• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
1 декабря 2019 года

Слово в неделю 24-ю по Пятидесятнице. Притча о неразумном богаче

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 16-21).

Эта притча отражает распространеннейшую психологию тех, кто не хочет или забывает подумать об итогах своего земного пути. Эта притча говорит о распространеннейшем человеческом заблуждении — видеть в повседневной действительности устойчивые формы своего бытия.

Эта притча говорит о весьма часто встречающемся человеческом заблуждении, принимающем иллюзию постоянства окружающей нас действительности за подлинную реальность.

Мы в жизни часто действуем, живем, планируем свою жизнь так, как будто все окружающее нас, и мы сами будем пребывать в этом состоянии, если не вечно, то, во всяком случае, какое-то неограниченное число лет. Нам кажется, что все всегда будет так, как было, например, сегодня. И если мы иногда и вспоминаем о неизбежном конце и нашей личной жизни и конце этого мира, то мы или гоним поскорее эту мысль от себя, или стараемся воспринять все это, как нечто еще весьма далеко от нас отстоящее. А пока... А пока — «покойся, ешь, пей, веселись».

И эта психология не единична и не случайна. Она всегда была свойственна людям, она всегда действовала на людей, как своего рода психологический наркотик, уводящий их от подлинной действительности в дебри фантазии. Ибо, если не как правило, то весьма часто, представление человека о будущем отрезке своей жизни весьма мало бывает похоже на то, что случается в действительности.

Мы весьма склонны сознательно и бессознательно забывать, что в любой день, вопреки нашим планам и предначертаниям, мы можем уйти из этой жизни. Мы весьма склонны забывать, что всегда имеется опасность, что вообще наша планета прекратит свое существование и на ней прекратится всякая жизнь. Мы весьма склонны забывать, что ежедневно нас подстерегают десятки опасностей, мимо которых мы пока проходим, хранимые свыше. Но ведь не всегда бывает так. Может неожиданно прийти день, когда совершенно иногда незначительное обстоятельство, на которое можно было бы и не обратить внимание, приведет к катастрофическому концу.

Мы весьма уверенно планируем нашу жизнь, наши личные дела, стремимся к достижению какого-то, как нам кажется, желательного для нас положения в обществе, на работе, на службе; мы иногда откладываем и усиленно копим, подобно евангельскому богачу, какие-то материальные средства и сбережения для какого-то неопределенного будущего; мы покупаем вещи, далеко не всегда нужные нам в данный момент, тоже с расчетом на это весьма уверенно представляемое нами будущее. И мы не хотим поверить, или просто подумать о том, что ведь этого будущего может и не быть, И в этом отношении, надо сказать, много людей живет в мнимой действительности. Мнимой, потому что их представления о будущем часто бывают мнимыми по многим совершенно непредвиденным ими причинам.

В евангельской притче человек, весьма уверенно думавший о своем будущем и усиленно собиравший богатство для этого будущего, назван безумным. Это слово безумный в духовном плане относится и ко всем тем, кто живет по принципу евангельского богача, не думая об относительности и эфемерности всего того, что так занимает его в жизни.

Мы в этом отношении часто бываем похожими на детей, увлекшихся игрушками и забывшими, где они находятся, и что с ними в действительности происходит. На первый взгляд это утверждение кажется странным, но это именно так. Евангельский богач тоже думал так. Он весьма широко задумал воспользоваться имевшимися у него возможностями, но не смог этого сделать, потому что в ту же ночь умер.

И не повторяется ли часто на наших глазах история этого человека? Разве мало в нашей жизни встречалось случаев, когда люди сегодня, полные жизни и энергии, говорили нам о своих планах, планах, касавшихся исключительно этой земной и весьма непрочной действительности, а завтра оказывались мертвыми. И когда это случалось, все ужасались и говорили о какой-то преждевременной смерти, как будто смерть может быть только своевременной. Не повторялась ли в этих случаях, как и во многих других случаях, притча о богатом человеке?

Что же делать, скажут нам, как же надо жить? Нельзя же совершенно пренебрегать этой земной жизнью и жить только мыслями о смерти? Нет, этого делать не надо. Так жить могут только избранные, посвятившие всю эту жизнь одной цели — подготовке к будущей жизни. И этого от всех совершенно и не требуется.

Надо жить этой земной жизнью, полностью раскрывая в ней все те таланты и дарования, которые дал нам Господь. Надо ценить и любить эту дарованную нам жизнь. Надо уметь правильно ее прожить, прожить так, чтобы не было стыдно и жаль за нелепо истраченное время.

Но, живя в этом мире, никогда не надо забывать, что эта жизнь скоротечна и временна, и не прилепляться к ней, как к чему-то прочному и единственно постоянному. Надо уметь жить двупланно. Живя в этом мире, никогда не уподобляться евангельскому богачу, т. е. не забывать о том, что, быть может, очень скоро наступит конец этой жизни.

Надо, как говорят христианские подвижники, всегда иметь память смертную, т. е. помнить, что рано или поздно, но мы уйдем из этой жизни. И вот, живя здесь, трудясь, творя и созидая необходимые для нас формы, жизни, надо уметь вместе с этим рассматривать их как своего рода подготовительный класс для жизни иной, жизни вечной. Этот подход, повторяем, отнюдь не должен вести к умалению или ущемлению многообразия нашей земной жизни, к ее обеднению. Отнюдь нет. Но указанный подход неизбежно приводит нас к переоценке многих ценностей, приводит нас к признанию относительности того, что для евангельского богача казалось нечто абсолютным и неизменным.

Не только религия, но и современная наука утверждают, что, кроме видимого нами мира, существует мир и невидимый, недоступный нашим пяти органам чувств. Они слишком грубы и несовершенны, чтобы ощутить и познать его. И, именно, наша земная жизнь подготовляет человека для перехода в этот мир иного бытия, иных измерений, иных ощущений, иного мировосприятия. Мы в подготовительном классе. Этот класс надо пройти так, чтобы совершенно естественно и органически совершился переход в другой высший класс. Надо наладить свою здешнюю жизнь так, чтобы в любой момент мы могли бы безбоязненно перейти в другой план бытия и дать отчет о том, что мы здесь делали.

В мире существуют два плана бытия: вечный и временный. И ошибка многих и многих людей заключается в том, что они временное принимают или воспринимают как вечное и в этом ошибочном направлении действуют всю жизнь. Поэтому они часто совершенно не готовыми заканчивают данную им жизнь и совершенно не подготовленными находятся на пороге того нового, что стоит перед ними за порогом этой жизни.

Эту ошибку совершил евангельский богач. Эту ошибку совершили и до него и после него миллионы других людей. Об этой коренной жизненной ошибке предупреждает нас христианство устами своего Основателя. Об этой ошибке совершенно особо говорит нам притча о богатой человеке, возложившем все свое упование на успех в земной жизни. Об этой ошибке говорим еще раз мы сегодня. Эту ошибку нельзя совершать. Надо всегда помнить о многообразии форм бытия во вселенной, о том, что нам рано или поздно придется войти в план другого бытия и о том, что мы, живя здесь, одновременно должны быть готовы к этому вхождению.



протоиерей Димитрий Константинов (+2006 г.)