Редко современный человек откажется от отдыха и развлечения ради работы. Оставим в стороне несчастных трудоголиков, которым просто страшно остановиться и представить, что существует какой-то смысл за пределами осязаемых результатов их труда. Среднестатистический современный человек как раз и работает для того, чтобы отдохнуть и развлечься как следует (при определённом достатке, конечно же). Что сейчас обсуждают не очень близкие подруги при встрече? Куда ездили и в каких отелях отдыхали.
Прошли, по крайней мере в нашей стране, те времена, когда в массовом сознании большую ценность имело само совершаемое дело, а не получаемое за него вознаграждение. В наше удивительное время мы наблюдаем стирание граней между извечными противоположностями. Игра (на бирже или на компьютере) становится в обществе уважаемым делом. Изначально важная для общества политическая деятельность превращается в очевидную для всех игру.
Подобное происходит с отдыхом и развлечением, которые в сознании многих людей всё больше отождествляются. Но отдых и развлечение – отнюдь не синонимы. Отдых – это перерыв в обычных занятиях, в работе для восстановления сил, а развлечение – это деятельность человека, направленная на получение им удовольствия помимо его основного занятия. Целью отдыха, который необходим каждому человеку в силу ограниченности его физического естества, является возврат к полноценному работоспособному состоянию.
К развлечениям, напротив, стремятся те, кому скучно на работе, кто не знает, чем заняться в свободное время дома. Отдых совсем не обязательно выражается в полной пассивности. Как писал академик И.М. Сеченов: лучший отдых – это смена рода деятельности труда (или перемена занятий). Отдых является следствием работы. Нет нужды отдыхать, если ты не устал. Развлечение имеет в глазах человека самостоятельную ценность. Оно вырывает человека из пространства привычной рутины, переносит его в мир, представляющийся человеку более ярким и привлекательным, чем тот, который создал для человека Бог.
В раю Адам и Ева управляли всем тварным миром и не уставали, поскольку постоянно насыщались непосредственным общением с Творцом. Но после грехопадения прародителей всё изменилось, и через пророка Моисея Бог установил для человека режим чередования труда и отдыха: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты» (Втор. 5:13,14). Этим постановлением о субботе Бог чётко обозначил смысл свободного от основной работы времени. Оно не может быть посвящено человеческому самоудовлетворению, никак не связанным с общением с Богом.
За вычетом удовлетворения минимально необходимых потребностей любая человеческая деятельность имеет цель, даже если сам человек её до конца не осознаёт. Он не может не дышать. Поэтому, если человек здоров и находится в благоприятной среде, он дышит, не задумываясь об этом, и никогда не помышляет о том, что стоило бы отдохнуть от этой непрерывной работы. Но когда у человека есть выбор между различными видами деятельности, когда он может определять характер и интенсивность своей работы, на первое место выходят его духовные приоритеты. И всё, что он делает, приближает его к Богу или отдаляет от Него.
Нам сейчас кажется невероятной жизнь мирян (не монахов!), которые всё свободное от необходимых трудов время проводили в молитве и чтении Священного Писания. Именно так жила простая греческая крестьянка – мать прп. Паисия Святогорца. Так жили и многие наши благочестивые соотечественники. Как же так случилось, что общение с Богом стало для многих из нас, считающих себя православными христианами, скучным делом?
Нет, головой мы прекрасно понимаем, насколько это общение для нас важно, но ничего не можем поделать с тем, что душа тянется к окружающему нас разнообразию вещей, с Богом никак не связанных. Мы подобны мужу, который, вроде, любит жену и детей, но выходные с большим удовольствием провёл бы не с ними, а с друзьями на рыбалке.
Возможно, проблема в том, что, следуя принципам окружающей нас постмодернистской цивилизации, мы всё больше вытесняем на окраину нашей жизни то, что составляет лейтмотив Евангелия – Крест и бескорыстную жертвенную любовь, без которых христианство невозможно в принципе. Какое отношение имеет Евангелие к отдыху и развлечению? К развлечению никакого. Его задача как раз отвлечь человека от крестного труда, личной встречи с Богом, увлечь его сиюминутным и исключительно личным удовольствием.
