Мысли святых отцов и подвижников благочестия о посте и покаянии.
Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте.
Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи.
Свт. Василий Великий (ок. 330–379)
Пост – супруг молитвы.
Не печалься о том, что постишься; печалься о том, что не постишься всегда.
Приятна весна поста: она … сплетает нам венец не из цветов, но из духовной благодати.
Свт. Иоанн Златоуст (347–407)
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
Свт. Игнатий (Брянчанинов, 1807–1867)
Святой, павший и потерявший свою святость, становится легкой добычей бесов; вот почему отцы Церкви утверждают, что возвращение обратно от духовного пути опаснее, чем состояние вне-религиозное. Вот чем опасны пост и аскетизм, не регулируемые опытным лицом и лишенные молитвенного наполнения.
...Так грустно всегда расставаться с Постом и с пасхальной неделей. Я всегда тяжело переживаю и закрытие врат в алтаре в субботу Фоминой, и вообще конец пасхальной седмицы. Хоть и поют еще «Христос Воскрес», но все делается труднее, как будто действительно снова затворились двери Царствия, открывшиеся было навстречу усилиям и подвигам поста. Люди с какой-то усиленной жадностью опять погружаются в земное, в суету, церкви пустеют.
Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу ангелам и бесам.
При назначении постной пищи Церковь совершенно не руководится сентиментальными соображениями, как вегетарьянство или индуизм, а чисто физиологическими – устраняется то, что «утучняет» и возбуждает.
Как в наркозе, в опьянении, во сне – так и в посте человек проявляет себя – у одних проявляются высшие способности духа, другие делаются только раздражительны и злы; – пост открывает истинную сущность человека.
Иерей Александр Ельчанинов (1881–1934)
Трудность всякого начала: например, Великого Поста. «Не хочется». Отсюда необходимость, сначала и во всем, – терпения. «Терпением спасайте душу вашу». Терпение – это приятие сквозь «не хочется», это заглушение этого «не хочется» – не насильным «хочется», оно невозможно и фальшиво, а просто приятием, подчинением себя, то есть послушанием. И терпение рано или поздно превращается в «хочется». И наконец то, чего «не хотелось», оборачивается счастьем, полнотой, даром. И уже заранее печалишься, что и оно уйдет...
Прот. Александр Шмеман (1921–1983)
Встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра? А если нет – напрасен был пост.
Митр. Антоний Сурожский (1914–2003)
В Церкви и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу.
Согрешили мы? Покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно принесем покаяние.
Прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373)
Грех есть рана, покаяние – лекарство.
Отречение Петра – полезно: горько оплакав его, он научил всех, как достигается прощение.
Грешившие и не желающие покаяться сберегают самим себе сокровище гнева.
Не на свое покаяние надейся. Разве твое покаяние может в самом деле очистить такие скверны? Если бы было одно только покаяние, тебе действительно следовало бы бояться; но так как с покаянием соединяется Божие милосердие, то надейся, потому что оно превосходит твою злобу.
Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
Покаяние свидетельствуется не словами, а делами.
Свт. Иоанн Златоуст
Открывающий всё свое духовному отцу чист, как солнце.
Прп. Феодор Студит (759–826)
Которые не имеют расположения приносить покаяние, те чаще и грешат.
Прп. Илия Экдик (IX в.)
Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Все греховное в нас так живо, полнокровно, что наше обычное вялое покаяние никак не соразмерно с этой стихией греха, нами владеющей.
В исповеди самое важное – состояние души кающегося, каков бы ни был исповедующий. Важно ваше покаяние, а не он, что-то вам говорящий. У нас же часто личности духовника ошибочно уделяется первенствующее место.
…Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.
Знак совершившегося покаяния – чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.
Иерей Александр Ельчанинов
Покаяние есть оттеснение себя к блаженной вечности. Освобождение своего настоящего, прошедшего и будущего от всего небожественного.
Прошлое зарывать надо, как труп, в землю покаяния и богоблагодарения. Иначе будет смердеть. Добро смердит тщеславием, зло – соблазном и гибелью. Покаянием умерщвленный, сгнивший в душе грех делается удобрением небесных зерен.
Иоанн Сан-Францисский (Шаховской, 1902–1989)
Я не сомневаюсь, что, несмотря на все «метаморфозы», в таинстве покаяния есть преемство, есть какое-то основное, глубокое подлежащее, то есть сама реальность, сама сущность покаяния, неотделимая от сущности христианства. Христианство есть покаяние, и потому Церковь есть таинство покаяния, и потому в Церкви есть таинство покаяния. Но уразуметь, вскрыть подлинный смысл и содержание этого тройного «есть» нелегко. Ибо тут-то и начинает все двоиться, становиться двусмысленностью. Покаяние – тоска не по «праведности», а по Богу: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене...». В отрыве же от этого своего «теоцентризма» оно становится «антропоцентрическим» и неизбежно скользит либо к юридизму, либо к психологизму.
Прот. Александр Шмеман
Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние – бесплодное и, часто, такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять.
Митр. Антоний Сурожский
Духовный, литературно-исторический журнал Восток Свыше
Фото: tvereparhia