Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали отрывок из Евангелия от Луки. Это не притча Господа нашего Иисуса Христа, не рассказ о совершенных Им чудесах, не учение о событиях домостроительства нашего спасения. Этот отрывок посвящен тому, что составляет самую сердцевину христианского вероучения: отношению христианина к окружающему его миру.
Богооткровенная религия, каковой является только христианство, отличается от всех других, среди прочего, тем, что она учит человека жить не по естественным законам, а превозмогать их и дает средства для этого. Она призывает не просто жить по тем законам, которые Творцом установлены для всего остального мира (с учетом того, что этот падший мир во зле лежит), но жить выше законов естественных отношений. Сегодня Господь говорит об этом вполне определенно. Он говорит о том, что естественные люди — язычники (а под ними можно понять в данном случае любого нехристианина) — безусловно, не лишены нравственных начал. Они любят тех, кто их любит. Без этого мир просто не мог бы существовать. Они часто отвечают добром тем, кто творит им добро. Они имеют доброе внутренне расположение к тем, кто к ним, в свою очередь, относится по-доброму. Само по себе это, конечно, хорошо, ибо страшно отвечать злом на добро и сугубый грех — ненавидеть тех, кто относится к нам с любовью. Но исполнение этой нормы жизни еще не делает человека христианином. Господь говорит, что если мы желаем следовать за Ним и принимать Его правду, то должны слушать и Его слова о том, что нужно любить врагов наших, делать добро творящим нам зло и благословлять проклинающих нас.
Следовать этому завету очень нелегко. Вместить в себя и в полной мере применить к своей жизни эти заповеди вряд ли удастся каждому. Но мы, по крайней мере, должны отчетливо осознавать, что это и есть единственная окончательная правда, к которой христианину нужно стремиться.
Необходимо всегда помнить о том, что ни в коем случае нельзя соглашаться с какими-то ограничениями смысла этих слов Господа. Сделать это подсказывает нам наша лукавая совесть или ложные идеи, витающие вокруг. Ограничения эти могут быть такого рода: врагов, конечно, любить нужно, но давайте для начала разберемся, каких именно врагов следует любить. Например, исключительно личных. Конечно, если мой враг одновременно еще и враг общества и обижает каких-то иных людеи, то я получаю полное право исключить его из категории тех, кому я должен ответить любовью на ненависть.
Мы должны помнить, что подобное ограничение в другом месте Евангелия было оценено вполне однозначно. Когда фарисей спрашивал Господа о заповеди любить ближнего: «Кто мой ближний:» (Лк. 10, 29), он имел в виду именно это. Он полагал, что заповедь о любви к ближним конечно же нужно исполнятъ, но, при ближайшем рассмотрении, собственно «ближних» оказывается весьма немного. Фарисей подразумевал под «ближними» исключительно подобных себе благочестивых иудеев.
Не должны мы допускать и другой ошибки. Можно сказать, что мы готовы любить неких абстрактных врагов, которых неизвестно где и как можно увидеть, а по отношению ко всем остальным устанавливаем ограничении. Этот человек подладает под одну категорию, тот — под другую, иной — под третью, и вот уже можно разрешить себе в ответ этого врага ненавидеть или, по крайней мере, внутренне не принимать. Но это будет неправда по отношению к тому, о чем Господь говорит нам в Евангелии.
Рассмотрим наше отношение к иноверным и еретикам. Много лет назад великий светоч Церкви святитель Григорий Богослов высказался об этом со всей определенностью. Он сказал об этом тогда, когда ариане изгоняли православных, ставили у дверей церкви стражей. Григорий Богослов, оказавшись в Константинополе, обрел едва ли не один храм, да и тот домовый, в котором можно было начинать православное богослужение, а все остальные были захвачены еретиками. Во времена этих жестоких гонений на Церковь со стороны еретиков святитель Григорий сказал об этих заблуждавшихся следующее: «Мы добиваемся не победы над врагами, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». И сегодня нам очень важно применять этот принцип по отношению к любым людям, с которыми мы не единомысленны и не единодушны, — и к тем, кого называют сектантами и еретиками, и к тем, кто каким-то образом оппонирует позиции Православной Церкви.
Они для нас — не враги. Есть люди, которые, по своему заблуждению, могут считать Церковь и христианство своим врагом. Но у Христа врагом нет. Не может быть врагов и у Церкви, ибо Церковь — есть Тело Христово.
Мы много раз повторяли и вновь неоднократно повторим слова, сказанные Святейшим патриархом Алексием I в тяжкие годы гонений на Церковь: "Церковь — есть Тело Христово, распинаемое за спасение тех, кто Его распинает. Церковь не может этих врагов и распинателей, тех, кто ее считает врагом, воспринимать как своих недругов. Она проходит свое служение в мире за их спасение, как Господь наш Иисус Христос за спасение всего мира принес искупительную жертву. В этом и заключается любовь Божия."
Среди песнопений Октоиха есть умилительные слова. Церковь поет: «Ты мя, врага суща, зело возлюбил еси». То есть Ты, Господи, возлюбил меня, когда я был по отношению к Тебе врагом, когда я против Тебя восставал и и Тебя не принимал. И эти слова относятся не только к Адаму в его грехопадении, но и к любому из нас: «Ты мя, врага суща, зело возлюбил еси».
Подражание Богу в Его любви к врагам — это и есть обретение образа и подобия Божия, нахождение в себе того, что Богу свойственно. Собственно, подлинная любовь тогда и рождается, когда мы отказываемся воспринимать человека как врага.
Отчасти это приоткрывается людям в семейных отношениях. Родители, если они остаются настоящими родителями, не могут считать детей своими врагами, что бы те по отношению к ним ни сделали, каких бы грехов, обиди неправд ни сотворили. До тек пор, пока муж и жена остаются друг для друга мужем и женой, до тех пор, пока они воспринимают себя как единую семью, не могут видеть в супруге врага, какие бы ошибки, подлости и даже преступления ни совершил человек, который живет рядом, под одним кровом.
Все это в полной мере относится и ко всей остальной жизни. Христову правду, внутреннее согласие, осознание того, что врагов у христианина нет и не может быть, мы должны учиться распространять не только на самым близких людей, но и на всех, кто окружает нас в этом мире. Это и будет правда Христова. Об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие.
Аминь.
~ протоиерей Максим Козлов