Сегодня вторая подготовительная неделя Триоди постной – «О блудном сыне».
В прошлое воскресение Евангелие нам напомнило притчу о мытаре и фарисее. Мы помним, как гордился фарисей. Когда мы смотрим изображение этой сцены, мы замечаем, что впереди, у самого амвона стоит такой большой человек, потому что он «хороший», а хорошего человека должно быть много. Он сам себя хвалил, вот и получил, что хотел. Господу сказать ничего не осталось. Он сам все сказал, какой он хороший. А тот, который считал себя недостойным войти в храм, стоял на коленях, опустил ниц голову, боясь даже глаза поднять к небу. Бил себя в грудь и повторял только несколько слов: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18;13). И ушел из храма оправданный Господом. Первый же сам себя оправдал, даже Господь на него внимания не обратил.
Сегодня тема - тоже самоволие. Кстати, по закону сын никакого преступления не совершал. Взял свою долю отцовского наследства и ушел жить самостоятельно. Понятно, что взял прежде времени, не дождался ухода отца, но по закону такое позволено. На немаленькое наследство он жил хорошо, широко и блудно. В конце концов, растратил всю свою долю, а это уже преступление, не только перед отцом, но и перед Богом. Апостол Павел своим посланием к Коринфянам сегодня нам напомнил: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6; 12). Что он имел в виду?
Действительно, нам все позволено, потому что мы свободны, как Он дал свободу Адаму. Сам Господь сказал через пророка Иеремию, (гл. 21): «Вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие». Господь не просто предложил выбор, а подробно расшифровал оба пути, и что случится в конце каждого, и дал подсказку, чтобы народ не ходил по пути смерти, а выбрал путь жизни. Но Адам, сам все решил и попал в смерть.
В сегодняшней притче молодой самоуверенный человек не нарушил закон, когда попросил у отца свободу, «дай мне следующую мне часть имения» (Лк. 18;11). Конечно, очень жестоко поступил сын с отцом. Больно было отцу – это моральное преступление. Но по закону имел право. В результате он все истратил, и сам дошел до предсмертного состояния. Человек перестав быть человеком, находится ниже свиньи. «И он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 18;14). Они растут как большая фасоль, но темные и твердые. Животных кормили рожками, потому что они очень питательны. Поэтому и наши отцы пустынники тоже ели рожки. Те же рожки ел Иоанн Предтечи. Когда возьмёшь рожок, он кажется сладким, но проглотив, во рту остается горький вкус. В Синаксаре про это написано: «Рожки кажутся вначале сладкими, а после бывают жесткими и грубыми, как плевелы; так же и грех». Молодой человек от избытка денег ни в чем не нуждался, наслаждался сладкой жизнью. Когда же увидел, что все потерял и рад бы поесть вместе с свиньями, ему стало горько. Потом блудный сын пришел в себя. В Евангелии написано он «встал». Здесь употребляется слово «встал» в смысле воскрес, как воскрес Господь. Воскресение – это восстановление, возвращение к жизни. Иисус Христос Воскрес – Он лежал во гробе и встал.
Молодой человек одумался, сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 18;14).
Он вспомнил про небо, а значит и про того, кто на небе, и понял, что не почитал родителей своих, а просто подсчитал выгоду для себя. Он начал вспоминать, как хорошо ему жилось в доме отца своего, как и Адам после грехопадения плакал, понимая, где он был и где оказался, какой он был и какой стал. Воспоминания заставили блудного сына возвращаться в дом отца, значит в Рай. Он даже не претендовал на прежнее положение свое: «Уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 18;14). Все эти мысли пришли к нему в безысходном положении.
Возвращение блудного сына.
Современная фреска
|
Открою Постную Триодь и прочитаю самые изумительных строки покаяния, седален на утрени, поется после кафизм. Это песнопение мы поем еще на постриге монашеском. От этих слов мало у кого не текут слезы. Песнопение вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями.
«Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри.
Тебе бо Господи, во умилении зову:
согреших, Отче, на небо и пред Тобою».
По русски это звучит так:
"Объятия отеческие открыть мне поспеши:
блудно я растратил жизнь мою,
на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно!
Ныне не презирай обнищавшего моего сердца,
ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю:
«Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!» "
Когда монах идет на постриг, он ни как фарисей вышагивает, нет, как мытарь. Даже не идет, а ползет от притвора до самого амвона в одной рубашке, без никакой одежды. Игумен выходит ему навстречу, наклоняется к нему, берет его за плечо и поднимает.
Даже у тех, которые по призванию никогда монахами не станут, трепещет сердце, видя, как человек ползет по полу, потерял все, и недостоин ходить как человек. В день пострига мы вспоминаем притчу о блудном сыне.
Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: «Слава Божия – это человек, до конца ставший Человеком». А тот, который ползет как змей, значит стал рабом змея, послушался, пал, и недостоин называться сыном. Но ползет, зная, что впереди его ждет игумен, который в свою очередь, как отец ждет свое чадо, вышел навстречу, произносит: «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго», спускается с амвона, помогает ему подняться и вопрошает его: «Что пришел еси, брате?». Тот же отвечает: «Желая жития постническаго, честный отче». Потом далее все по чину пострига, постригаются волосы, читает наставление и, как и блудного сына, облачает новопостриженного монаха в новые одежды. Конечно у монаха одежды не богатые, потому что для покаяния он пришел. Но Отец Небесный дал возможность исправить свою жизнь. Как два Завета. Ветхий Завет с пришествием Господа сменился Заветом Новым. Это и есть знак, когда отец предлагает одеть сыну перстень на руку. Перстень – знак принадлежности дому Отца своего. Перстень – это печать семейная. Если отец снова возвратил сыну перстень, значит, возвращается ему доверие, и он, как и прежде сын отца своего.
Фриц фон Уде. Возвращение блудного сына
|
Когда мы начинаем возвращаться к Отцу, когда мы начинаем понимать, что мы согрешили перед Отцом и перед Небом, как монах ползущий к отцу встал, так и нам, верим, Отец поможет.
Важное слово, которое надо запомнить в Евангелии – «он встал».
В покаянии, из нашего низкого, плачевного положения, Отец бежит навстречу, и даже не ждет слов раскаяния, чувствуя, что мы пришли чтобы вернуться домой.
В Евангелии: «отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк. 18;22-23).
Одежда здесь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - одежда покаяния, которую мы получаем в день своего крещения, или после того как мы покаемся в своих грехах и батюшка читает разрешительную молитву, тогда он снова нас присоединяет к Царству Небесному. Молится: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви…».
Значит, когда мы согрешаем, мы отделяемся от Церкви, когда мы покаемся, батюшка своей молитвой снова возвращает нас в дом Отца, снова в Рай, снова возвращается к нам сила Отца Небесного.
Все эти слова нам звучат на пороге Великого поста.
Следующее воскресение нас ждет - о Страшнем суде, начнем поститься от мяса, масленица. Важно настроить себя на возвращение домой. В Прощеное воскресенье придем к Отцу нашему Небесному в образе своего духовника, или наместника, или епископа, или митрополита, просить прощение и начнем свой путь возвращения в Рай.
Длинный путь, сорок дней поста и молитв, но тот, кто имеет настроение блудного сына, понимает, что это необходимо пройти, возвращаться к Отцу, начинать подвизаться. Этот путь прошел и Господь Иисус Христос. Он ничем не согрешил, но при крещении образно взял на Себя наши грехи, добровольно пошел в пустыню, Сам испытывал дьявольские искушения и победил, зная свое отношение к писанию, и потому что Бог мудрее лукавого. Своей христианской жизнью нам тоже надо знать Священное писание. И когда к нам придет лукавый испытывать нас, мы должны иметь такую же мудрость, как у Иисуса Христа. Он отвечал на искушения диавола словами именно Священного писания.
В этот период постараемся каждый день читать Библию, особенно Ветхий Завет. Для того, чтобы мы вспоминали откуда мы пришли, откуда все это начиналось. Для того чтобы мы нашли именно те слова, которые являются премудростью Божией, чего нам не хватает. Мы забываем Божии заповеди.
Когда наступают искушения, мы забываем откуда мы пришли.
Так что сегодня блудный сын показывает нам путь возвращения домой, к отцу и напоминает, что там было хорошо, что там мы были всегда с Отцом, ни в чем не нуждались и не голодали. Все у нас было, но какой-нибудь глупостью мы лишили себя возможности быть с Отцом.
Блудный сын. Н.Лосев
|
Наши грехи отторгают нас от Господа, от Его любви. Я не говорю, что Господь перестал нас любить. Нет. Это мы уходим от Него. Господь на пути, на дороге ждет, когда же мы вернемся. А когда увидит нас ползущими к Нему, большая радость не только у Него, но и на небесах. Об этом Господь сказал: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15;10). Слуги Отца тоже радуются. Когда в притче отец принял решение одевать младшего сына в новые одежды, мы не слышим, чтобы все домашние роптали. Все радовались с отцом, потому что видели его радость за возвращение сына своего. Только один был не рад. Потому что ревность овладела им. Он сказал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». (Лк.15;29).
С нами так бывает, когда считаем себя праведниками, начинаем осуждать согрешившего, и не думаем о том, что может быть завтра мы будем в худшем положении. Мы забываем о милосердии Божием и считаем, что это несправедливо. Да, Господь справедлив, но Он и милосердный. Его милосердие и есть правда.
Неужели мы хотим, чтобы Господь был жестоким с нами? Может быть мы думаем, чтобы Господь по всей строгости наказал других, но не нас. Мы должны желать и всем того же, что хотим себе от Господа. Пусть милосердие Божие зовет нас к покаянию. Поможет нам встать на ноги. Мы придем в себя и пойдем, как блудный сын сначала ушел, потом возвращался. Это не то, что люди говорят «я верю в душе», надо начать подвизаться, встать, пойти «домой». Именно таким движением будем готовиться к встрече Великого поста, который уже совсем близко.
Пусть нам Господь поможет возвращаться домой и почувствовать милосердие Отца нашего Небесного. Аминь.
~ архимандрит Василий (Паскье)
stpmm.ru