• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
3 февраля 2022 года

О чувстве вины

Существует представление, в основном среди нецерковных людей, что православие культивирует в человеке чувство вины, иными словами — занимается выискиванием грехов, чтобы человек чувствовал себя виноватым. Почему это мнение возникло? И так ли на самом деле?

К сожалению, сразу хочу ответить: да, так бывает, что, находясь в Церкви, человек считает, что постоянно и непрерывно испытывать чувство вины — это его прямая обязанность. Не уверена, что причиной их неврозов здесь является православие. Дело в том, что их невротическая структура, их невротические паттерны нашли для себя благоприятную почву в том, что в голове произошла путаница между пониманием сути процесса покаяния и невротическим чувством вины. Ну и, возможно, необдуманные слова какого-либо батюшки усугубили процесс.

Нам необходимо разобраться в этом вопросе. А именно: чувство вины и вина, как таковая. Есть ли в этом разница? В чем она? Для начала давайте разберёмся, что такое есть грех.

В русском языке слово «грех» изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огрех»). Аналогично древние греки обозначали понятие греха словами, означающими промах, погрешность, провинность. "Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе" (блаж. Феофилакт Болгарский).

Но, возможно, человек просто по своему неразумению не мог видеть цели своей жизни. Он мог о ней не знать, в силу своей незрелости. Он совершал ошибку. И когда он это понимает, он готов признать ее, исправить и больше не совершать. Давайте рассуждать так: если я совершаю ошибку в каком-то деле, я ведь стремлюсь к тому, чтобы понять, в чем суть ошибки, и понять настолько, чтобы больше эта ошибка не повторялась. Иными словами, происходит то, что в духовной жизни мы называем покаянием. При этом изменяется мышление, изменяется сознание. И как результат этого процесса, меняется взгляд на себя и свою жизнь. А это означает, что меняется отношение к поступку.

Церковь учит нас, в первую очередь, видеть свои грехи (ошибки, заблуждения). Да, это бывает больно и трудно. Потому что это касается не только поступков, а того внутреннего устроения человека, которое вызывает эти поступки, которое является почвой для совершения поступков. И это совсем не просто — научиться такому взгляду на себя. Но это важно. Потому что следующим этапом идет процесс исцеления, или духовного очищения от всего ложного, неправильного, приносящего разорение в нашу душу, разрушающую нашу личность.

Чувство вины и вина - это не одно и то же. Вина может рассматриваться как провинность, проступок, преступление, прегрешение (по Далю).

Итак, поступок, или лучше сказать, проступок — это следствие психических процессов и нашего духовного устроения на данный момент нашей жизни. Чтобы избежать проступков, чтобы изменить свое поведение, должна меняться «почва души». Но чтобы это произошло, мы призваны быть внимательными к своей жизни. Быть честными с самим собой. Иными словами, быть способными к рефлексии — самонаблюдению. Это значит, что мы должны максимально честно осознавать свои мысли, чувства, а также то, на чем основываются наши импульсивные реакции. Таким образом, при развитии нашей осознанности, постепенно... в меру своего взросления… человек меняется. И тогда нам все меньше хочется использовать психологический механизм проекции - когда вместо того, чтобы честно смотреть внутрь себя, мы проецируем свои состояния на окружающих.

Однако, если такой внутренней работы не происходит, если человек лжет себе, если он прячется от своей реальности, не хочет честно смотреть на себя, а склонен осуждать других, то именно к нему Господь обращается: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

Затяжное, хроническое чувство вины, как бы это не звучало парадоксально, есть обратная сторона гордыни.

Это состояние характеризуется тем, что не происходит трансформации энергии, которая высвободилась при покаянии, в конструктивное русло. А именно покаяние способно освободить от прошлого. Человек изменился. Он уже другой. Он уже так не поступит, как поступил когда-то. При этом он не отказывается от прошлого. Он его смиренно принимает, как факт, как свою реальность. Но это факт, который остался в прошлом. Он не разрушает больше человека, не разоряет его душу. В то же время, формируется уверенность в том, что прошлые ошибки не повторятся. И человек конструктивен для выстраивания своего нового настоящего и нового будущего. Он осторожен и внимателен.

Но при чем же тут гордыня? Да при том, что, если нас годами не оставляет чувство вины — это говорит лишь о том, что где-то в глубине души, мы считаем, что мы изначально совершенны, что мы можем быть безупречны. Что мы не должны никогда ошибаться, что мы можем прожить эту жизнь в праведности. Но не так ли думал о себе фарисей, в притче о мытаре и фарисее?

