• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
20 марта 2017 года

Неправильный пост: основные признаки, чего не рекомендуется делать, как не перепоститься

Как понять, что что-то идет не так в пост, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, какие признаки того, что человек постится неправильно?

– Если, начав пост, мы стали злыми, раздражительными, чрезмерно требовательными к другим людям, то это признак того, что что-то идет не так. Пост должен человека умиротворять, успокаивать, смирять, умягчать сердце. Но, с другой стороны, надо понимать, что во время поста обнаруживаются скрытые недостатки человеческой природы, которых мы до этого не замечали. Также на нас более активно и нагло начинают нападать духи злобы поднебесной – бесы. Лишь лежачего (нерадящего о спасении души) они не бьют. Если мы не забудем о молитве, а будем с ней всегда стоять на страже своего сердца, то ни бесы, ни злые люди, ни наша распаленная грехом плоть не сможет нам повредить.

– Как правильно себе ставить задачи в пост? Сладкоежкам отказаться от сладкого, ревнивцам стараться избегать ревности?.. Что должно быть на передовой в этой борьбе?

– Главная и первая задача, которую должны поставить себе все постящиеся, – умягчить свое сердце. Ревность, сладкоедение, курение, нецензурная лексика, лень, обман, лукавство, пересуды и все другие грехи возникают именно из-за жестокосердия. Запомним себе раз и навсегда: один Бог – добрый, а мы все злые, хотя иногда нам кажется, пока нас никто не трогает, что мы самые добрые. Если мы за пост умягчим свое сердце хотя бы на 1%, то мы сделаем вокруг себя счастливыми десятки людей. Кому удастся смягчить свое сердце на 10%, тот принесет радость сотням людей. А кто умягчит сердце на 100%, вокруг того, по мысли преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи.
В некоторых сердцах присутствует естественная доброта, но её тоже надо в себе беречь и увеличивать, чтобы под влиянием злых людей её не растерять. Особенно об этом важно помнить сейчас, когда под воздействием заангажированных и коррумпированных СМИ в обществе нагнетается атмосфера всеобщей вражды и ненависти, дошедшей до братского кровопролития.

– Как не перепоститься? Каких «героических усилий» не нужно делать?

– Пост – это не подвиг. В такой разряд его несправедливо возвели люди сластолюбивые и расслабленные духом. Пост – это естественное состояние для всякого христианина, желающего не на словах, а на деле исполнять заповедь о любви к Богу и людям. Пост (воздержание от скоромной пищи и праздных развлечений) лишь помогает душе занять главенствующее положение над дебелым телом и тем самым обрести подлинную духовную свободу. Так что никаких «героических усилий» постом предпринимать не надо. Худо-бедно надо постараться соблюдать хотя бы ту меру поста, к которой призывает нас Святая Церковь. Если будет такой подход к посту, тогда никогда не перепостишься.

– Можно ли делать резкие движения в духовной борьбе? Возьму, например, и перестану курить, пить...

– Правильная духовная жизнь требует постепенности движений. Курящие люди могут в течение поста постепенно уменьшать количество выкуренных сигарет и таким образом совсем от них отказаться, злоупотребляющие спиртным тоже постепенно могут отказаться от этой злой привычки, с которой особенно призывал бороться наш киевский священномученик Владимир (Богоявленский). И в борьбе со всеми другими страстями надо применять принцип постепенности. Его в своей книге «Лествица» настойчиво рекомендует придерживаться преподобный Иоанн Лествичник. При этом отвоеванное у страсти место надо сразу стараться заполнять какой-то добродетелью. Если же место окажется не занятым, то, как говорит Господь в Евангелии, придут семь злейших бесов  и займут его – и такому человеку будет хуже, чем раньше (см.: Мф. 12:45).

– Как выявить свою самую пагубную страсть?

– Самая пагубная страсть всегда на поверхности. Её не надо долго искать. Это то, что больше всего услаждает моего плотского самолюбивого  человека. Для одного – это блуд, для другого – гнев, для третьего – деньги, для четвертого – власть и т. д. То есть главная моя страсть – то, о чем больше всего я думаю, с чем просыпаюсь и засыпаю, что у меня постоянно на языке. А у святых, победивших страсти, в течение всего дня главной мыслью было одно: как угодить Богу и послужить людям.

Записала Наталья Горошкова

pravlife.org