• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
21 ноября 2022 года

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Дорогие братья и сёстры, сегодня особый день, поскольку все торжествуют: сегодня у каждого – день Ангела. Ангел дается Богом человеку от рождения в Таинстве Крещения, и хранит Ангел Божий человека, ведёт его по жизни, не взирая ни на что: предательства, ложь, лицемерие, которым подвержена жизнь человеческая. Несмотря на своевольный путь, который нередко выбирает человек, Ангел Хранитель не покидает заблудшего. Ибо у него такое послушание, и чтобы ни делал человек, Ангел Божий рядом, Ангел Божий – Хранитель.

Каждый из нас имеет приставника – Хранителя, который бережёт нас от дел греха и неправды, и наша с вами задача – всегда стараться услышать эти предостережения, голос Ангела Хранителя. Человек подвергает себя страшнейшим падениям, и это всё лишь потому, что гордыня и зависть, как говорит Священное Писание, обладают этими людьми.

Завистью грех вошел в мир. Что такое зависть? Зависть – это сердечное чувство, которое возникает в несовершенном человеке, - это посягательство на то, что мне не принадлежит, при всём моем желании иметь это. Мне вот что-то не благословлено, а я места себе не нахожу, пока не заполучу вожделенного, - это и есть зависть. Некогда эта страсть прозябла в ангельском мире.

Сатаниил – самый ближайший некогда к Богу из Архангелов возомнил о себе: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 13-14). Что это как не зависть: «Я хочу быть подобным Вседержителю. Почему Он имеет власть, а я нет?» А ещё это гордыня. А что такое гордыня? Это нежелание согласиться с тем, что кто-то может посягать на мою свободу, даже Сам её Творец. Это отрицание любви: «Если Ты, Господи, дал мне свободу, то теперь уж  только я как хочу, так и распоряжаюсь ею. И для меня свобода – это желание делать всё, что я хочу, и Ты мне не мешай, Господи», - говорит и совлечённый диаволом в падение человек. И такого, если не покается, также ждёт погибель. Он сам удаляет себя от Света Божия, от любви Божией.

Свобода, с точки зрения православного христианина, - это, напротив, высочайшая ответственность за то, что даровано тебе Богом. Ответственность за всё: не только за свою жизнь, но и за тех людей, которые рядом со мной; за тот мир видимый, который меня окружает, - и это не только моя ближайшая среда, но и леса, озера, реки, воздух. Я за всё ответственен. Потому что нет ничего моего, всё есть дар Божий.

Как же я должен благодарить Бога за всё, что имею! Я даже уже и не думаю об этом, а всё это есть величайший дар Божий, а наипаче – вечность. Мы даже представить себе не можем, что нас могло бы не быть.Так как же мы должны быть благодарны Создателю за то, что мы есть и уже здесь наделены вечностью. Что наше? Мы вводимся в мир, и уже имеем все потребное ко спасению, по словам апостола Петра (см. 2 Пет. 1,3). Зачем же завидовать? Для чего превозноситься? Ставить себя выше других, даже Самого Бога? А мы и в этом, в своем безумии, диаволу подражаем, пренебрегая Законодателем, точно всей своей жизнью: как хочу, так и живу, - заявляем.

Архиепископ Алексий (Фролов)
в Стефано-Махрищском монастыре
 

Но в основе миробытия лежит Божественная любовь. А что такое любовь? Это есть еще один величайший дар Бога человеку. И соблюдение Божественных заповедей есть ни что иное, как предложение нам: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин.15,16), - говорит Господь, - Я уже не называю вас рабами… Я назвал вас друзьями.

Господь призвал нас быть Его друзьями, стать соработниками, предоставить Ему свое сердце, чтобы через нас Господь действовал в мире. Следуя Христовым заповедям, мы тем самым умножаем Его любовь в этом мире. Какое это замечательное чудо! И вот, дорогие, в зависимости от того, как мы будем побеждать себя, сподвигая на делание добра, заставляя себя поступать по любви, мы и получим то имя, которое никто не будет знать – только Сам Бог и я, который получаю это имя. Сказано же: Дам ему имя, которое никто не знает (см. Откр. 2, 17).

