В праздник Тихвинской иконы Божией Матери и обретения мощей свт. Варлаама Махрищского в Стефано-Махрищском монастыре состоялись торжественные богослужения и традиционный крестный ход на Тихвинский источник.
26 лет назад, в канун празднования памяти Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы 8 июля 1998 года, во время проведения археологических раскопок на месте взорванного Троицкого храма Стефано-Махрищского монастыря, были обретены мощи святителя Суздальского Варлаама, Махрищского чудотворца.
История почитания Тихвинской иконы в Махрищской обители восходит к житию святителя.
В 80-е гг. XVI в. святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, покидая архиерейскую кафедру и отправляясь на покой в Махрищский монастырь, где он принял монашество и был ранее игуменом, привез с собой список Тихвинской иконы – свою келейную святыню. По преставлении святителя братия обители становятся свидетелями чудесных исцелений от образа. В последующие столетия икона остается одной из самых чтимых святынь монастыря. В XIX в. были летописно зафиксированы многочисленные исцеления от смертоносного недуга холеры, происходившие по молитвам перед Тихвинским списком из Махрищской обители.
Чудотворный образ пребывал в монастыре до его закрытия в 1923 г., после чего его местонахождение неизвестно.
В 2005 г. Святейший Патриарх Алексий II, посетивший обитель, передал в дар монастырю новый список с Тихвинского образа Божией Матери.
|
|
Список с Тихвинской иконы Божией Матери, находящийся в часовне Стефано-Махрищского монастыря
|
Святейший Патриарх Алексий II передает в дар обители список с Тихвинской иконы Богородицы
|
В 2013 г. в юго-восточной башне монастырской ограды, напротив храма Пресвятой Троицы, для образа была устроена часовня в честь Тихвинской иконы Богородицы.
В 2014 г. часовня была расписана московскими иконописцами А. Серняевым и Н. Степановой. Сюжеты фресок – чудотворения от утерянного ныне списка Тихвинской иконы: исцеление от холеры, спасение от пожара города Киржача и другие.
Святитель Варлаам почил в Махрищском монастыре около 1585 года. Честное тело святителя по его завещанию было погребено в особой палатке, примыкавшей к северо-западной стороне Троицкого монастырского соборного храма.
В 1906 г., при расширении храма, стенки, отделявшие палатку от храма, были уничтожены, и место упокоения святителя Варлаама стало находиться внутри церкви. Над могилой святителя (очевидно, в нач. XIX в.) было поставлено надгробие из серого мрамора со следующими надписями:
1. «В Бозе зде почивающий преосвященный Варлаам из игуменов сея обители, в 1570 г. посвящен во епископа Суздальской епархии. Во время своего здесь настоятельства обитель сию, после пожара пришедшую в запустение, собственными и других доброхотных вкладами возобновил. Оставя же престол святительский, в сей обители окончил дни свои в царствование Иоанна Васильевича»;
2. «Святый Варлаам здесь телом почивает, но духом в небесах он с Богом обитает. Благий рабе и верный, вниди в радость Господа твоего».
Это надгробие сохранилось до наших дней, находится оно за алтарем храма преподобного Стефана Махрищского.
|
Надгробная плита, сохранившаяся до наших дней
|
Могила свт. Варлаама до 1906 г.
|
В июне 1998 г. в Стефано-Махрищском монастыре, по благословению архиепископа Владимирского Евлогия, были начаты археологические раскопки на месте взорванного в 1942 г. Троицкого храма обители, во время которых были обретены мощи святителя Суздальского Варлаама, Махрищского чудотворца. Работы проводились археологом С.А. Беляевым, его ассистентом – иеродиаконом Иоанном (Макаровым) и группой семинаристов.
В архиве Стефано-Махрищского монастыря сохранилось письменное свидетельство участника раскопок – семинариста Ивана Обухова, из которого мы можем узнать подробности столь значимого для нашей обители события. Предлагаем несколько сокращенное изложение данной истории.
