Если мы рассмотрим греховные страсти одну за другой, то увидим, что в их основе лежит гордость, скрытая или явная.
Как говорил старец Паисий:
«Зависть, осуждение, гнев, злопамятность – все эти страсти исходят от гордости. Гордость – это штаб-квартира всех страстей. Если ты победишь гордость, то победишь все остальные страсти и к тебе придут смирение и любовь. Поэтому я думаю, что нужно организовать фронт для борьбы с гордостью. Направь весь огонь против крепости гордости, которая отдаляет нас от Бога. Посмотри, когда враг воюет с какой-то страной, то он особенно хочет нанести удар по столице. Если разрушить столицу, то затем это приведет к разрушению всей державы».
Старец Паисий говорит не философские, а глубокие богословские вещи в очень простой форме, потому что знает, что перед ним сидят маленькие дети. Может быть, мы и не молоды по годам, но в духовных вещах мы начинающие, в духовном плане мы как маленькие дети. И как мы не даем маленьким детям большие куски мяса, а кормим их молоком, так и старец Паисий здесь делает то же самое.
Он говорит: «Что такое гордость? Штаб-квартира страстей». Что делает гордость? Она приказывает, повелевает. Она порождает зависть, осуждение, гнев, злопамятство. Давайте рассмотрим их по порядку.
Зависть.
Мы завидуем, потому что у другого человека есть что-то, чего у нас нет. Мы хотим иметь то, что имеет другой человек. Корнем зависти является гордость.
Осуждение.
Мы осуждаем людей и говорим:
– Этот человек сделал то и то, другой сделал то и то, а третий человек сказал то и то!
Почему мы осуждаем людей? Потому что мы считаем себя лучше других. Поэтому мы осуждаем другого человека в том, в чем, как мы знаем, мы лучше него. Потому что, честно говоря, если знаем, что мы в чем-то хуже кого-то, то молчим и не «мутим воду» в той или иной ситуации. Но если мы узнаем, что кто-то другой сделал то, что и мы сделали, и кто-то скажет нам:
– Ты сделал то же самое, что и я.
Мы отвечаем:
– Это другое! Я отношусь к другой категории. Я не мог иначе поступить.
Словно у другого человека были идеальные условия для духовного падения и совершения греха, а у нас не было другого выбора, кроме как согрешить.
Гнев.
Почему мы гневаемся? Потому что, что-то идет не так, как мы хотим. Почему во всем виним других людей? Почему думаем, что все остальные не правы, а только мы правы? Потому что мы слишком сильно любим себя. Когда человек приучает себя отсекать гнев, тогда гнев постепенно уменьшается. Если мы боремся со страстью, то со временем она ослабевает. Мы берем свои гневные слова обратно и начинаем молиться. Иногда мы даем волю страсти, думая, например, что, гневаясь, мы успокаиваемся и гнев выходит из нас. Но это не так. Исчезает ли наше гневное напряжение? В следующий раз будем ли мы меньше гневаться? Если вначале мы злимся на поведение одного человека, то даже если стакан упадет на землю и разобьется, мы будем проявлять тот же гнев. И здесь скрывается корень этой страсти – гордость.
Злопамятство.
Злопамятство – это ужасная страсть, как говорит старец Паисий, это одна из самых страшных страстей. Злопамятство – это ненависть к другому человеку, хотя все эти страсти смешиваются вместе, и часто бывает, что ты не знаешь, где начинается одна страсть, а где другая. Когда у меня возникает злопамятство и я гневаюсь, то завидую и осуждаю, а когда завидую, то начинаю осуждать людей и гневаться на них. Таким образом одна страсть смешивается с другой. Дети ссорятся между собой, но у них одна мать, а мать этих плохих детей – гордость.
Гордость.
Гордость мучает всех нас. Что представляет собой гордость, спрашивают святые отцы, и вот что они отвечают нам. Гордость – это хорошее мнение, которое мы имеем о себе, которым мы вдохновляемся, но которое не имеет ничего общего с Божией благодатью. То есть это не самопознание, которое человек обретает после глубокой духовной борьбы и аскезы, и не самопознание, связанное с чувством нашей греховности.
В житии преподобного Антония был такой случай. Святой молился Богу и спросил Его:
– Господи, скажи мне, кто достиг великой духовной добродетели?
Этот святой был первым, кто ввел общежительную монашескую жизнь в монастыре, он был первым, кто жил в уединении, в гробнице, многие годы боролся с диаволом. Святой Антоний был великим аскетом, пустынным учителем, монахом.