Никак не связана христианская жертвенность и с отдыхом, если он является самоцелью, а не необходимым условием богоугодного труда, если время отдыха человек воспринимает не как дар из рук Господа, который он должен вернуть Ему с прибытком, а как заслуженное право распорядиться жизнью для себя и по своему плану. В тот момент, когда человек решил отдохнуть от Христа, он христианином быть перестал.
Что же делать нам немощным, не способным насыщаться «Единым на потребу» и жаждать исключительно даруемой Им живой воды? Единственно, в чём мы властны, так это в своём желании. Поэтому если мы искренне хотим быть христианами и провести со Христом вечность в Его Царстве, уже в этой жизни мы будем всеми силами стараться делать только то, что нас к Богу приближает, и искренне каяться, и просить Бога о помощи, когда мы собьёмся с пути к Нему.
Мы не будем разрешать себе грех по совести (идти на компромиссы с совестью), в том числе в виде отдыха и развлечения. Только здесь потребуется предельная честность по отношению к себе. Можно, ведь, и в церковном хоре регулярно петь, но не ради общения с Богом, а просто потому что петь очень нравится. И не так важно где: в храме или джаз-клубе, «Аве Марию» или русские народные «Валенки». Бог никогда не может быть на втором месте. Он никогда не станет средством для получения нами удовольствия для себя. Он может быть только единственной целью и смыслом, с которым несовместимо никакое «тоже».
Книга, фильм, музыка – всё может помочь нам встретиться с Богом, если мы отчаянно ищем этой встречи, а не бегаем от Него. Для тех, кто ещё не ощутил прикосновение к себе Божией любви, искусство может стать тем толчком, который разрушит окаменелость нашей души и даст доступ действию благодати. Но не более того. Никакое творение, ни Божье, ни рукотворное, не в состоянии заполнить душу человека и избавить его от неизбывной тоски. Это может сделать только Сам Бог в непосредственном общении с человеком, которое может состояться во время молитвы, при чтении Священного Писания, во время участия в церковных таинствах, в поступках по евангельским заповедям.
Без отдыха человек обойтись не может. Но если он не посвящает свой труд Господу и во время рабочего дня не пытается бескомпромиссно следовать Евангелию, то и после работы его времяпровождение вряд ли настроит его на дальнейшее богообщение, даже если он проведёт это время в храме. Нельзя до обеда служить мамоне, а после обеда Христу. Так и с развлечениями. Если я выбираю книгу, фильм, песню ради того, чтобы «забыться» (а точнее – забыть о крестном жертвенном пути за Христом), если я по совести разрешаю себе «утешиться» потаканием какой-либо своей страсти, получить удовольствие исключительно для себя любимого, то временное утешение заведомо завершится ещё большей опустошённостью, которая потребует ещё большего (яркого, экстремального) утешения.
Но есть и другой путь. В общении со всеми людьми, в том числе и посредством произведений литературы и искусства, я могу искать не приятного для себя, а встречи со Христом. Я буду слушать музыку не ради её убаюкивающего или, напротив, бодрящего ритма, а ради того, что в ней звучит если и не хвала Господу, то хотя бы безутешная тоска о разлуке с Ним. Я буду читать не те книги, которые легко и весело «проглатываются», а те, на прочтение которых надо потратить много труда и слёз, мысли и поступки героев которых будут мучить мою совесть и воодушевлять меня на деятельное покаяние. Я буду заниматься спортом не ради тревожной радости тщеславия и притупления страха физической смерти, а для того чтобы иметь силы бескорыстно служить другим людям тогда, когда ни у кого уже сил не осталось. Я буду проводить свободное время не с теми людьми, с которыми мне комфортно и безопасно, а с теми, кто сейчас больше всего нуждается в моём участии.И когда я, забывшись, вдруг пойму, что делаю что-то исключительно для себя, для собственного удовольствия и спокойствия, я поспешу на исповедь и слёзно попрошу у Господа помочь мне забыть о себе ради Него и ради того, кого Он послал мне сегодня навстречу.
valaam.ru