«В начале летних каникул первая группа студентов выехала в Стефано-Махрищский монастырь. По совершении молебна «На начало всякого благого дела» начались раскопки на месте взорванного Троицкого храма. Никто не предполагал, сколько впереди нас ждет трудностей и неожиданных открытий.
Под живописной поляной, покрытой полевыми цветами, скрывавшей место бывшего храма, находилась хорошо асфальтированная спортивная площадка. Слой асфальта пришлось убирать с площади всего раскопа. Фундамент залегал на небольшой глубине, что облегчало нашу задачу, но грунт, который предстояло исследовать, представлял собой смесь битого кирпича, штукатурки, бутового камня и прочего строительного мусора. По ходу работ мы извлекали из него предметы церковной утвари, монеты, фрагменты изразцов и металлической ковки.
Были заметно, что храм неоднократно перестраивался. Древний некрополь, расположенный под ним, был невольно разрушен строителями при копании рвов для новых стен при перестройке храма в XIX столетии. Останки из старинных захоронений первоначально были бережно сложены у внутренних перегородок фундамента, но затем, уже после разрушения храма, большинство их было перерыто и разбросано чьей-то варварской рукой.
Так как подвальных помещений в храме не было, некрополь был расположен достаточно высоко. В советское время кто-то, очевидно в поисках ценностей, кощунственно раскопал древние погребения, а затем скрыл следы своих злодеяний под толстым слоем асфальта, не утрудив себя захоронением потревоженных останков.
Нам предстояло расчистить поруганный монастырский некрополь и перезахоронить найденные останки. Так как таковых было много, то, по благословению архиепископа Владимирского Евлогия, мы прибегли к уже существующей практике перезахоронений – это помещение останков в костницу.
Все косточки мы тщательно извлекали из-под обломков и очищали. Меня тронула следующая картина – я увидел, что сестры монастыря, как святыню, бережно собирали землю, от которой я освобождал черепа иноков – предшественников сестер в этой святой обители. Увиденное мною в Махрищском монастыре благоговейное отношение к человеческим останкам разительно отличалось от моей прежней практики, полученной во время участия в светских научных экспедициях, когда найденные захоронения, не представляющие какой-либо археологической либо антропологической ценности, просто закапывались, как некий исторический мусор.
Нами было обнаружено значительное количество детских останков – печальное свидетельство о том, что на территории монастыря какое-то время располагался детский дом. Детские косточки мы также поместили в костницу.
Возвращение святителя Варлаама в Махрищский монастырь.
Клеймо иконы
|
Преставление святителя Варлаама
|
Найденные нами при раскопках предметы - фрагменты белокаменных надгробных плит, цветных изразцов, элементы храмовой росписи, несколько монет XIX века - составили небольшую коллекцию, переданную в распоряжение монастыря. Жемчужиной этого маленького собрания стал медный нательный крест, на обратной стороне которого изображен св. пророк Илия.
Обретение гробниц произошло неожиданно. Начинался обычный рабочий день. Наша группа из 6-7 человек работала на трех участках раскопа, нам помогали также ребята из деревни Юрцово – прихожане монастыря. Вместе со мной на нашем участке работал Игорь Шаповалов.
Ближе ко второй половине дня один из ребят, трудившихся на дне раскопа, почувствовал благоухание, которое вскоре ощутили и все остальные. Это не мог быть запах ладана из Стефановского храма, так как до службы было еще далеко.
Мы продолжали работать и, прямо во время колокольного звона ко Всенощному бдению, лопаты ударили о крышку белокаменного саркофага. Это случилось именно в канун праздника Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, именно этот образ, как я узнал позже, был келейной иконой святителя Варлаама.
