Беседа о том, что такое Причастие, нужна ли перед ним исповедь, как готовиться и насколько часто приступать к принятию Святых Таин. На вопросы отвечает один из самых почитаемых духовников Румынии архимандрит Арсений (Папачок).
— Ваше преподобие, что такое Святое Причастие и какое значение оно имеет для спасения верующего человека?
— Это вопрос самый острый, самый важный. Все верующие знают, что Бог есть. Господь Иисус Христос утверждает эти Божественные слова: «Я буду с вами во все дни до скончания века». Он говорит также: «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни и не будет иметь части во Мне».
Через принятие Плоти и Крови Спасителя ты приближаешься к Нему как бог по благодати. И когда ты приближаешься к Нему, ты велик, подобно как Он велик. А также, когда ты причащаешься, Он приходит к тебе, и Он мал, как ты. Это говорят великие святые.
Так что это сыновняя идентичность, идентичность Божественная. Вовсе не надо бояться говорить так. Он Сам, а не кто-нибудь другой обещал это и сдерживает Свое обещание. Потому что Бог может сделать всё, одного только Он не может — нарушить Свое слово.
И вот, Он сдерживает данное Им слово быть с нами всегда. Вышние ангелы, имеющие много исключительных особенностей, имеющие много такого, что неведомо человеку, но, насколько Бог определил им открыться, мы знаем, что они не имеют такой возможности, которая есть у человека, — подняться до Бога, стать богами по благодати. Они пребывают в блаженном послушании и исполнении воли Божией умопостигаемой, но не имеют этой возможности.
Вы видите, все Небесные Силы — Серафимы, Херувимы, Господства, Престолы, начала, Архангелы, Ангелы — сотворены Словом. А человеческое существо — нет: Бог создал его Своей рукой, да еще каким! По Своему образу и подобию.
Но сейчас затронут практический аспект проблемы. Когда нам причащаться? Это решает не время. Думать так — ошибка. Решает интенсивность твоей веры, твое сердце.
Мы причащаемся не потому, что наступила Пасха или Рождество. Мы причащаемся, чтобы быть всегда с Иисусом Христом, ибо есть не только причащение Святых Таин, но и духовное причащение, то есть постоянное присутствие сердца нашего с Богом.
Очень много споров было в мире подвижников, людей верующих и духовников, когда надо причащаться. Одни говорят, что один раз в 40 дней. Но не время это решает, а твоя внутренняя подготовленность, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
Причащение зависит от очищения и чистоты твоего сердца. Сердце — самая глубокая глубина в нас. Можно сказать, оно — существо в нашем существе. Почему Бог говорит: «Я создал сердце твое для того, чтобы Мы вселились в нем»? Разве Он не обитает повсюду? Но Богу, столь воспеваемому Небесными Силами, приятно обитать в человеческом сердце. Это место, которое Он создал специально для того, чтобы Ему оказали в нем приют.
Ум подчинен сердцу. Центр внутренней жизни и истинной радости от единения с Богом — это сердце. Очищение сердца, следовательно, является основанием, с которым нужно считаться в виду Святого Причащения.
Причаститься Тела и Крови Спасителя Иисуса Христа означает, повторяю, быть с Ним одним целым, воистину быть исполнителем Его слов и воистину признавать, что ты был пропавшим и нашелся благодаря Ему! Потому что да, необходимо, чтобы ты потерялся. Но не в том смысле, чтобы покинуть истинное учение, а чтобы отказаться от расслабленной и чисто человеческой идентичности и обрести себя в личности ангельской.
Святое Причастие — это воистину самое исключительное желание со стороны небес, чтобы Бог и дальше продолжал сдерживать сказанное Им слово: «Я буду с вами всегда...» и «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, не будет иметь жизни вечной...»
— Некоторые духовники рекомендуют частое причащение, другие — более редкое, и обе стороны приводят аргументы из Священного Писания и святых отцов. Как вы объясните существование этих двух разнящихся течений в лоне Церкви, именно с точки зрения тайны ее единства? Какую позицию вы считаете более соответствующей жизни по Евангелию в наши дни?
— Дорогой мой, проблема жизни по-христиански и единения с Богом не ставится с исторической точки зрения. Будем ориентироваться вот по чему. Если ты живешь сто лет, то сердце твое бьется сто лет не переставая, день и ночь. Ну а сердце не бьется исключительно для того, чтобы поддерживать наше физическое существование, но для того, чтобы мы, во что бы то ни стало, чувствовали, что мы должны быть — умом и всем — у Бога. Постоянно!
Как я сказал, причащение не надо считать, следуя жестким предписаниям, обязательно частым или же редким.
Редким — потому что Бог превелик, превелика Его благодать, и тебе необходимо приготовление. Если же у тебя нет брачной одежды... Священное Писание говорит, что тебя свяжут и выбросят во тьму кромешную. Так что ты должен быть приготовленным. Если ты причащаешься слишком часто, то ты, как человеческое существо неотесанное, неотделанное, начинаешь принимать это как что-то обыкновенное, не с трепетом и страхом Божиим.