Мы свое имя созидаем посредством преодоления себя, - совершая подвиг любви, исполняем заповеди божии, отказываясь от своей воли в пользу жизни с Богом в моем сердце.

Кто яко Бог, - изрек Архистратиг Михаил, низвергнув диавола с неба, и носит это имя. Это его позиция по отношению к сатане, когда тот, заявив о своем превосходстве, восстал на Бога. Трудно себе вообразить даже, что это была за битва Архистратига Божия Михаила против Денницы. Как мы ее себе представляем, дорогие, с мечами в руках? Нет. Это был, возможно, немой диалог. Диавол хулил Бога, препирался, негодовал на то, что ему мало даровано. А Архистратиг Михаил защищал любовь Создателя ко всякой твари и всему творению Божию.

Треть ангельского мира была увлечена диаволом. Но для нас и теперь, когда мы произносим: Архистратиг Михаил, - и его одно имя нас уже утверждает в победе над сатаной. Он победил лукавого: Кто яко Бог! Оказывается, наше имя может слагаться подвигами во славу Божию. И нам на земле дана уже эта возможность попирать диавола силою имени Иисуса Христа.

Есть в одном предании такая история. Когда пророк Моисей умер, сатана стал спорить с Архистратигом Михаилом о Моисеевом теле, объявляя, что вождь Израиля не имеет права на достойное погребение так же, как и вступить в землю обетованную он не был Богом допущен, - а это правда, диавол часто берет повод от заповедей Божиих. Да запретит тебе Господь (Иуд. 1,9), - только и ответил Архистратиг Михаил, ибо он не по букве, а по духу знает Божественный закон: воля Божия, благая и совершенная, ведет все создание нередко через скорби и даже попущенные падения здесь, на земле, к Любви и полноте пребывания в Царствии Божием. И не смел предводитель воинства Сил Небесных, зная любовь Господню, ничего еще более сказать, как только «Буди воля Божия».

На ярость необходимо научиться отвечать кротостью, на гордыню – смирением, на зависть – закрыть глаза, дерзость скромностью отразить, на скорби – твердостью, терпением вооружиться. Как замечательно. Это все, что от нас требуется, и мы удостаиваемся нового имени, которое знает только лишь Сам Бог. Он ведает того человека, который по любви к Нему вступает в права быть хозяином самому себе, потому что начал доверять Божественному закону. И именно так каждый из нас становится в подлинном смысле человеком, дорогие братья и сестры. И получает новое имя, которое любит Бог. Обратите внимание, какая интимность обращения: никто не знает этого имени в полноте, как знает только Тот, Кто его дает, - это Сам Бог.

Вы посмотрите-ка, как необыкновенно любит Бог Своё создание, какие чудные нам с Ним уготованы отношения. Тот, кто получил много, не будет иметь лишнего; тот, кому будет дано мало, не будет иметь недостатка. Все будут насыщены любовью Христовой. Мы не станем оглядываться – у кого больше, у кого меньше. Будем исполнены радостью и полнотой.

Этот праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных напоминает нам, что всякий раз, как только мы встречаемся через скорби с собою, со своим сердцем, не нужно обвинять никого, от нас требуется лишь увидеть себя самого, свое сердце, и постараться довериться любви Божией, следуя тем путем, что открывают перед нами Его Божественные заповеди, исполнение которых, конечно же, предполагает наше собственное благо, дорогие. Не  Бог нуждается в том, чтобы мы заповеди его исполняли, это нужно нам самим. Так мы пытаемся через соблюдение заповедей Христовых сохранить еще и любовь Божию на земле. Только тогда наступит конец, когда по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24,12). А беззаконие умножается из-за отсутствия подвига, так и распространяются зависть, корысть, лицемерие, ложь… Люди в погоне за обогащением удаляются от любви Божией, отворачиваются от милости Своего Отца и Создателя. Тогда-то и придет конец, все услышат трубный глас Архистратига Божия: «Восстаньте на суд». И это не преминет, все будет именно так, дорогие братья и сестры.



~ Архиепископ Алексий (Фролов), Проповеди. Издание Новоспасского монастыря
печатается в сокращении