Вчитываясь в жития святых мучеников, испытываешь замечательное чувство духовного восторга. Прежде всего, как дивно, что Господь иногда по Своей любви, по Своей милости к человеку дарует ему возможность потерпеть, пострадать здесь, в этой жизни, порой претерпеть страшные муки и войти в жизнь вечную, соцарствовать вместе с Сыном Божиим! Для нас, дорогие братья и сёстры, нет другого Бога. Господь Сам показал, что в послушании Своему Небесному Отцу Он волей благоволил взойти на крест, претерпеть страдания по любви к человеческому роду, по любви к Отцу Небесному и таким образом спасти весь род человеческий, как живший до Него, так и тот, которому предстоит ещё жить до скончания времён.
Глядя на образ сорока Севастийских мучеников, братья и сёстры, каждый из нас должен сделать вывод: почему я боюсь всякого рода боли и почему не хочу отказаться от себя в любви и в послушании Богу? Почему постоянно защищаю свою человеческую позицию, желая скорее обидеть другого человека, презреть Божественные заповеди, но сохранить своё мнение о человеке, своё понимание ситуации, в которую я поставлен? Почему не могу сказать сам себе: вот эта ситуация дана мне любовью Божией, ведь Бог меня спасает. Он бьет Своей милостивой рукой, касается Своей любовью моего сердца и предлагает мне: «Сыне (или дочь), Я тебя прошу, будь подобен (или подобна) Мне и будешь со Мною в раю». Почему я никак не хочу в это поверить? А если не хочу и не могу поверить, то христианин ли я? И зачем в таком случае хожу в церковь, ведь из церкви я выхожу не обновлённый, не преображённый, со своим настроением? Зачем причащаюсь, исповедуюсь, молюсь? Какую цель преследую, чего я хочу, когда переступаю порог храма?
И сейчас, дорогие мои, я скажу вам одну очень важную вещь: мы в таком случае не верим Богу, а только верим в то, что Он есть, но не забывайте, православные, что и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Что же от меня требуется? Довериться Божественному закону, исполнение которого предполагает лишь моё человеческое благо. Отношение к Богу формирует моё отношение к окружающему миру, к людям прежде всего. Обратите внимание, братья и сёстры, на Божественную заповедь. Первая и наибольшая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Втор. 6, 5), вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Лев. 19, 18; Мф. 22, 37-39).
Совсем недавно я уже говорил в одном из храмов, что если мы, православные люди, друг к другу относимся не по-христиански, не по любви, то кто мы? Если нас закон Божий и заповеди Божии не преображают, то кто же мы и на что надеемся? И здесь, братья и сёстры, очень важно отметить, что в основе человеческой культуры лежат прежде всего религиозные чувства человека. В основе человеческой культуры лежит человеческое отношение к Богу, которое он воспринимает от отношений Бога к человеку, – вот таким-то образом тогда и формирует себя человек. Посмотрите на святых: как они изображены, как стоят на земле, как они обращаются к Богу. Вот это и есть та внутренняя культура, которая их созидает, а культура обусловлена, прежде всего, поведением человека, отношением его к Богу.
Святые сорок мучеников Севастийских
Константинополь, X в., слоновая кость.
Фото с сайта музея Боде (Берлин)
|
Но культурой ли обусловлено, дорогие, наше пребывание в храме? Толкаемся, шумим, разговариваем. Из дома Божиего мы сделали дом человеческий, забыв, для чего сюда пришли. И если мы пришли в церковь для созидания собственного «я», то каким же образом это моё «я» созидается? Только лишь в подвиге – отказ от ветхого человека и созидание внутреннего, нового человека, по Бозе созданного. Каким же образом? От слышания Божественной заповеди. Я слышу эту Божественную заповедь и воспринимаю её не в своём сознании, а прежде всего своим сердцем. Вот тут, братья и сёстры, и начинается конфликт между Богом и мною, когда я сам себе говорю: «Это я не в состоянии сделать, это не могу, это пусть делают монахи, а это – церковные люди. Я мирской человек, и мне позволительно сделать всё по-другому». Это и есть нежелание довериться Богу, нежелание отказаться от себя для того, чтобы жил во мне Христос.
Сегодняшний праздник, дорогие мои, – день памяти мучеников Севастийских. Чем восхищают нас всегда мученики, подвижники? В первую очередь, преданностью воле Божией, постоянством. Человек слышит Бога, обращённое к нему предложение: Сыне, дай Мне твоё сердце (Притч. 23, 26). Я в тебе нуждаюсь только лишь потому, что ты Мое создание, говорит Господь, Я тебя люблю и поэтому хочу, чтобы ты пребывал со Мной. Но желаешь ли ты этого, человек? Если желаешь, то Я тебе предлагаю: соблюди Божественные заповеди. Я прошу тебя соблюсти эти заповеди, исполнение которых, предполагает, человек, только твоё благо. Я не нуждаюсь в исполнении этого, потому что Я – Всесвят, и Вседоволен, и Всесовершенен. Я сотворил тебя только лишь по одной любви к тебе и хочу, чтобы ты приобщился к Божественной любви, чтобы ты приобщился к вечной благой участи. Обещаю тебе: вот это Я люблю, и если ты это совершишь, будешь со Мной, если же не соблюдёшь этого, ты не сможешь быть со Мной. Как слепой не в состоянии видеть солнце, так и ты не в состоянии будешь приобрести Мою благодать, потому что ты её не приобрёл в этой жизни.