Крышка обнаруженного нами саркофага состояла из фрагментов, которые фиксировал крест из желтого огнеупорного кирпича, положенный на хороший цементный раствор. Судя по всему, этот крест, удерживающий разбитую крышку, был сделан кем-то в не столь отдаленном прошлом. Мы подождали возвращения со службы о. Иоанна, и, когда отец иеродиакон пришел, я извлек один из огнеупорных кирпичей, не входящих в состав креста. Кирпич легко отошел и в образовавшуюся щель все увидели главу святого.
Прошло всего несколько мгновений, и, неожиданно для всех, крышка саркофага в нескольких местах обрушилась внутрь, но, при этом, чудесным образом не задев самих мощей. Останки святителя спасло то, что гроб внутри был засыпан землей и мусором, на который и упали фрагменты крышки.
Мы быстро соорудили деревянный настил и выложили крышку в геометрической пропорции, как она была, и отец Иоанн сделал фотофиксацию саркофага, но, конечно, уже не в первозданном виде, а во второстепенном. Затем мы закрыли саркофаг полиэтиленом.
Открытие мощей святителя Варлаама состоялось 15 июля 1998 года в присутствии владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, С.А. Беляева и большого стечения верующих. Сестры стояли с зажженными свечами, монастырский хор пел панихиду. Владыка совершал каждение.
Обретение мощей святителя Варлаама
|
Мы вторично вскрыли саркофаг и максимально очистили от земли и мусора, просыпавшегося в щели крышки. Святитель лежал в полный рост, мощи были целы и нетронуты во всех составах. Хорошо сохранились кожаные сапожки на ногах святого. На груди лежала большая красивая слезница – стеклянный сосуд с благовониями, который клали в могилу по древнему обычаю.
Глава святителя Варлаама была несколько повернута и запрокинута назад – я подумал, что ее повернули грабители при вскрытии могилы, так как в саркофаге отсутствовали атрибуты епископского облачения – жезл, митра, Панагия, Крест и Евангелие. Прозвучала версия, что их нет, потому что святитель мог быть погребен просто монашеским чином…
По завершении ревизии останков на мощи святителя была положена мантия монахини Магдалины и погребальная пелена, после чего саркофаг был закрыт.
Во время работы я старался не прикасаться к мощам, испытывая сильный страх и трепет перед святыней. Целый букет чувств я там пережил, которые трудно описать… Спустя год я вспоминаю этот день с трепетом и никогда его не забуду.»
В декабре 1999 года епископ Суздальский и Тарусский Варлаам был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.
В настоящее время мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, открыто почивают в Троицком храме Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря.
О чудотворном списке Тихвинской иконы, пребывавшем в Махрищском монастыре, из книги А. Воскресенского «Святыни Стефано-Махрищского монастыря» (Издание 1914 г.)
|
Тихвинская икона из местного ряда иконостаса храма прп. Cтефана Махрищского |
До закрытия монастыря (1923 г.) в обители пребывала чтимая чудотворная икона – список с Тихвинской иконы Божией Матери.
Эта икона, по преданию, была келейной святителя Варлаама, пред которой в молитвах он изливал святую свою душу. Оставив архиерейский престол (примерно 1583-85гг.), святитель отправился на покой в Махрищский монастырь, взяв с собой святой образ. По преставлении святителя Варлаама (около 1585 г.), святая икона осталась благодатным залогом любви и благословения свято почившего святителя к Махрищской обители. Она всегда была благоговейно чтима здешними иноками, украсившими ее от своего усердия сребропозлащенной ризой. Не без оснований, конечно, святая икона Богоматери была почитаема преимущественно пред другими иконами, как причастная благодати, но мы, к сожалению, не можем точно определить времени, с которого началось ее почитание. Вероятнее всего, что тотчас же по блаженной кончине святителя Варлаама. Чудотворения, совершавшиеся от нее, проявились воочию в 1848 году исцелением от холеры крепостной девицы гражданина П.Угримова Вассы.
