• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
3 марта 2024 года

Неделя о блудном сыне

Православная Церковь предложила нам нынче в назидание весьма поучительную историю о блудном сыне. Она может служить назиданием одинаково как для семьи, так и для одинокого человека, живущего в келье, как для отца, так и для сына. Притча о блудном сыне имеет такое большое, такое важное значение для всех, что даже и отцы Церкви свидетельствуют об этом и говорят, что она простирается от небес до ада. И действительно, если мы ее рассмотрим как рассказ, то она потрясет нашу душу, если рассмотрим как слова Спасителя, то она умилит нашу душу, если же рассмотрим ее как непреложную истину, то она послужит для нас именно тем обстоятельством, которое сможет произвести благодатный переворот в нашей душе.

В этой притче изображены несколько действующих лиц, мы же для предмета своей беседы возьмем только два лица: отца и его меньшого сына.

Прежде всего здесь изображен отец, исполненный самой горячей любви к своему сыну; он так ласково, так нежно относится к нему, несмотря на то что сын оказывается недостойным его родительских попечений, он не хочет делать того, что доставляло бы удовольствие его отцу, а делает то, что огорчает и печалит его отца; но отец переносит все, отец по-прежнему любит его.

Вот сын подрос, его противоречия начинают переходить в грубость, он груб, он дерзок с отцом, не хочет и слушать его, хочет жить по-своему, вот уже он, наконец, стал таким человеком, которого не надо руководить, но который сам в состоянии руководить собою, и что же? Он требует от отца разделения. Отец не препятствует ему. Что же тревожить молодое растеньице своими старыми ветвями, что же неволить таких детей, которые стремятся к самостоятельности, к свободе?

Сын разделен. Но он этим не успокаивается: без родительского благословения он удаляется из дома. Куда? В страну далече. Зачем? Чтобы быть там самостоятельным и чтобы быть там, где ничей посторонний глаз не смеет следить, не смеет мешать ему. И вот сын удалился, сын весел. Что он делал «в стране далече», об этом упоминает Евангелие, мы же не будем и повторять этого.

А между тем отец остался в тоске, он постарел, взгляд стал тусклее, часто взор его обращается на дорогу, он все смотрит и ждет, не возвратится ли его любимый сын. Да, он все любит его! И вот эта любовь отца является как бы звездочкой на горизонте, затемненном тучами; увидишь эту звезду – и так радостно, так счастливо станет на душе. А между тем сын его проматывал имение в обществе дурных женщин и развратных друзей, он кутил, пировал, и что же? Истратил все богатство свое, и все эти друзья его, эти мнимые друзья, увидев его в бедности, оставили его, и очутился он в ужасном положении: он стал испытывать голод не день, не два – он голодал много времени. Это было ужасное состояние; кто жил в голоде и в нужде, тот знает, как это невыносимо мучительно для человека! Этот сын и находился именно над пропастью отчаяния.

Если человеку неверующему приходится переживать такие ужасные минуты, то он обыкновенно не выдерживает и кончает самоубийством, а если верующему, то он все надеется, что вот-вот явится для него помощь облегчения. Этот несчастный сын решился наконец наняться в свинопасы и рад был накормиться хотя кормом свиней. Он трудится, пасет свиней, но ум его не поняли, труды не оценили, и вот наконец он некрасивый, нищий, со здоровьем, потерянным от разврата.

Но вот по Божьей милости и ради отеческих слез его вдруг осеняет мысль: «Пойду к отцу моему». Раз уже осеняет его эта благая мысль, забыта досада, своеволие, он желает возвратиться к отцу своему, но уже не в качестве сына, а в качестве наемника его, в качестве последнего работника; и он идет к отцу своему. Да, он с чистейшим раскаянием является к отцу, он сознается в своей вине, кается в ней; другой сын, может быть, вернулся бы с обманом, оправдал свою нищету, свое разорение тем, что люди провели его, обманули,– но такие дети пусть лучше и не возвращаются к отцу, лучше уж пусть гибнут они «в стране далече».

Возвращение блудного сына
Художник Эжен Бюрнан

Итак, этот сын с раскаянием пошел к отцу. Но что же! С какою радостью встречает его отец! Он не смотрит на то, что сын его ушел красавцем, а возвращается хилым, некрасивым; он не смотрит на то, что сын его растратил все имение; он забыл все его недостатки, всю его грубость; он ликует и желает, чтобы и другие ликовали и веселились тому, что сын его возвратился. Таким образом, в притче этой ярко выставляется любовь отца, который не переставал любить своего сына, несмотря на его небрежность, на его недостатки, которыми порочилась душа его. Положим, сын и проявил любовь к отцу, как изображает нам конец этого рассказа, но Евангелие на этом и заканчивает притчу, оно не дает нам возможности видеть, сохранилась ли, увеличилась ли эта любовь, а между тем любовь отца выставляется в ней до конца.

Когда отцы Церкви предлагали эту притчу вниманию народа, то она производила сильное впечатление на него: так, отцы и матери плакали, слыша, сколько страданий перенес этот несчастный своевольный сын, дети плакали, слыша о такой любви и нежности отца к провинившемуся сыну.

Я теперь обращусь к вам с тем же назиданием, с каким обращались отцы Церкви к народу. Они говорили так: «Отцы и матери! Любите детей своих и бойтесь слишком скоро отвергать их, проклинать их». А как родители поступают теперь? Грубы, дерзки, своевольны дети, одним словом, нехороши, и сейчас же стараются родители проклясть их. Сделал что сын или дочь против воли родителей, потерпел ли неудачу в своих предприятиях – и кончено, сейчас же проклинают его родители. Но смотрите, родители, берегитесь так необдуманно поступать! Как бы то проклятие, которое вы произнесли на детей своих, Господь не обратил на вас самих; любите детей своих, не отвергайте их, ведь ваши дети покаются, возвратятся к вам, если и не в этой жизни, то в последний страшный час придут с раскаянием к вам. Вы, дети, любите своих родителей, старайтесь отплатить им за все их ласки, за всю их любовь, за все их заботы о вас. Читайте эту притчу о блудном сыне, и горе тем детям, в которых эта притча не произведет раскаяние и любовь к родителям! И здесь они будут скитаться, не будут спокойно есть хлеб свой за трапезой, и там будут несчастны.

Притча эта относится ко всем нам: и старым и молодым, родителям и детям. Каждый из нас – блудный сын, прогневляющий своего Небесного Отца порочными действиями. Да, наши пороки, наши проступки заставляют скорбеть нашего Спасителя. Наша алчность, зависть, своекорыстие, злоба, жадность, самолюбие причиняют Ему больше страданий, нежели сколько Он перенес их от Каиафы, от Пилата, даже от Иуды-предателя.

Помолимся же теперь Ему, нашему любвеобильному, милосердному Господу, не одними только устами, но и сердцем своим: «Господи, мы все блудные дети Твои, но не отвергай нас, мы не хотим быть такими, прими нас к Себе хотя в последние наемники Твои, хотя в рабы Твои». Аминь.



~ протоиерей Валентин Амфитеатров, 1894 г.
 azbyka.ru
Иллюстрация: "Возвращение блудного сына" Фредерик Джеймс Шилдс