет ничего хуже, чем обладать повышенной чувствительностью!

Имей в виду, что она является первопричиной всех заболеваний! Ведь эта чувствительность не духовная, а душевная, соединяющая тебя с темным миром. Эти услуги платные… Ты платишь за это собой!

Поэтому старайся от нее избавиться, или по крайне мере как-то ее ограничить. Иначе ты будешь причинять вред и самому себе, близким и своей семье, которая в конечном счете ничего тебе не должна и ничем не навлекла на себя тех мучений, которым ты ее подвергаешь, причем без всякой причины.

Что же касается обид, то никто их не принимает с радостью, тем более ты, с твоей гордостью и твоими претензиями чтобы «как ты никого не обижаешь, так и тебя никто не обижал». Но в наше время так не бывает! Все мы являемся жертвами оскорблений и обид, возводимых на нас другими…

Пойми, когда я говорю об обидах и о том, что нужно их терпеть, - что имею в виду? Ты должен знать лучше меня современный нравственный, моральный упадок, или можно сказать, презрение к любому авторитету, наблюдаемое в современном обществе.

Детка, скажи мне, разве можно что-то сделать с этими людьми? Можно поставить ситуацию под контроль? Конечно нет. Правильно и справедливо было бы, чтобы человек никого не оскорблял и сам никем не был оскорбляем…

Это очень сложно, но нельзя сказать, что недостижимо. Именно к этому сейчас стремится Церковь Христова.

Тем не менее, бывают и случаи попущения от Бога для испытания нашей веры и нашей стойкости. И знаешь, дитя мое, почему? Потому что теоретически мы все знаем… По теории у всех у нас одинаковая успеваемость, у всех у нас стоит высший бал. Тогда как на практике мы постоянно терпим неудачу…И крайне мало людей, которые ухватывают в христианстве самую суть!

Ты сейчас меня спросишь: "А ты-то сам, Батюшка, теорию претворяешь в практику?» Эх, что тебе на это сказать, детка? Всю свою жизнь я борюсь за то, чтобы следовать воле Божией. Насколько я в этом преуспел, это мне неизвестно. Один Бог знает… Я тебе уже говорил: только по милости Божией мы спасемся.

Ну что, теперь ты понимаешь, что твоя чуткость - опасная вещь, или ты все еще продолжаешь «чувствовать», что я тебя не люблю?

«Толстокожие» души

Если душа испортится и станет недостойной любви Христовой, то Христос прерывает отношения с ней, потому что не желает, чтобы «толстокожие» души были рядом с Ним…

Душа снова должна прийти в себя, чтобы стать достойной Христа, покаяться «до семижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22). Истинное покаяние принесет освящение. Не говори: «Ушли мои годы впустую, я недостоин и т. д…» Но ты можешь сказать: «Помню и я пустые дни, когда я был далек от Бога…»

И в моей жизни иногда были праздные дни. Мне было двенадцать лет, когда я уехал на Святую Гору. Разве это не годы? Я, конечно, был маленьким ребенком, но я жил двенадцать лет вдали от Бога. Так много лет!

Послушайте, что говорит Игнатий Брянчанинов в своей книге «Сыне мой, даждь ми свое сердце»:

"Ибо всякое делание телесное и духовное, не имеющее болезни и труда, никогда не приносит плода человеку, который проходит, это делание, потому что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12), под понуждением разумей телесное во всем болезненное чувство…"

Меня постоянно ругали, но я не обижался

Отец Порфирий сделал выговор Аргирию, который и рассказал нам эту историю, за то, что он столько времени, сидя в своей машине, пребывал в унынии и «ворчал» про себя, почему Геронда никак не проснется, не примет его и не выслушает о его серьезной проблеме.

Внезапно перед ним появился отец Порфирий и сделал ему строгий выговор, чтобы избавить его от душевного гнета, пробудить в нем «гнев», разгорячить его кровь, чтобы он взглянул на вещи более оптимистично.

Старцу это удалось, и он с присущим ему рассуждением пробудил в нем желание схватить топор и нарубить ему дров для печки. А теперь посмотрите, как он его хвалит, чтобы загладить этот изъян в их общении и чтобы показать, что он не перестал любить его.