В делах Махрищского монастыря находится собственноручное показание Павла Угримова, которое мы и приводим ниже:
1. «В 1848 году Владимирской губернии в Александровском уезде была холерная эпидемия, не исключая сел и деревень, находящихся в окрестностях близь Махрищской обители, в коей почивают св. мощи Преподобнаго Стефана и находится издревле чтимая св. Тихвинская икона Божией Матери. Не в дальнем разстоянии, а именно в 9 верстах от помянутой обители, находится и сельцо Таратино, в котором также находились больные холерою; в это время сельцо это было поместьем, принадлежавшим мне, Угримову. В этом поместье находилась тогда у меня в числе дворовых взятая в услужение из крестьянок с юнаго возраста девица Васса Васильева Морозова, которая, как известно мне, и в настоящее время еще жива и находится в том же сельце Таратине. Упомянутая Морозова сделалась тогда больна холерою и была напутствована для жизни вечной душеспасительными таинствами Покаяния и Св. Причащения страшных Христовых Тайн, и как болезнь ея усиливалась, то и св. Елеосвящения, и была в совершенно безнадежном положении на выздоровление. В то время был общий панический страх, а посему я и обратился к заступлению Божией Матери, для чего и отправился в Махрищский монастырь к бывшему тогда там строителю почтеннейшему отцу Георгию, и усерднейше просил его прибыть ко мне в дом со святыми иконами: Тихвинской Божией Матери и преподобнаго Стефана, каковое мое желание, ныне уже умерший, отец Георгий с полною готовностию исполнил и, совершив молебствие, по просьбе моей, перенесли св. икону Божией Матери над болящею, а потом отправились для молебствия по всем домам крестьян сельца Таратина. По окончании всего молебствия, проводя свв. иконы до монастыря, я, Угримов, возвратился домой в сельцо Таратино уже на разсвете и ожидал найти упомянутую больную Морозову уже покойницею; но вместо этого я увидал Морозову живою и сидящею. На вопрос мой: «что с нею делается», она ответила: «со мною ничего; я крепко спала, теперь только слаба; а что со мною было и что меня соборовали я ничего не помню». Жители ближайших селений к Таратину, как могу припомнить, деревень: Гидеевой, Новопоселенной слободки, села Алексина и других прибегли ко мне с просьбою, чтоб я походатайствовал у строителя отпустить и к ним те же иконы, которыя были у меня в Таратине, и получив удовлетворение, они с готовностию, по предложению моему, разумеется, и по собственному желанию дали обещание - каждогодно молебствовать, и таким образом и доселе испытывать на себе покров и заступление Божией Матери. Генваря 25 дня 1890 г. Потомственный дворянин Титулярный Советник Павел, Михайлов сын, Угримов».
С того времени, по предварительному разрешению Владимирского Епархиального Начальства, святая Тихвинская икона Богоматери была износима в селения этой епархии, проявляя свою чудодействующую силу милостью Матери рода христианского, избавляя от различных бед и зол. В монастырских записках мы читаем об этом следующее:
2. «Крестьяне села Алексина и деревень Никулиной, и Новожилова, отстоящих от Махрищскаго монастыря в 13 верстах, ежегодно приходят в Махрищский монастырь и износят в свои селения Тихвинскую икону Богоматери и Преподобнаго Стефана. Однажды, быв спрошены о причине этого благочестиваго обычая, они отвечали: «в 1848 г. множество людей умирало от холеры. Было несколько смертных случаев и в нашем приходе. Тогда мы решились обратиться всем приходом с усердною молитвою к Царице Небесной об избавлении от бедственной смерти, для чего подняли в свои селения Ея св. икону. И благодарение Господу: после совершеннаго пред нею молебствия у нас уже не было ни одного случая не только смерти, но и заболевания кого-либо. Поэтому-то мы ежегодно и поднимаем к себе Тихвинскую икону Царицы Небесной и Преподобнаго Стефана».
