• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
12 марта 2023 года

О познании непостижимого

Неделя вторая Великого Поста посвящена святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому (1296-1359). В своих творениях святитель Григорий выразил православное учение о познании Бога, совершаемого через очищение сердца с помощью внутренней молитвы, поста и покаяния.


Человек на сегодняшний день необычайно увеличил свои знания. Однако в тоже время как он знает, что происходит в четырех концах земли и в бесконечной Вселенной, он совершенно ничего не знает о самом себе. Мы обладаем информацией о галактиках, о пяти материках, но испытываем трудности, общаясь с нашими ближними. Технологии развиваются чрезмерно быстрыми и удивительными темпами, однако в предотвращении зла они бессильны.

Сегодня мы знаем лишь о десятой части способностей нашего головного мозга. Человек сколько мал, столько и велик, сколько мудр, столько и глуп, сколько богат, столько и беден, сколько добр, столько и зол. Мы знаем много, но не понимаем еще больше. Каждый человек – это непостижимая и бездонная тайна.

Несмотря на огромное количество коммуникаций и средств общения, современный человек сильно страдает от одиночества. Несмотря на такое обилие знаний, мы понимаем, что не знаем намного больше. Наше одиночество и незнание встречаются в нашей индивидуальности. Обильное научное знание стремится исключить Бога. Считается, что мы можем идти вперед без Его присутствия и силы и тем более без Его помощи. Ученый полагается только на свои знания и свои силы и ни в коем случае на чью-нибудь чужую помощь. Старец Паисий говорил: «Любую тему я готов обсуждать, за исключением одной – о существовании Бога. Это то же самое, если бы мне сказали, что меня родила не мать или что моя ряса не черная. Какое здесь может быть обсуждение?» «Понимаете, юноши, – разговаривал он с двумя студентами, пришедшими к нему в гости, – даже безмолвные животные верят в Бога, а разумный человек – нет». В этот момент поблизости пробегала ящерица. Старец обратился к ней с вопросом: «Есть ли Бог?» И ящерица кивнула головой, дав, таким образом, утвердительный ответ.

На всем православном Востоке не задавались таким вопросом никогда. Люди могли грешить, но никогда им в голову не приходила мысль о том, что Бога может не быть. Поэтому никто из светозарных святых отцов не написал труд, где бы доказывалось существование Бога. Этим вопросом задавались на рационалистическом Западе. Православное Предание, православная вера и жизнь никогда не занимались вопросом о существовании Бога. Они говорили только о Его несомненном присутствии. Бог не доказывается научно. Если бы это было возможно, отпала бы необходимость верить. Пожалуй, речь идет о напрасном труде. Бог существует и открывается нам, но не обнаруживается и не доказывается. Только Бог Сущий, Которого приобщается творение, наполняет его жизнь радостью.

Не постигается непостижимое, не вмещается невместимое. Ум должен выходить из чистого сердца, согласно святому Григорию Паламе, чтобы встретить, узнать Бога и приблизиться к Нему. Это таинство не может быть исследовано, его нельзя «открыть» или понять, но его можно пережить опытным путем, можно участвовать в нем непостижимым образом.

Бог непознаваем, но Его можно познать и стать Ему близким посредством Его несотворенных энергий. Бог бесконечен, всесилен, всеблаг и всеправеден. Но Его справедливость не отменяет Его любовь. Его справедливость – это не кара и месть. Если бы это было так, то Он был бы злым. Богоносные святые отцы говорят, что в божестве нет злого начала. За нас, страстных, Он, бесстрастный, был распят по бесконечной любви, чтобы ввести нас во всеблаженную бесконечную вечность. Его трепетная и великодушная любовь не нарушает нашу свободу. Его сила не угрожает нам, не пугает нас и тем более не хочет нас уничтожить, но она умиляет нас, вызывая глубокое благоговение. В Англии распространяют проплаченную рекламную информацию, в которой оспаривается существование Бога. Разве нужно так беспокоиться из-за того, что не существует? Вот мы неспособны доказать существование Бога, и это ничуть нас не беспокоит, но мы постоянно и усердно трудимся, чтобы открыть в себе Его красоту.

Бог открывается главным образом подлинно смиренным людям и скрывается от гордых.

Бог почивает в кротости и смирении. А смирение совсем скоро станет совершенно неизвестным, бесполезным и невыгодным. Превознесение самодовольства – это сегодня талант, сила, украшение и могущество. Святой Паисий Святогорец говорил: «Бог открывается людям, щедрым душой». Очень не хватает, к сожалению, христианам этой духовной щедрости. Можно наблюдать и в церковной ограде один дух неглубокий, посредственный, охладевший и трусливый. Радость людей несравненно мала по сравнению с радостью, которую дарит Христос Своим ученикам. Поэтому прав был старец Паисий, когда говорил: «Если на одну чашу весов я помещу радость всего мира, а на другую – половину моей радости, то весы наклонятся в мою сторону!»

Бог открыт для всех. Не для малого количества людей, не для избранных, но для всех. Но открывается Он, как мы уже сказали, смиренным. Он отдаляется от эгоистов, рационалистов и высокомерных людей. Вероятно, потому, что они не хотят видеть Его в своей жизни. Они чувствуют, что Он их беспокоит, мешает им.

Бог – это не призрак, не идея, не человеческая выдумка или нужда, Он не равнодушный, не жестокий, не далекий, не незнакомый и не тягостный. Он живой, близкий, любящий, прощающий и благой. Мы Его почувствуем таким, если приблизимся к Нему с помощью веры. «С нами Бог. Разумейте, язы́цы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Христос Своим чудесным воплощением вошел в человеческую историю, взял всю нашу тяжесть на Свои плечи, всё наше уныние, скорби, унижения, наши грехи для того, чтобы сделать нас свободными и счастливыми.

Святой Лука, архиепископ Крымский, говорит: «Мы верим всем сердцем, что над этим духовным и материальным миром существует Великий и Всемогущий Бог. То, что мы оспариваем, – это право науки на исследование духовного мира с помощью ее методов. Потому что духовный мир не исследуется методами, которые используют для изучения материального мира. Эти методы совершенно не подходят для изучения духовного мира. Откуда мы можем знать, что существует духовный мир? Кто нам сказал, что он существует? Если бы нас спросили люди, которые не верят в Божественное откровение, мы бы им ответили следующим образом: «Нам говорит наше сердце. Это знание находится в сердце. Наше сердце является не только главным органом кровеносной системы, но и органом, посредством которого мы знакомимся с другим миром и достигаем высшего знания. Этот орган дает нам возможность общаться с Богом и высшим миром».

Чистота сердца – это необходимое условие для видения Бога. Поэтому царь-пророк Давид сказал в своем псалме: «Сердце чисто созижди во мне, Боже». Напротив, нечистота сердца не способна приблизить нас к Богу. Еще говорит псалмопевец: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Атеизм происходит от нечистоты сердца и, конечно, представляет собой душевную болезнь, безумие.

Святой Григорий Палама объясняет, когда Бог может быть бессилен: Он не может поселиться в нечистоте. Поэтому Церковь и богоносные отцы постоянно говорят о трезвении, чистоте, покаянии, слезах, аскезе, бодрствовании, посте и молитве.



~ Монах Моисей Святогорец, из книги"Как убить страсти"