• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
11 ноября 2020 года

Потерпеть себя

"Почему нам так трудно спокойно и терпеливо принимать себя? Почему возникает досада, боль, злость на себя? Так ли уж необходимы все эти чувства по отношению к себе, а тем более долгое пребывание в них?" - разобраться в этих вопросах предлагает православный психолог Марина Легостаева.


"Первый предмет терпения есть — терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания… Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не должно сильно расстраиваться или возмущаться, ни, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости. Тогда нужно смириться и молчаливо терпеть себя. Нужно помнить, что каждому человеку свойственно ошибаться, т. к. совершенных людей на земле нет... Поэтому, когда случится так или иначе споткнуться, тогда нужно смириться, сокрушиться сердцем о своем невежестве и впредь стараться быть внимательнее и осторожнее, испрашивая на то помощь Божию… " Святитель Феофан, затворник Вышенский.

Но почему нам так трудно спокойно и терпеливо принимать себя? Почему возникает досада, боль, злость на себя? Так ли уж необходимы все эти чувства по отношению к себе, а тем более долгое пребывание в них?

Нас с детства учат не принимать себя. Сравнивают с другими - эталонными детьми. И наши поступки, наши чувства, наши эмоциональные состояния со временем начинают отвергаться нами. Мы не такие, какими мы должны быть. Мы не правильные. Не дотягиваем до состояния образцово-показательного ребенка. И вот постепенно внутри нас происходит раскол, внутренний конфликт. Мы привыкаем себя сравнивать с другими, стремимся быть кем угодно, только не самими собой.

Наша внутренняя жизнь начинает походить на раскачивание маятника, который никак не может остановиться в центре. На одном полюсе чувства неприязни к себе, иногда даже злости и ненависти. А на другом - мы начинаем превозноситься от малейшего нашего успеха, от одобрения окружающих. И наше эмоциональное состояние зависит, условно говоря, от количества лайков, выставленных нам окружающими.

Это некий общий психический механизм, который, разумеется, имеет свои особенности у каждого из нас и свои не принципиальные отличия. Но суть его именно в этом. Иногда это состояние – эмоционального раскачивания, бывает просто невыносимым. Но оно повторяется, причиняя человеку большой психологический дискомфорт. Можно просто подавить в себе эти чувства, заглушить, вытеснить… Но, по сути это не приведет к желаемому результату, а создаст лишь излишнее напряжение, которое обязательно будет искать выход, возможность разрядки…

Что же делать, как нам освободиться от этого? Как перестать раскачиваться на эмоциональных качелях? И можно ли это вообще сделать?

Внимательно рассмотрим полярности. В данном случае нас больше интересует состояние, которое выражается, как неумение потерпеть себя. Для человека, исповедующего христианство, особенно это свойственно. Ну как же так? Я же должна была иначе проживать свою жизнь. Я же не должна гневаться, обижаться, осуждать, завидовать… И вот опять сказала что-то не то, очень резкое, причинила боль ближнему… загрузилась надолго чувством вины… обиделась. Ничего этого не должно быть, ведь я же христианка, и я уже столько лет в церкви, и я ведь работаю над собой, духовно росту… И вот обычная наша реакция: подавить эти чувства. Они настолько неприятны, что выдержать их наше православное эго не может. Бежим скорее исповедуем, просим прощения… Ну все теперь, стало легче. Можно выдохнуть и жить дальше. Внешний обряд как бы соблюден. Но почему же тогда все возвращается? И через какое-то время Господь попускает нам испытания, а мы совершаем то же самое…

О чем это - потерпеть себя? По сути, это о том, чтобы внутри нас совершился процесс покаяния. Именно как процесс, он имеет свое начало, свою динамику и свое завершение. И вот, потерпеть себя – это дать произойти покаянию. Дать возможность произойти перемене ума, изменению сознания. Пусть на каком-то этапе, пусть фрагментарно. Но из таких фрагментов и складывается целостное движение души к обретению Христа внутри себя. Что это означает?

Для начала важно понять, чем это не является. Возможно, тогда будет понятно, почему иногда мы исповедуем один и тот же грех, но повторяем его из раза в раз. Не удастся освободиться от повторений, если мы:

  1. подавляем в себе возможность до конца соприкоснуться со своими чувствами.
  2. думаем, что раз исповедовали, произнесли слово: "каюсь", то это означает автоматическое освобождение. Нет, скорее всего, исцеления не происходит, а происходит просто вытеснение чувств в зону бессознательного.

Изменение на духовном уровне происходят в том случае, когда мы, не смотря на боль, причиняемую нашему эго, продолжаем соприкасаться с чувствами. Любыми чувствами – виной, обидой, раздражением на себя, неприятием себя, чувством самопревозношения… В этом случае, мы проживаем их в полную меру, не прячемся от них. Иногда это действительно очень больно, почти невыносимо. Но это можно сделать, если мы знаем, для чего это мы делаем. Что именно этот внутренний процесс и ведет нас по пути освобождения, духовного исцеления. Внутри совершаются очень важные для души психические процессы. Языком христианства можно сказать, что в судорогах, переживая предсмертную агонию, умирает наше эго, наша зацикленность на себе. Но разве не этого мы желаем, когда начинаем исповедовать христианство? Так вот, потерпеть себя, это потерпеть весь этот процесс, понимая, что другого пути у нас нет. И мы просим у Бога силы все это выдержать, мы молимся… Бывает этого мало. Нет у нас надлежащего духовного ресурса, и мы срываемся с креста, не пройдя этот путь покаяния до конца.

Надо помнить, что есть еще прекрасная возможность прожить все свои чувства сполна, не выплескивая их на своих близких и не заглушая внутреннюю боль. Способ этот - ведение дневника, выписывание своего внутреннего состояния на бумагу, исповедование… Иногда приходится возвращаться к этому внутреннему процессу снова и снова. Тогда можно дойти до такой глубины, о чем говориться в святоотеческих текстах: считай себя хуже всех. Но тут уже даже не о том, что я выбираю - считать мне или не считать. Это состояние открывается, приходит именно как откровение. Это моя собственная зараженность гордыней. И потом уже, как следующий этап - смиренное принятие себя. Откуда вообще эти фантазии, что я могла иначе поступить? При этом самым парадоксальным образом приходит и принятие себя, и любовь и сострадание к себе, как к Образу Божию, который во мне так исковеркан. И в этот момент приходит примирение с собой, с Богом, и другими людьми… И это та серединная точка в амплитуде маятника, когда я могу ощущать и мир, и покой и любовь… Слава Богу за все! Какой-то шаг (или шажочек) по направлению к Тебе еще сделан!



~ Марина Легостаева, православный психолог

фото Анны Черняковой