3. «В 1871 г. в с. Ивановском, Владимирской губ., Александровскаго уезда, Ботовской волости, отстоящем от монастыря в 12 верстах, от свирепствовавшей холеры ежедневно умирало по 4-5 человек. Жители этого села пришли в Махрищский монастырь и просили бывшаго в то время строителем о. Савву отпустить чудотворную икону в их село, для совершения пред нею молебствия об избавлении от смерти. Строитель исполнил благочестивое желание их и 27 июля Тихвинская икона Богоматери и Преподобнаго Стефана с подобающею честию были изнесены в Ивановское. Здесь местным священником о. Василием святыня встречена была с крестным ходом и внесена в храм, где пред нею совершено было всенощное бдение. На другой день, 28 июля, после литургии совершен был крестный ход кругом всего селения, а затем началось совершение молебствий по домам обывателей. И дивное дело Божия милосердия: после сего не только никто уже не умирал, но даже и заболевшие получили здравие».
4. В мае 1893 г. от неизвестной причины случился пожар в заштатном г. Киржаче Владимирской губернии. Был сильный ветер и пожар угрожал истребить весь город. В это время здесь находились из Махрищского монастыря Тихвинская икона Богоматери и икона Преподобного Стефана. Устрашенные граждане просили сопровождавшего их иеромонаха Сергия
обнести святыню окрест горевших зданий. Желание их было исполнено. И что же? Ветер затих, сила огня стала ослабевать, и пожар не распространялся далее черты, где пронесены были святыни. И чудо милосердия Царицы Небесной стало для всех очевидным и не подлежащим ни малейшему сомнению.
Но если, с одной стороны, Матерь Бога Вышнего ускоряла на помощь благочестно покланяющимся и чтущим святую икону Ее, то, с другой - грозно карала тех, кто поступал противоположно этому. В монастырских записках изложены три следующих случая:
5. «В продолжение девяти лет граждане г. Киржача неизменно благоговейно принимали к себе св. икону Богоматери, но в 1903 г. представители их решили, что ими исполнен уже долг благодарения к Матери Божией за Ея милосердие, явленное в 1893 г. Когда иноки, сопутствовавшие святыне по окрестным селениям, приблизились к городу, лучшие и наиболее состоятельные люди его уклонились не только от приема святыни, но даже и от простой встречи ея, и св. Тихвинская икона Божией Матери должна была ночевать в частном доме на городской окраине. Рано утром следующаго дня она оставила отринувший ея город. Но гнев Божий за неуважение к честной иконе Пречистыя Его Матери уже висел над ним. Чрез два-три после того дня в центре города вспыхнул пожар, одновременно начавшиеся в трех-четырех местах, до тла испепеливший лучшую городскую часть. Еще не успели киржачане опомниться от постигшаго их бедствия, как на той же неделе пожар повторился, усиливая смятение граждан и заставив их уразуметь в этих событиях карающую их десницу Господню. В чувствах глубочайшаго раскаяния поспешили они в обитель Махрищскую, где, разсказав все строителю, иеромонаху Олимпию, всеусердно просили его - отпустить к ним святыню, обещая неотменно и ежегодно принимать ее к себе. О. Олимпий удовлетворил желание просителей, но дал им совет - ходатайствовать пред высшим духовным начальством о разрешении ежегоднаго изношения к ним св. иконы. Граждане вняли его совету и, обратившись своим прошением в св. Синод, указом его от 25 апреля 1905 г., за № 4125-м, получили просимое разрешение».
6. Крестьяне селения Малинова, в 3 верстах отстоящего от монастыря, в 1848 г. положили себе за правило ежегодно принимать к себе Тихвинскую икону Богоматери в 10-ю пятницу по Пасхе. В один год день этот пришелся среди горячего рабочего времени, когда крестьяне вывозили навоз на поля. По этому случаю решили отложить принятие святой иконы в текущем году, за что в особенности усердно ратовал некий крестьянин Бобыш, с которым были согласны и остальные односельчане. Только один житель названной деревни, Василий Мальков, не был согласен с общим решением: «Если вы не согласны на принятие святыни, то я один попрошу принести в дом свой св. икону Царицы Небесной», -сказал он. «Ты богат и можешь принять икону, а мы не желаем», - отвечали ему другие, расходясь по домам. Прошло после того не более часа, как над деревней нависла небольшая по виду темная туча. Раздался удар грома, блеснула молния, и первым загорелся дом Бобыша, а за ним дома и других крестьян. Деревня выгорела вся, за исключением трех домов, в числе которых был и дом Василия Ивановича Малькова, чудесно сохранившихся в пламени. Вразумленные небесным гневом малиновцы с того времени решаются лучше пожертвовать рабочим днем, нежели отложить принятие святой и честной иконы Богоматери.
