• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
9 мая 2022 года

Таинство трезвения

В день преставления одного из выдающихся наставников современного монашества архимандрита Эмилиана (Вафидиса), отошедшего ко Господу 9 мая 2019 г., предлагаем фрагмент из книги «Слово о трезвении», в которой собраны беседы старца Эмилиана, посвященные толкованию на «Слово о трезвении и молитве» преподобного Исихия Иерусалимского.


«Вся наша борьба в действительности есть не что иное, как борьба против помыслов. Ведь и греховные пожелания, и суетные беседы, и резкие суждения, и своевольные поступки начинаются с помыслов». Архимандрит Эмилиан (Вафидис)


«Трезвение есть твердое водружение помысла и стояние его у дверей сердца. Так что ум видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры, и слышит, что говорят и что делают эти губители». Преподобный Исихий Иерусалимский


Когда наш ум твердо водружается у дверей сердца и наблюдает за ними, это дает нам способность сразу замечать входящие в сердце помыслы. Святой Исихий не делит помыслы на входящие и исходящие, подразумевая под одним словом и те и другие – ум видит все, поскольку стоит при дверях. Там он сосредотачивает свое внимание, потому что в этом месте сходятся все дороги: туда входят и оттуда выходят помыслы.

Будем знать, говорит нам святой, что все помыслы подкрадываются, как воры. Ты не заметишь вора, если не будешь начеку. И если ты не будешь готов дать ему отпор, он убьет тебя. Так и помысел не просто окрадывает душу, лишая ее сокровища трезвения, но и убивает ее. Поэтому твой ум не только должен видеть помыслы, пробирающиеся в сердце, но и слышать «что говорят и что делают эти губители», чтобы понять, какая у них цель, чего они хотят. Помысел обычно бывает хитер и маскируется, словно вор. Он приходит и говорит тебе: «Здесь, в общежительном монастыре, ты ничего не достигнешь, а если уйдешь на безмолвие, все сокровища неба станут твоими». А ты думаешь: «Вон что! Он ведь мне о небе говорит». Или приходит тебе на ум: «Кто тебя любит в монастыре? Да никто!» У этого помысла какая цель? Отделить тебя от братства и выгнать из монастыря. Но он не говорит этого открыто, а прячется за рассуждениями: «Ну, кто же тебя здесь любит?» Если ты обратишь на помысел внимание, он продолжит: «Глупец, ты жертвуешь собой ради монастыря, а ведь братья ни во что тебя не ставят». А когда ты внимаешь себе, ты немедленно понимаешь, какая цель у этого помысла, чего он хочет добиться. Поэтому будь всегда мудр и знай о коварстве помысла.

Вся наша борьба в действительности есть не что иное, как борьба против помыслов. Ведь и греховные пожелания, и суетные беседы, и резкие суждения, и своевольные поступки начинаются с помыслов. Лукавый враг, желая склонить нас ко греху, никогда не говорит открыто: «Поступи по своей воле, исполни страсть на деле», но внушает нам мысли, за которыми мы не видим греха. Будем знать: где помысел – там и грех. Это, кстати, подтверждает и святогорский обычай называть помыслом и слова, и дела, и шутки, и грехи и суждения. Подходит один брат к другому и говорит: «Сказать тебе помысел? У нас на Святой Горе нарушили уставы». Или: «Открою тебе помысел: такого-то монаха отлучили».

Вот еще пример - помысел мне говорит: «Может быть, тебе не ужинать?» И я, поев за обедом, не хожу на ужин, но при этом ищу какой-нибудь сухарик, чтобы заморить червячка. В чем тут истина? В том, что под помыслом, внушающим мне поститься, кроется страсть, и скорее всего – это гордость. В противном случае я бы терпел голод.

Итак, будем знать, что помысел нас обманывает и уводит далеко от Бога.

«И замечает ум, какой  образ начертывают и водружают демоны, покушаясь увлечь его в мечтания и обольстить». Преподобный Исихий Иерусалимский

Помыслы зарождаются в человеке в одной из частей души: мысленной, желательной или раздражительной, и за всяким из них кроется или лукавый или наши страсти. Обыкновенно, когда мы хотим снять с себя вину за какой-либо помысел, мы говорим: «Мне его сатана подбросил». Но причем тут сатана? Помысел исходит изнутри нас. Мы должны знать, что это мы его посеяли, а что посеешь – то и пожнешь. Сеешь хлеб? Хлеб и вырастет. Помысел – это жатва из тех семян, которые мы сами посеяли в своей душе и по нерадению позволили им взойти. Никогда не будем думать, что помыслы внушены нам сатаной. Лукавый им лишь содействует.