Если же у тебя есть страх Божий и ты думаешь о важности Таинства, тогда ты годен к тому, чтобы причащаться более часто.
Но если ты принимаешь его по обычаю или каждый день, как, я слышал, делается кое-где, тогда это громадная ошибка. Потому что не пост сам по себе решает, хотя он необходим, чтобы хоть мало-мальски тебя обтесать.
— Ваше преподобие, в молитвах перед Святым Причащением, а также в молитвах после него говорится о прощении грехов. Если и Святое Причащение прощает грехи, тогда в чем смысл исповеди перед ним?
— Святое Причащение не отпускает грехов. Святое Причащение совершенствует. Прощение грехов мы получаем в Таинстве Покаяния: «...Прощаю и разрешаю тя...» Следовательно, нельзя причащаться без отпущения грехов, потому что Святое Причастие может стать огнем, который сожжет тебя.
— Иными словами, всегда необходима исповедь перед Святым Причастием?
— Необходимо, чтобы тебе простились грехи. Необходимо исповедоваться не только когда причащаешься, но и ложиться спать каждый день нужно в спокойствии, исследовав свою совесть, которая должна быть мирной. На перевязку ты идешь всякий раз, когда поранишься. И на исповедь надо ходить, потому что имеется целый ряд прегрешений, которые ты упустил.
Люди привыкли называть какие-то грехи, но знай, что очень немногие задаются проблемой таких грехов, которые мы называем грехами отсутствия - это добрые дела, которые ты мог сделать, но не сделал.
Я рекомендую всем исповедоваться хорошенько, что означает думать об исповеди задолго до нее, то есть постоянно вести над собой контроль и на исповедь идти подготовленным. Тебе поможет духовник, ведь ты можешь и забыть что-нибудь, но в любом случае не ходи неподготовленным или по обычаю. Повторяю и подчеркиваю: нельзя подходить к Причастию без разрешения грехов.
— Кроме исповеди, как нам нужно готовиться к Святому Причастию?
— Милостыней любой ценой. Это одно из великих приготовлений к вечности — милостыня. Оторвать от себя что-то. Посмотрите, милостыня — это всё Писание. Святое Евангелие о Страшном суде говорит только о милости: «Почему ты не одел Меня, почему не напоил, почему не посетил Меня?..» Иначе говоря, почему вы не сотворили милость, милостыню? Говорят, что милость пошла против справедливости, и победила милость.
— Ваше преподобие, что значит причащаться недостойно? Как может Святое Причастие быть в осуждение?
— Дорогой мой, недостойно причащается человек страстный, неочищенный, неисповеданный, нерадивый, который приступает по обычаю или не исповедался по-настоящему и искренне. Потому что хорошая исповедь та, когда ты готов не делать, не повторять этого больше. Не исповедоваться просто формально и говорить: «Так, мол, и так я делаю». Это подделка.
Тебя не должно заботить, что грехи твои велики, потому что все они прощаются, но ты должен стоять в позиции решимости и смелости великого раскаяния и покаяния.
— Ваше преподобие, отец духовник, почему Святое Причастие является таинством, которое повторяется в жизни христианина? Благодать первого Причастия не обладает силой вечной действенности, подобно Святому Крещению?
— Святое Крещение сделало нас христианами и избавило от прародительского греха. От своих грехов мы избавляемся не иначе, как посредством второго Крещения, которым является Таинство Покаяния.
Господом Иисусом Христом мы должны питаться непрерывно, потому что живем непрерывно. Очень важно, что ты причастился когда-то, но после этого «когда-то» ты всегда должен жить с мыслью о будущем «когда-то». Мы всегда нуждаемся в Нем. Он дарует нам Себя: «Я с вами». Если Он однажды был со святыми апостолами, зачем было нужно, чтобы Он опять был когда-то с ними? Он был непрерывно с ними! «Я буду с вами», — ведь борьба идет непрерывная — в тебе, за твое совершенство.
Поскольку мы говорили о любви к врагам. Знай, что ты не сможешь этого сразу же, но начав искренне стараться выполнить эту задачу, — ведь мы будем отвечать на Суде, почему не любили их, и это заповедь, а не совет, — тогда, стараясь их полюбить, ты в какой-то момент обнаруживаешь, что больше не ненавидишь их. Отсюда начинается всё. Если же ты их не ненавидишь, то ты уже поднялся на одну ступень. И благодаря благодати Божией мы цепляемся за следующую ступень, всё выше и выше.
Благодать Божия приходит, если ты в пути. Я хочу сказать, что прежде всего должно быть желание, воля, инициатива и движение, ведь таким образом приходит благодать. Если ты стоишь, стоит и благодать. Она зависит от твоей позиции и твоего движения. Тебя не спасают дела твои, как бы грандиозны они ни были, а благодать Божия в делах твоих.
≈ архимандрит Арсений (Папачок)
pravoslavie.ru