Однажды к нему пришел помысел: «Кто достиг Бога? Я совершил столько аскетических подвигов, кто в духовном плане стоит выше меня?» И чтобы смирить его, Господь сказал святому Антонию, чтобы он пошел в Александрию к одному сапожнику, который духовно стоял выше его. Святой удивился. Неужели какой-то сапожник, живущий в миру и преодолевающий житейские трудности, может обладать большей добродетелью, чем святой Антоний?
Он нашел сапожника. Тот поклонился святому Антонию, потому что знал его. Святой застал сапожника во время работы. Закончив свою работу, он помолился и лег спать. А утром, когда рассвело сапожник, снова делал то же самое – помолился и начал работать. Авва Антоний удивился и подумал: «Но он ничего особенного не делает. Он не стал иноком, у него есть работа и этим он зарабатывает себе на жизнь. Почему он духовно поднялся выше меня?»
И святой Антоний спросил его:
– Скажи мне, пожалуйста, чем ты занимаешься в своей жизни, что постиг такой великой добродетели?
Сапожник ответил святому:
– Ничего, авва. Я ничего особенного не делаю в своей жизни. И даже не молюсь долго.
– А как ты живешь?
– Каждое утро, когда я встаю, молюсь Богу и говорю: «Господи, пусть все люди спасутся, кроме меня, ибо все они лучше меня!»
Эти слова сапожника стали ключом в жизни аввы Антония. Действительно, сапожник не обладал святостью аввы Антония, но таким образом Господь хотел показать великому старцу-пустыннику, что смирение является ключом, которым человек может открыть райские врата и попасть в Рай. Ты можешь все иметь, но если у тебя нет этого ключа, ты останешься за воротами Рая. Как тот человек, который хотел попасть в Рай и думал, что это его право. Он стучал в райские двери Небес, чувствуя себя оправданным своими делами, и услышал голос:
– Кто там?
– Я!
Но райские ворота не открылись.
– Кто там?
– Это я, – ответил человек. – Разве вы не знаете меня? Это я!
Он продолжал стучать, но ему никто не открыл ворота. Устав стучать, человек сел возле ворот. В это время, мимо райских ворот проходил святой Петр, подошел к человеку и спросил его:
– Ты постучал?
– Да, постучал.
– И разве тебе не открыли ворота в Рай?
– Нет! Не открыли.
– И что ты сделал?
– Ну, я стучал в ворота.
– И что тебе сказали?
– Меня спросили, кто я.
– И что ты им ответил?
– Я сказал им: «Это я! Откройте мне ворота!»
– Благословенный человек, разве ты не знаешь, что эго не входит в Рай!
Затем человек снова постучал в ворота, и последовал вопрос:
– Кто там?
– Никто. Я тот, кто не существует. Откройте мне, пожалуйста, ворота!
И тогда действительно Господь открыл райские ворота и принял человека в Свои объятия.
В то время как смиренный считает Бога Подателем благ нашей жизни, гордый человек считает человека подателем всех благ. Гордый человек видит в своей жизни только преимущества, не замечает никаких своих недостатков, приписывает все добрые дела только себе, ничего не оставляет Богу. Он любит даже свои духовные падения, свои грехи, и поэтому постоянно оправдывает их.
Это касается и людей, подвизающихся в Церкви. Мы приходим к священнику и не обнажаем свою душу, чтобы смириться и попросить Божией милости, а описываем ему обстоятельства, которые подтолкнули нас к духовному падению.
– Меня спровоцировали, поэтому я разгневался, осуждал и завидовал.
Да, но это не так, потому что в духовной жизни вопрос не в том, что люди тебе сделали. Они могут многое тебе сделать, но Бог в итоге спросит тебя: «Что ты сделал людям?»
Другой элемент гордости заключается в том, что гордый человек – славолюбивый и не подчиняется другим. Он не любит послушание, не любит, когда его воля отсекается.
Однажды авва Макарий встретил в пустыне диавола. Знаете ли вы, что в городах диавол воюет с людьми через других людей, потому что нам нравится, когда к нам проявляют уважение, и мы расстраиваемся, когда нас не чтят. Однако в пустыне, где нет людей, обитает сам диавол, и поэтому борьба там намного жестче. Там битва происходит лицом к лицу. Вот почему Христос вел немалую битву с диаволом в пустыне, лицом к лицу. Однако в миру Его терзали поспешники диавола – люди, то есть книжники и фарисеи. В пустыне авва Макарий увидел диавола и спросил его:
– Скажи мне, как живет диавол? Что он ест?
