Подвижники благочестия о суесловии и борьбе с помыслами.
Архимандрит Кирилл (Павлов):
Каждый любит посуесловить, между тем как дар слова дан для того, чтобы мы прославляли устами Бога и чрез слово же имели общение друг с другом, служа ко взаимному назиданию. Имеется мудрая народная пословица, утверждающая, что слово – серебро, а молчание – золото. И этой истины придерживались многие святые, которые закрывали свои уста, хотя и надо было – для назидательных целей – открывать их для беседы.
Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Посмотрим на Спасителя, как Он был краток в поучениях и наставлениях! Молитва Господня дана всего только в семи прошениях, а заповеди блаженства – в девяти стихах. Ангелы славословят Бога кратко: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!»
*
Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140: 3–4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.
Протоиерей Валентин Амфитеатров:
Христианин обязан наблюдать за своими словами, потому что искушение через мысли переходит в слово. И Ирод помыслил угодить бесстыднице, свою мысль подтвердил клятвой перед всеми и был вынужден снять голову с Иоанна Крестителя. Иуда Предатель помыслил о сребрениках и продал врагам своего Учителя. Велик грех помыслов, но пока он не обнаруживается словом, до тех пор он в нашей власти: мы можем его покорить. Но слово, вышедшее из уст, уже невозвратно. Оно может оскорбить, причинить обиду, убить невинные, немощные в вере души.
Припомним, как упрашивал своих учеников апостол Павел удерживать уста от гнилых слов, как заповедовал им избегать сквернословия, пустословия и гадких шуток насмешливости. О, если бы мы вспоминали советы апостола Павла, писанные им к людям Ефесской церкви! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4: 29).
*
Сам апостол Павел выражал скорбь человеческого бессилия такими словами: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злого, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). Всякий злой и безнравственный помысел в душе, всякое нечистое намерение в нашем уме, всякое постыдное движение в сердце нашем исходит от лукавого: он отец лжи и в истине не стоит. Он никогда не оставляет человека в покое. Своими внушениями он, как червь, точит наше сердце. Как же нам бодрствовать над нашими мыслями, чтобы распознать такого хитрого противника? Бодрствовать – значит хранить в своей душе оружие; это оружие – благодать. С благодатной помощью Божией припомним заповеди Христова учения и ими отобьем все выпады своего врага.
*
Приходит ли, например, мысль отомстить недругу? Отвергнем ее, потому что она диавольская. Христос заповедовал любить ненавидящих нас.
*
Христианин должен бодрствовать над своими мыслями. Так как мысль предшествует каждому слову и действию, то искуситель прежде всего нападает на мысль человека. Он старается отклонить ее от Бога и совести и занять какой-либо страстью. Так как от «юности борют нас страсти» и помышления на злое, то врагу нетрудно нападать на человека и делать его своим пленником. Но благодатью Иисуса Христа мы искуплены от этой неволи. А не то ждет нас беда, напасть, горе, если мы при нападении искусителя не оградимся благодатью или, по неосторожности, увлечемся и подчинимся ему.
Иеромонах Василий (Росляков):
Слово – достояние человека и явление его божественной сущности. Слово – меч, оно несет в себе направленность, вектор действия, оно заставляет определиться и потому рождает отношения, чувства, т. к. они существуют только по отношению к чему-то, к кому-то. Слово все осмысливает, оценивает и потому побуждает действовать – совершенствовать или изменять, а не просто наслаждаться красотой и гармонией (как в музыке и живописи). Осмысливаем – значит сравниваем. С чем? Со Словом Божиим – оно критерий истинности всего.
Старцам открываются помыслы людей, и они отвечают на них. Ты подумал, а он уже отвечает. Думаю, что это действие Иисусовой молитвы. Это нужно познавать опытно, но можно представить и логически. Иисусова молитва – это чистота мыслей и чистота сердца. Это направленность к Богу и утверждение в Боге. Поэтому любой помысел, приходящий извне в этой чистоте, виден; так пылинка становится видна в ярком луче солнечного света.
*
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.
*
«Какая сильная мысль!» – говорим мы. «Он сильно переживает». Мысли и чувства имеют силу. Имеют силу побеждать, подчинять себе наше тело. То, что имеет силу, должно существовать реально. Если как бы связать, соединить воедино мысли и чувства, то представится некое духовное единство. Как я мыслю, как я чувствую – это и есть образ нашей души. Видимо, душа может принимать тот или иной образ мыслей, в зависимости от ее силы. Что-то принимать, что-то отвергать. В каком образе, в каком одеянии предстанет душа Богу? Необходима одежда покаяния. Если не праведная жизнь, то желание праведной жизни.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов):
Вопрос о спасении должен постоянно стоять в центре внимания христианина. Он обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться.
Грех может заключаться не только в делах, но и в дурных мыслях и пожеланиях, которые способны осквернить сердце человека, удалить из него все доброе и святое. Мысленное услаждение грехом оскверняет сердце, делает его холодным и бесчувственным к Божественному зову.
*
Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей. Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых? Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков.
*
Чтение слова Божия, крестное знамение и частое призывание имени Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» прогоняют все злые помыслы. Так всегда надобно восставать против помыслов, чтобы не породили злого желания и греховного дела.
*
На Страшном Суде человек будет осужден не только за внешние, но и за внутренние грехи. Помыслы злые есть корень и начало злых дел. Всячески противиться помыслам. Очищать сердце от помыслов, ибо они загрязняют душу.
*
Подвиг отсечения помыслов предстоит всем христианам без исключения. Если человек борется с помыслами страстными и не соизволяет им, то мало-помалу освобождается от них. Сопротивляясь помыслам, мы побеждаем врага. Все помыслы, какими бы они ни казались добрыми и безгрешными, следует отсекать в начале их появления, иначе они будут опустошать нашу душу подобно жгущему ветру. И если мы не навыкнем их удалять, то они настолько расплодятся, что сделают нашу душу неспособной не только к молитве Иисусовой, но и ко всякому доброму делу. Будьте внимательны к самим себе.
*
Человек, допустивший злые помыслы в свое сердце, нарушает тесное единение с Источником жизни – Богом, потому что Бог пребывает только в непорочных сердцах. Борьба с греховными помыслами – дело нелегкое, потому что пресекающий греховные помыслы ведет борьбу непосредственно против самого диавола. Однако постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше может привести к полной победе над искусителем.
Епископ Вениамин (Милов):
Боже мой! Чего только ни делают бесы для недопущения человека до чувства Бога! Каких только помыслов не принесут! В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи.
Прежде всего посмотрите на ум наш. Мы часто не можем справиться с мыслями, они влекут нас – ужасные, похотливые, безудержные, так что мы часто не имеем силы противостоять им. Если мы хотим помолиться, ум наш развлекается, мы представляем себе образы греховные, многозаботные и наполняемся мечтательностью, так что неудивительно, если выходим из церкви, не получив утешения. Видите, ум наш болен многомыслием, многозаботностью, развлекается мечтаниями и не может преодолеть этого, хотя и сильно страдает, – значит нужен нам Спаситель, необходим.
*
Грешный и святой человек различаются только тем, что один более грешит, а другой менее, святые могут до семи раз согрешать в день грехом мысленным, а мы мысли превращаем в дело, а без греха же никого нет. Потому-то святые так и окаивали себя.
*
Ни одного слова не следует произносить притворно или отделять его от выражаемого им дела. За словом, как тень за телом, следует душа.
*
Пусть грешащие словом, мыслью и делами по неведению, ежедневно оплакивают грехи и раскаиваются в них, и Господь простит.
Подготовила Александра Калиновская
monastery.ru