Я тебе предлагаю: откажись от себя, доверься Мне даже до смерти, ведь у тебя же есть пример – это Я. По любви к тебе Я стал человеком навсегда, сошёл на землю и был распят людьми, не ведавшими, что творят, но Я знал, что делаю. Я тебе показал, насколько люблю тебя и насколько Я предан Небесному Отцу. Я тебе всё показал, а теперь ты, христианин, покажи, как ты Меня любишь, в состоянии ли ты оценить своё сердце, насколько ты можешь погубить его, отказаться от него. Я тебя люблю, а любишь ли ты Меня? И вот сейчас, братья и сёстры, я могу сказать, что, когда мы видим отношение православных к православным, это поведение наше вызывает очень много вопросов. Нередко хотелось бы даже спросить: «Люди, именующие себя православными, а читали ли вы Евангелие? Слышали ли вы Божественную заповедь, дорогие православные, что необходимо любить ближнего своего, как самого себя?»
Святые сорок Мучеников Севастийских
Фрагмент фрески церкви свт. Николая "под крышей" на Кипре, XII век
|
Посмотрите на икону сорока Севастийских мучеников, братья и сёстры, и давайте представим себе эту ситуацию. Вот сорок мужчин были раздеты и погружены в ледяное озеро. Интересно, как бы мы повели себя в такой ситуации? Наверняка мученики поддерживали друг друга, укрепляли, снисходительно относились, может быть, к каким-нибудь немощам человеческим. Они всё покрывали любовью, потому что знали – ещё немного, и Бог их примет. Мы тоже знаем, братья и сёстры, одно знаем точно, что все умрем. Здесь мы познакомились для того, чтобы в вечной жизни сорадоваться вместе, продолжать с любовью относиться друг к другу. Но, христиане, покажите, как мы умеем любить. Покажите, что для нас храм – это дом Божий: не толкайтесь, не толпитесь, не разговаривайте в доме Божием.
Есть ещё один очень важный вопрос, дорогие братья и сёстры: избрание Божие на мученический подвиг. Они были избраны. Мы избраны все быть православными, быть солью земли (Мф. 5, 13).
Верность во многом предполагает верность и в малом. Следовательно, к большому подвигу, самому основному дню моей жизни, когда мне предстоит переступить порог смерти, я должен идти ровными, неторопливыми, смелыми, твёрдыми шагами. Я должен по мере сил трудиться, исполнять Божественные заповеди и быть верным даже до смерти и в малом.
И, если Христос предлагает: Имеющий две одежды, отдай нищему (Лк. 3, 11), – не рассуждай, христианин, отдай! Всякому просящему у тебя дай (Лк. 6, 30). Если у тебя доброе сердце и великая душа, ты, не раздумывая, дашь, потому что отвечать будет не тот, кто дал, а только тот, кто получил твою милостыню. Ударившему тебя в правую щеку, подставь левую (Мф. 5, 39). Будь верен Христу даже до смерти. Ты хочешь награды, христианин? Не надейся в этой жизни её получить. Ты будешь торжествовать вместе со Христом, Который, как мы сегодня слышали в апостольском чтении (Евр. 12, 1-10), должен был приобрести славу от людей, но приобрёл крест и распятие.
Мы пришли прославить Христа в этой жизни своими делами, братья и сёстры. И по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Давайте покажем, насколько мы верим Христу, насколько мы Его любим, даже в малых делах, и от этого малого подойдём к великому стяжанию благодати Божией. И вот тогда, если Господь, призовёт нас к мученическому подвигу, мы должны будем исповедовать Его имя даже до смерти. Вот тогда-то мы и обретём в себе силы, дорогие мои, будучи со Христом, сказать: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Только лишь в том случае мы сможем это сказать, если будем верны Христу, будем преданы Ему в малом.
Святые сорок мучеников Севастийских
Болгарская икона, XVIII в.
|
Вы помните, дорогие братья и сёстры, как в начале перестроечного периода, когда стали открываться церкви, монастыри, люди потоком устремились в храмы, но многие ушли впоследствии, потому что необходимо было проявить постоянство в христианской жизни. Как часто мы надеемся на получение милости от Бога сразу, здесь и сейчас: причастился, – и я хочу быть в раю, только лишь отказался от своей воли, – и я хочу благодати. Нет, дорогие, в постоянстве, в подвиге приобретается Божественная благодать. И семя посеяно, а как оно растёт? Человек спит, встаёт, делает свои дела, а оно растёт. Не нам с вами задавать вопрос: а насколько оно выросло? Только лишь постоянством и все большей и большей любовью ко Христу, любовью к людям, своим же православным людям, можно показать, насколько мы выросли.
И пусть, братья и сёстры, сегодняшний праздник Севастийских мучеников заставит нас задуматься прежде всего о том, что ведь Церковь – это многоипостасное, многоличностное существо, это единый организм. Страдает один член, – страдает и всё тело, торжествует один член, – своим торжеством он сообщает торжество всему телу. Значит, как же много от каждого из нас зависит! Более того, скажу вам, от каждого из нас с вами, православных людей, зависит сегодня спасение нашего Отечества и, конечно же, спасение и благополучие наших ближних, ибо вокруг одного человека, стяжавшего, приобретшего духовный мир, благодать Духа Святого, тысячи могут приобщиться к радости и к вечной жизни.
Внутренняя культура, братья и сёстры, а мы с вами должны быть культурными, духовными людьми, обусловлена в первую очередь отношением человека к Богу. Так покажем, дорогие мои, насколько же мы с вами одухотворены, насколько мы с вами преображены, насколько мы приобщились к любви Божией.
С праздником!
~ Архиепископ Алексий (Фролов), "Проповеди"