– Разве я ем? Мы постимся, ничего не едим.
– Вы спите?
– Мы не спим, мы весь день стоим на ногах.
– Чем вы занимаетесь? Во что верите?
Диавол верит, он знает, что Бог существует, поэтому атеист (в действительности не существует атеистов) хуже диавола, потому что диавол знает, что Бог существует, знает, что он сам является Божиим творением, но атеист этого не признает.
– А чем диавол отличается от верующего человека?
Диавол ответил:
– Мы не раскаиваемся. Мы не можем сказать: «Благослови! Прости, ты прав», не можем подчиняться, не можем каяться. В этом заключается разница между нами и верующими людьми.
Первым, кто возглавляет этот трагический хоровод разрушительной гордыни, является диавол. Гордость восстает против Бога. Гордый человек считает, что все в его жизни должно идти как по маслу. Если Господь лишает его чего-то, то человек обвиняет в этом Бога, а не себя. Если Господь для его пользы и воспитания лишает человека чего-то, он восстает против Него. Мы видим, что гордость в человеке – это нечто трудно различимое. Может ли человек болеть разными болезнями и говорить, что он здоров? Гордость, как и многие другие страсти, – но, как мы говорим, она является страстью-матерью, порождающей других своих дочерей, – является слепой страстью.
Человек, охваченный гордостью, не видит ее. Ты говоришь ему некоторые вещи, а он не может их понять, и в то же время он готов увидеть мельчайшую деталь в характере ближнего, разглядеть эгоизм в другом, рассказать о духовном падении третьего, но ему совершенно невозможно увидеть себя.
Почему гордый человек не может посмотреть на себя со стороны? Потому что диавол построил себе дом в его сердце. Когда в сердце входят помыслы, один за другим, оно наполняется мысленными нечистотами. Поскольку человек оставил маленькое окошко открытым, помыслы вошли через него, и сердце превратилось в разбойничий вертеп.
Вот кем становится гордый человек, когда диавол подсовывает ему все это. Лукавый угощает его вином, вином гордости, которое умертвляет органы чувств этого человека, и он ничего не осознает. Чтобы гордый человек понял свое сердце, он должен услышать страшный грохот, подобный звуку раскалывания грецкого ореха, чтобы сломать скорлупу и найти свою душу, которую он потерял в пучине гордости. Для этого необходимы смирение, труд со стороны человека, но прежде всего - Божия благодать, способная укрепить его и позволить реально увидеть себя.
Святой Григорий Двоеслов также говорит, что гордость – мать всех страстей. Церковь убеждена, что гордость порождает слишком много страстей в душе человека.
Видели ли вы павлинов? Когда вы смотрите на них, они понимают, что вы к ним неравнодушны (у нас в монастыре есть павлины). Иногда мифология открывает некоторые истины. В мифе говорится, что павлин был божеством в виде очень красивого мужчины. Он любовался собой и был охвачен нарциссизмом, поэтому Зевс наказал его - превратил в красивую птицу, но с ногами, которые совсем не подходят к его телу. Именно мужские особи павлинов имеют превосходный синий цвет оперенья, который не может изобразить ни один художник. Но у них уродливые ноги. В мифе говорится, что когда павлины смотрят на свои ноги, они издают ужасные крики, и тот, кто их слышит, убегает от них, именно для того, чтобы павлинов смирить.
Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе.
Когда к нам проявляют уважение, мы думаем, что контролируем ситуацию и говорим:
– Прекрати, не говори так!
Вы знаете, когда мы поймем, что это укоренилась в нас? Когда люди скажут нам что-то плохое, а не когда о нас говорят только хорошее. Когда нам говорят что-то плохое, мы расстраиваемся и спорим с теми, кто нас критикует, и говорим им:
– Почему бы вам не посмотреть на других, которые нас уважают? Только вы не уважаете нас! Значит, вы плохие люди!
И мы не проявляем уважение к тем, кто нас критикует. Возможно, они показывают нам наше настоящее «я».
Представьте себе человека, который лежит на смертном одре, а врачи говорят ему:
– Ты здоров! Ты совершенно здоров!
Неужели врач, который говорит человеку: «Ты умрешь, тебе необходимо лечение, необходимо принимать лекарства, пройти обследование, необходимо сделать операцию!», неужели этот врач не любит своего пациента? Врач любит его и, беспокоясь о пациенте, говорит это ему.
Часто то, что заставляет нас чувствовать боль, даже если что-то нам говорят со злобой, может скрывать большую истину.
