Чтение Евангелия для верующего человека — это больше чем чтение в традиционном смысле этого слова. От того, знаем ли мы Слово Божие, зависит вся наша жизнь и спасение души.
Для сестер, прихожан и всех, кто посещает Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, в притворе Троицкого храма установлен специальный аналой, где каждый может прочесть святые слова Евангелия.
Чтение Евангелия для верующего человека — это больше чем чтение в традиционном смысле этого слова. Оно входит в состав ежедневного молитвенного правила монашествующего и мирянина — это необходимо для создания правильного, всецело христианского внутреннего устроения. Человеку, по выражению святых Отцов, необходимо напитаться Духом, напитаться Евангелием.
Мы помним из жизнеописания преподобного Серафима Саровского, что этот святой, человек абсолютно нестяжательный, из вещей не имевший ничего, кроме того, что было на нём надето, всегда носил с собой котомку — в этой котомке было Евангелие. И везде, во всякое время, когда появлялась у него такая возможность, он это Евангелие читал, проходя, как сам он говорил, в течение недели весь Новый Завет.
Евангелие нельзя прочитать однажды, как какую-нибудь другую книгу, и оставить, будучи уверенным, что “всё понял и узнал”. У людей бывают любимые книги, которые они читают и перечитывают по многу раз — но и такое сравнение будет некорректным по отношению к Евангелию. К нему нужно не просто возвращаться время от времени — Евангелие должно жить в сердце христианина. Если оно, как советуют духовники, становится частью ежедневного правила, если человек читает его внимательно и с молитвой, через какое-то время его душа действительно напитывается Евангельским духом и происходит самое главное — Евангелие становится критерием, которым человек проверяет в своей жизни всё, — абсолютно все жизненные ситуации. Ведь все мы, даже не замечая того, всё время находимся в состоянии выбора: как поступить, что сказать, какой помысл послушать… Во внешнем, чисто бытовом плане (который, конечно, неразрывно связан с внутренним): огрызнуться или промолчать, что-то сделать или лечь на диван, заглянуть в холодильник или нет… То есть все ситуации — от самых, казалось бы, незначительных до самых серьёзных — человек должен проверять Евангелием. И когда Евангелие живёт в нём, это становится само собой разумеющимся.
В отношении Иисусовой молитвы есть такое понятие — самодвижущаяся молитва: когда человек навыкает этой молитве, постоянно и осознанно повторяя её, со временем она начинает совершаться в его сердце уже помимо его усилий. Так происходит и с Евангелием: когда человек постоянно обращается к нему, оно входит в сердце человека и действует в нём. Тогда начинается подлинное богообщение: человек ходит перед лицом Божиим, ощущает присутствие Божие. Мы не чувствуем Его присутствия в нашей жизни постоянно только по одной причине — потому что мы суетимся. Погрузившись в вечный водоворот дел, событий, впечатлений, развлечений, мы сами не замечаем Бога. Но если мы Евангелием будем питать свою душу, тогда Бог всё время будет перед нашими духовными очами.
Мне не раз приходилось видеть людей, жизнь которых перевернуло чтение Евангелия; это было совершенно явное и очевидное действие благодати Божией. В то же время далеко не все, кто прочитал Новый Завет, становятся искренне верующими и глубоко воцерковлёнными людьми. Почему так происходит?
В притворе Троицкого храма Стефано-Махрищского монастыря установлен специальный аналой, где каждый может прочесть святые слова Евангелия.
|
Для полного, совершенного воцерковления человека необходима определённая бескомпромиссность, практическое исполнение заповедей и главное, борьба с самим собой, — пастырский опыт с исчерпывающей полнотой свидетельствует об этом. Бывает, что человек читает Евангелие и приходит в храм, потому что у него есть какой-то интеллектуальный интерес или с кем-то за компанию, или переживая трудности, или просто “на всякий случай”… Он ходит на богослужения, начинает участвовать в таинствах, исповедуется. И если он действительно пытается бороться хоть с какой-то из своих греховных привычек, хотя бы самой незначительной, то вдруг неожиданно сталкивается с яростным внутренним сопротивлением, с наличием некоей силы, которая отчаянно противится его желанию победить в себе грех. Так — “от противного” — он убеждается в реальности духовной жизни, духовного мира, духовной брани, и если он сохранит решимость бороться, то Господь обязательно поможет.
Наверное, каждый человек, приходящий в Церковь всерьёз, пережил такое состояние, когда Бог открывается ему, когда он чувствует, что Господь Сам ведёт и поддерживает его. Я много раз наблюдал это в окружающих и испытывал сам. Память об этом периоде, о той благодати, которую человек получал, в том числе и во время чтения Писания, сохраняется навсегда и очень помогает ему на его дальнейшем духовном пути.
А этот путь отнюдь не сходен с современной автострадой. Периоды благодатного духовного подъёма практически неизбежно перемежаются с периодами сухости, непонимания, погружения в слепоту. Очень точно выражает состояние человеческой души в то время, когда благодать для него сокрыта, образ закрытых Царских врат. И в это время, когда всякое обращение к молитве — не говоря уже о посещении храма и об участии в таинствах — даётся с невероятным трудом, можно найти опору как в воспоминаниях о переживании благодати, так и в чтении Писания. Главное — не останавливаться, не складывать рук, не терять надежды...
|
Благодать Божия действует и через книги святых Отцов, напитанные всё тем же Евангельским духом. Когда я учился в Болгарии, на богословском факультете Софийского государственного университета, к нам на лекции иногда из любопытства забредал кто-то из студентов других факультетов. Пришёл к нам как-то очень умный мальчик с факультета социологии, очень много читающий. Посидел, послушал, мы с ним разговорились, и я дал ему почитать книгу, которая была у меня с собой — поучения преподобного аввы Дорофея. Через два дня он пришёл ко мне с вопросом — где можно исповедоваться, как это сделать? Книг перед этим всевозможных он прочитал огромное количество, был увлечён, буквально погружался в болото послевоенной европейской философии. Но о книге аввы Дорофея сам он сказал: “Таких прозрачных вещей я не видел и даже не представлял себе, что так можно писать”. Сейчас он уже более пятнадцати лет как монах на Святой горе Афон.
Почему иногда Господь действует так мощно, как было с этим человеком? — У него было чистое сердце, которое искало правды. Не беда, что до этого в своих поисках он забрёл куда-то достаточно далеко. Но он искал правды, и Господь откликнулся, желание сердца его дал еси ему (Пс 20:3). А есть люди, которые стоят на пороге храма многие годы. Они интуитивно понимают, что должны делать что-то, чтобы изменить себя — но это очень трудно, неприятно, иногда очень больно, и они начинают придумывать причины, почему же они, собственно, не входят. Как правило, они говорят: в Церкви и это не так, и то не эдак...
Но здесь следует делать очень значимое различие. Важно, чтобы человек был внутренне честен, чтобы он при этом выражал свои мысли, сопряжённые со страданием (и со-страданием, так уж человек устроен), а не повторял чьи-то удобные для него в данный момент слова. Мы ведь очень часто сами с собой играем в сложные, лукавые игры. Господь взирает и на такого “игрока”, присутствует рядом с ним, но не открывается ему, потому что его сердце не готово принять Бога.
Конечно же, благодать Божия действует, я абсолютно в этом уверен, на любого человека, когда он читает Евангелие. Но нам заповедано и исполнять то, о чём мы узнали из него. И это — путь на всю жизнь.
~ Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Православие и современность