- В то время как я продолжал очень быстро, с силой и гневом, вследствие предшествовавшего «выговора», поднимать и опускать топор, сосновых чурбаков становилось все меньше и меньше, - говорил рассказчик. Отец Порфирий казался совершенно удовлетворенным результатами своих слов, имевших целью прижечь мой эгоизм и честолюбие, привести в действие все силы моего организма, которые были необходимы в данном случае для преодоления той сложной ситуации, которая возникла вследствие моего перевода по службе.

Он поднялся со скамьи, подошел ко мне и сказал:

- Ну надо же! Ты очень способный человек! Только ты не хочешь воспользоваться своими талантами, и это меня огорчает. Так чисто и так хорошо наколотых дров я никогда не видел. Самый лучший дровосек не смог бы лучше справиться с этой работой. Эти дрова как раз по размеру моей печки.

Ты, чадо мое все можешь. Только то, что не хочешь делать, то и не делаешь. Поэтому я с тобой и говорил так сурово. Я хотел, чтобы ты вновь стал таким, каким был раньше. Другого способа для этого не было.

Так поступить вразумил меня Бог, потому что ты сложил оружие, и причем безоговорочно. Конечно, я тебя очень огорчил, и я это знаю. Но я сам был огорчен еще больше, чем ты. И, как тебе известно, я к тому же еще очень болен…Так вот, послушай, я расскажу тебе кое-что тайное:

Я был на Святой Горе послушником у двух Старцев… Они были строги, постоянно ругали меня. Никогда меня не хвалили. Но я чувствовал их любовь ко мне…

Старцы меня постоянно ругали, но не только это! Они мне еще и не разрешали обучится! Нашим рукодельем была резьба по дереву. Но Старцы не обучали меня всем тонкостям искусства резьбы. Они лишь давали отдельные задания: «Вырежешь это только вчерне, и все…»

Не знаю, почему они так поступали? Сейчас я думаю, может быть, потому, что другие их послушники, как только осваивали резьбу, тут же покидали этих Старцев?!

Но я все терпел и был счастлив!

А что было бы, если бы я обижался?

Чтобы полюбить нас, Христос должен найти в нас нечто особенное, необыкновенное 

Христос сидит у врат нашей души и стучит в них, чтобы мы открыли Ему, но Сам Он без нашего разрешения не входит внутрь. Он не хочет насиловать нашей свободы, которую дал нам Сам. Это говорится в Откровении: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Христос благороден. Он стоит у дверей нашей души и кротко стучит в них. Если мы откроем Ему, то Он войдет в нас и даст нам все, Самого Себя. Но все это Он даст таинственно, сокровенно, тихо. А как открыть? - Нужно сделать сердце чутким!

Мы не сможем познать Христа, если Он не познает нас. Точно объяснить этого я не могу… Это тайна, таинство. Послушайте апостола Павла (Гал 4:9): «Ныне же познавши Бога, паче же Познани бывше от Бога…»

И полюбить Его не можем, если Он Сам не полюбит нас. А Христос не полюбит нас, если мы недостойны Его любви. Но как стать достойным?

Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас нечто необыкновенное, особенное … Ты желаешь, ищешь, стараешься, просишь, но не получаешь ничего… Почему же? Потому что ты не знаешь, что Он ищет! Ты готовишься стяжать то, чего желает Христос, чтобы в тебя вошла Божественная благодать, но ты не знаешь - что это! А благодать не может войти, когда нет у тебя того, что должно быть у подлинного человека.

Что же это - особенное, что ищет в нас Бог? - Это смирение! Но это не то смирение, которые мы представляем себе, а совсем другое, такое, которое невозможно понять умом, описать и объяснить.

Более того, если нет смирения, то мы не можем полюбить Христа. Итак, ключ - в том, чтобы иметь смирение и бескорыстие  в служении Богу.

А что такое бескорыстие? - «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3)…



источник: преподобный Порфирий Кавсокаливит, Поучения, "Азбука веры"

≈ фотографии Светланы Казиной, Горный Алтай