Давайте не будем смотреть на обстоятельства, при которых нам было это сказано. Почему это нас разозлило? Потому что у нас есть эгоизм, потому что мы хотим, чтобы о нас говорили только хорошее.
То, что сопровождает гордость, – это излишние разговоры о себе. Во-первых, нет такого человека, который не любил бы быть в центре разговоров, чтобы люди говорили только что-то приятное о нем и чтобы другие занимались с ним. Ему нравится, когда о нем говорят что-то хорошее. Кому это не нравится, кому это не льстит? Мы также часто говорим:
– Я самый грешный человек в мире.
Но не верим в это, потому что если бы мы верили, то молчали бы.
Кто-то говорит тебе:
– Я самый смиренный, убогий и грешный человек.
Но стоит тебе только слегка затронуть тему о его грехах и смирении, как он тут же начнет возражать и спорить с тобой.
В Патерике есть одна прекрасная история. Один подвижник носил на себе цепи. Некоторые аскеты выбирали очень суровый образ жизни. Вот и он тоже. Но один прозорливый старец увидел, что этот подвиг породил в монахе внутреннее самомнение, которое заставляло его говорить себе:
– Я не такой, как другие монахи, которые ничего не делают. Я ношу на себе цепи весом в несколько килограммов!
И вот однажды, когда подвижник трапезничал, к нему в каливу пришел этот старец, и, чтобы духовно исцелить его и помочь осознать свою страсть, подошел и дал ему пощечину. Тот с цепями встал, начал гневаться и кричать. Старец сказал ему:
– Напрасны цепи, напрасна и святость, напрасна и добродетель! Сними с себя цепи и живи смиренно, не впадай в крайности, ибо крайности порождают самомнение и самолюбие.
Это слепые страсти, которые человек может не увидеть, поэтому давайте будем осторожны, ибо плодом гордости являются ненужные разговоры о себе.
Другое исчадие гордости - это злоба. Страсти рождаются и растут, они не статичны, поэтому человек вряд ли сможет избавиться от них, когда они вырастут и укоренятся. Если страсть входит в душу человека, в данном случае злоба, то впоследствии она становится жестокой ненавистью.
Поведение гордого человека создает огромную проблему для окружающих. Он одинокий, трудный человек и создает трудности своим ближним. Если у него есть семья, то из-за него они несут пожизненный мученический крест; его дети, вместо того чтобы брать с него пример, сторонятся его. Этот человек живет и все около себя разрушает.
Образцом этого типа людей является фарисей. Человек совершенный во всем, потому что то, что он говорил, не было ложью, по крайней мере, он не за это был осужден. Но с того момента, как фарисей начал сравнивать себя с другими: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как другие люди» (Лк 18: 11), появилась проблема. Сапожник из Александрии говорил, что он хуже всех, а фарисей – что он лучше всех. Фарисей прогнал от себя Божию благодать, и поэтому оправданным из храма вышел не фарисей, а мытарь.
Из истории Церкви мы знаем, что первым, кто повел хоровод гордости, был Денница. В Ветхом Завете звучит голос Денницы, который говорит:
– Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис. 14: 13).
Он хотел быть независимым от Бога, потому что до этого момента он мог направляться как к добру, так и ко злу. После своего падения падшие ангелы стали способны только ко злу. Бог создал их свободными, как и нас. После этих слов у Денницы был отнят его ангельский чин, и он был низвергнут с небес.
Согласно церковному преданию, монахи восполняют чин падшего ангела Денницы, и поскольку он знает, что монахи займут его место, то завидует им, ненавидит их и ведет с ними войну гораздо больше, чем с мирскими людьми. Родоначальником нового ангельского чина стал святой Иоанн Предтеча, который изображается с крыльями, потому что он земной ангел, ангел во плоти. Поэтому и монашеская жизнь называется ангельской.
Когда Церковь говорит нам о гордости, она говорит и о еретиках. Помните ли вы черты гордости? У еретика есть самолюбие, он не подчиняется церковным догмам, не признает, что Церковь обладает полнотой истины, берет одно слово из Священного Писания, абсолютизирует его. Вот почему еретики были очень гордыми людьми и самохвалами, которые не подчинялись Церкви. Среди них корифеем и трагической фигурой был Арий. Еретики – это гордецы. Именно поэтому послушание Церкви спасает нас, потому что в противном случае существует большая опасность, что мы окажемся как овцы вне овчарни. В Церкви хранится полнота истины, и наше послушание помогает нам и ведет нас к смирению.
~ Архимандрит Ефрем (Панаусис)
monastery.ru, в сокращении