7. «Подобное сему случилось и в д. Юрцовой, близ монастыря. Обыкновенно св. икона износилась сюда 16 июля, но в один год (1882), ради сенокоса, крестьяне решили не принимать ее. Так решили они на своем общественном сходе. Против такого решения возражали только два брата Иван и Прохор Григорьевичи Капрановы, но на их протест односельцы не обратили никакого внимания. На следующий день от неизвестной причины Юрцово вспыхнуло и выгорело все: остались только дома братьев Капрановых и три соседних с ними. Замечательно, что даже овин одного из Капрановых, окруженный морем огня, и тот избежал общей участи подобных ему. Урок был ясен и поразителен, и с тех пор жители Юрцова неопустительно в этот день приносят к себе св. икону Богоневестной, возсылая пред нею свои усердныя и смиренныя молитвы».
8. Не оскудевает благодать Пречистой изливаться от честной Ее иконы на людей страждущих, требуюших Ее помощи и заступления, и в наше время. Вот что читаем мы в одном духовном журнале : «1905 года на четвертой неделе Великаго поста крестьянская девица Московскаго уезда, Выхинской волости, сельца Владычина - Анна Николаева Никитина, она же Квартальнова, 15 с половиной лет, простудилась, последствием чего был сильнейший ревматизм, так что ноги больной совершенно не владели, и она принуждена была оставаться без движения в течение года. Обращались за медицинскою помощью в Шереметьевскую больницу в Москве, где пришлось больной пролежать 3 месяца, но улучшения в здоровье не замечалось. Выписавшись из больницы, больная продолжала лечиться дома, но безрезультатно: болезнь не поддавалась никаким лечениям. 1906 года на третьей неделе Великаго Поста сестра больной, Ольга Николаева, по мужу Прокофьева, будучи на богомолье в Махрищском монастыре, просила отслужить водосвятный молебен о здравии болящей Анны пред Тихвинскою иконою Божией Матери и Стефана Махрищскаго. Возвращаясь домой, Ольга Николаева взяла с собой священной воды, и больная, испив св. воды, крепко заснула, а проснувшись, почувствовала некоторое улучшение в своем здоровье. После этого больная положилась на милосердие Божие и решилась сама посетить обитель Махрищскую. И вот, в Вербное воскресенье 1906 года больная, в сопровождении матери своей Анны Евфимиевой, брата Василия Николаева и дяди Андрея Евфимиева Маркелова, по железной дороге отправилась в Махрищский монастырь. О своем пребывании в обители она сообщает следующее: «прибывши в обитель в Вербное воскресенье во время служения вечерни, я посетила храм и, сидя на лавочке, выслушала вечерню; по окончании службы исповедалась у монастырскаго духовника, и на другой день удостоилась причащения святых Христовых Тайн, при чем с большим трудом, цепляясь по стенке, я сама достигла Св. Чаши. После литургии по моей просьбе был отслужен молебен пред Тихвинскою иконою Божией Матери и св. Стефану Махрищскому, и я, поддерживаемая братом Василием, сама могла достигнуть монастырской гостиницы... Приехав домой, я с каждым днем стала чувствовать улучшение в своем здоровье и с Пасхи могла ходить без помощи посторонних, и в настоящее время (с лета 1906 г.) никакой болезни не чувствую».