Но почему бывает так, что исповеданная и раскаянная вина нас сразу не оставляет? К этому надо отнестись с терпением и уважением. Этот процесс внутри нас может еще какое-то время продолжаться. Но он закончится тем быстрее, чем честнее мы будем проживать его именно как процесс внутреннего покаяния, не прятаться от него, от той боли, которую, возможно, доставляют воспоминания. Проживать этот процесс во всей полноте. А это значит — еще и размышляя об этом.

Есть такая очень важная добродетель — добродетель рассуждения. В результате внутреннего процесса человек, действительно, будет способен видеть и свои ограничения, и свои слабые места, и принимать себя самого со смирением и даже с состраданием. Это очень трудно для нашего эго, для нашей гордыни… Здесь важно не торопиться и просто не мешать этому процессу происходить, по возможности, содействуя, проживая его во всей полноте. Освобождение обязательно придет. Оно будет ощущаться, как высвобождение энергии. Как способность жить здесь и сейчас. Иначе, если мы будем спешить, процесса покаяния, как такового, не произойдет. Не произойдет духовной трансформации. Мы просто включим механизм самооправдания и саможаления, чем поможем нашему эго обрасти психологическими защитами. Это поверхностно. И это не христианство.

Чувство вины может быть хроническим, длительным, не конструктивным. Чувство вины, которое не трансформируется в процесс покаяния, наносит человеку глубочайший вред.

Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Да, именно так. Это как раз о том, что где-то в глубине души, мы думаем о себе, что мы изначально способны не заблуждаться, что мы способны не поддаваться ложным, не истинным состояниям, иными словами — страстям.

Чувство вины лишает человека уверенности в себе, снижает его самооценку (в данном случае предполагается, что самооценка должна быть адекватной). Оно приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность, разочарование, уныние, маловерие, малодушие.

Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврозам и прочим заболеваниям.

Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию. Оно способно инициировать аутоагрессию вплоть до суицида.

И задача наша именно в том, чтобы мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию духовного исцеления, в созидание в себе нового человека. При этом необходимо избежать другого полюса — это рационализация и интеллектуализация, когда мы просто прячем свое эго за хорошо выстроенные психологические защиты.

Невротическое чувство вины может быть абсолютно иррациональным. Но оно может быть связано и с реальным проступком. Важно уметь различать чувство вины и вину. Когда человек совершил нечто неблаговидное и признает это – он не страдает невротическим чувством вины, у него достает мужества признать честно свою реально существующую вину. Иногда это может звучать так: признать степень своей вины, свой вклад, долю своей личной ответственности. И этого бывает достаточно, чтобы увидеть, что же ему делать с этим дальше, как исправлять.

Внутренняя жизнь человека — это живой динамический процесс. Внутри нас постоянно может меняться представление о степени нашей ответственности, о степени нашей вины и, тем самым, покаяние происходит на более глубоких уровнях. В то же время мы можем более трезво и честно оценивать себя, освобождаясь от иллюзий по поводу своего совершенства и своего всесилия.

Но как бы это парадоксально не звучало, именно трезвенное, честное, без всяких иллюзий в отношении себя наблюдение своей внутренней жизни, позволяет нам принимать реальность и дает возможность быть максимально эффективными в своей жизни.

Покаяние — это творческий процесс. В отличие от безвольного и разоряющего чувства вины, христианское покаяние – это активное, преображающее человека состояние. Это путь к взрослению и трезвению, путь к ответственности.

Понимание же своих ограничений приводит человека к осознанию того, что он не всемогущ. И что по истине духовно крепким можно стать, только обретя силу во Христе. И тогда мы способны сказать: «Господи, я действительно мерзко и ничтожно поступил тогда-то и тогда-то! Мне противно от самого себя… Но я не хочу так больше. Ты помоги мне стать другим!» Это позиция ответственности, взрослости. В ней потенциально заключено действие, ведущее к изменению жизни. Невротическое же чувство вины напоминает бег по кругу. Оно не выходит за его рамки, оно безвольно и статично.

Покаяние — это выход за пределы своего эго. Это возможность сотрудничества с Богом, это — возможность личных с Ним отношений. Вот в чем его основная сила. Если этого нет, то надо разбираться, где мы застряли. И что необходимо сделать, чтобы вырваться из невротического, такого привычного состояния, связанного с чувством вины. Вина реальная, осознанная, названная – может быть исправлена или исцелена. Если же это по каким-то причинам невозможно, она все равно может быть трансформирована в иное качество жизни, наполненное созидательной, живой энергией. И это иное состояние, качественно отличающееся от того, что мы называем невротическим страданием от чувства вины.



~ Марина Легостаева, православный психолог (печатается в сокращении)

фото Анны Черняковой