Помыслы – это, можно сказать, ноги мысленной части нашей души, которые ведут ум, куда хотят. Но нам нужно научиться им не подчиняться, а для этого мы должны уметь отличать ум от помыслов. Одно дело ум, другое – помыслы. Ум – это царь, правитель, у него есть сила и власть, чтобы идти, куда он хочет. А у помыслов своей силы нет, их преимущество лишь в том, что они неимоверно быстро движутся. И диавол этим пользуется. Он неприметно входит в наши мысли, чтобы с их помощью низложить наш ум и поработить его. Как он это делает? Куда идут ноги, туда и голова, и если ноги ведут меня в пропасть, то я разобью себе голову. Вот сатана и трудится изо всех сил, рисует, копает, работает с помыслом, чтобы уловить наш ум.

Приведем такой пример. Брат думает: «И зачем это меня к игумену позвали, что он хочет мне сказать?» Диавол тут как тут и говорит, дополняя принятый братом помысел: «Кто приходил только что к игумену? Такой-то. Кто знает, что он такое ему наговорил, раз меня теперь вызывают?» Вот монах и обманут, а поскольку приходивший к игумену брат не очень-то ему симпатичен, потому что чем-то его обидел, монах настраивается решительно: «Ну, я сейчас старцу все объясню, я ему докажу!» Сатана водрузил в его помысле образ неприятного ему брата, и теперь монах готов предстать перед игуменом и доказывать свою правоту. Но если брат идет к игумену с таким настроением, связанный своей обидой, с желанием обороняться и нападать, то это говорит о том, что он уже предал себя сатане. Зачем тогда вообще идти? Остается ли игумен в таком случае его отцом, который несет за него ответственность? Может ли он им руководить? А если игумен им не руководит, то кто тогда руководит? Бог? Но для монаха старец, игумен – это образ Бога. Старец занимает место Бога. Вот и получается, что монах, поддавшись такому настроению, противится Богу.

Как замечательно святой Исихий все расставляет на свои места, объясняя, в чем надо видеть нашу вину, а в чем демонское содействие и пособничество! Он ясно показывает, что наше душевное состояние, пусть даже мы этого не понимаем, - это результат и нашего собственного сеяния, и действия демонов.

Образ, который водрузили демоны, «стремится увлечь ум в мечтания и обольстить его». Вернемся к нашему примеру. Если предположить, что игумен не может сразу принять брата, и монах тем временем захочет помолиться или почитать, то у него ничего не получится: его ум связан. После «гравировки» сатаны помысел становится настолько рельефным и живым, что ум уже не может различить, где ложь, а где истина. А если ум обманут, то что мы можем принести Христу?

Так демон и действует: он постоянно исподтишка за нами следит, чтобы застать нас врасплох. Лишь только душа оставит трезвение и займется помыслами, лукавый враг тут же пускает в ход воображение, им он обольщает ум и делает человека своей добычей. Воображение – это падение в духовной жизни, лукавый его использует и начинается с его помощью разыгрывать свои представления. Когда мы обращаем свое внимание на помысел, демон его подкрашивает, делает живее, рисует какой-нибудь образ, интересную сцену, пытаясь слиться с действием нашего ума. Мы как будто бы призываем Бога, но здесь же оказывается и лукавый. И мы нисколько не препятствуем ему взять кисточку и свободно рисовать все, что ему вздумается, или вырезать свои инструментом какой угодно образ.

После того, как сатана нарисовал свою картинку, некую фантазию в нашем уме, он уходит искушать других. Ведь образ, начертанный им, теперь работает сам по себе, завладевает нашим воображением и нашими мыслями. И в конечном счете наш ум – царь и владыка – оказывается обманутым.



архимандрит Эмилиан (Вафидис)

«Слово о трезвении», издание Ново-Тихвинского женского монастыря, 2020 г.