В Стефано-Махрищском монастыре состоялись торжественные богослужения двунадесятого праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В обитель был принесена особая святыня - крест с частицами Древа Креста Господня, шипа от Тернового Венца Спасителя и частицами мощей святых: преподобных Антония Великого, Герасима Иорданского, Павла Фивейского, Иоанна Лествичника, Саввы Освященного, Пахомия Великого, Зосимы Палестинского, святителя Нектария Эгинского.
Крест выполнен из дерева, использованного при строительстве храма рубежа 14-15 вв., обнаруженного в результате археологических раскопок в Московском Кремле на глубине 8 метров.
На утрени праздника по окончании великого славословия было совершено поклонение Кресту и все молящиеся приложились в благодатной святыне.
Происхождение праздника, его смысл и значение
Изначально, в IV веке, праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков, событие это представляется в следующем виде.
Император Константин Великий, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, – отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.
При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. По преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.
В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».
Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.
С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.
О спасительной силе Креста
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Спасительно нам знать, возлюбленныя о Христе чада мои, значение весьма немногих слов сего дивного церковного песнопения. Это значение будет для нас понятно, если мы прежде всего уясним себе вопрос: почему мы покланяемся Кресту?
Мы покланяемся Кресту потому, что на нем Господь совершил наше спасение. Еще в Ветхом Завете Господь показал спасительную силу Креста. Когда Моисей, в силу повеления Божиего, крестообразно осенил Чермное море жезлом своим, то вода расступилась и весь израильский народ перешел море, как по суху, имея и справа и слева от себя морские воды. Когда же фараон со своим воинством покусился сделать то же самое и в своей погоне за Израилем стал проходить по сухому дну морскому, то Господь опять повелел Моисею осенить крестообразно жезлом своим море. И когда Моисей это сделал, то воды сомкнулись и все фараоново воинство потонуло в морских волнах.
Это дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие...»
Когда израильтяне во множестве умирали от укусов ядовитых змей, то Господь повелел Моисею воздвигнуть крест с медным на нем змием. И все те, которые с верою взирали на этот крест, избавлялись от смерти.
Об этом чудесном событии так говорится в службе настоящего праздника: «Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетворивого избавление и ядовитого угрызения: и древу образом креста, по земли пресмыкающегося змия привяза, лукавный в сем обличив вред...»
Дивное чудо от креста проявилось в жизни израильского народа во время его сражения с амаликитянами. Израильтяне не могли своими силами победить врагов. Тогда Моисей в молитве к Богу простер руки, прообразуя крест. И так молился Моисей до тех пор, пока амаликитяне не были окончательно побеждены. Это событие воспевается св. Церковию в следующих словах: «Моисей предобрази тя, руки простер на высоту, и побеждаше Амалика мучителя, Кресте честный...»; «Образ древле Моисей пречистыя страсти в себе самом прообрази, священных среде стоя: крест же вообразив, простертыми победу дланьми воздвиже державу погубив Амалика всегубителя...»
Еще более поразительное чудо было в жизни израильтян от креста, когда преемник Моисея, Иисус Навин вступил в битву с аммореями. Он также, прообразуя крест Господень, простер свои руки и сказал: «солнце, остановись». И солнце остановило свое течение, день продлился, и это дало возможность Иисусу Навину и его воинству уничтожить своих безчисленных врагов.
Сие дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах праздничного седальна: «Проображаше таинственно древле Иисус Навин, креста образ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе, Богу...»
|
Но все это было только прообразовательною тенью тех великих и многих спасительных благ, которыя проистекли и проистекают от Животворящего Креста Господня. На нем произошло наше искупление от первородного греха Адама. На нем было разрушено проклятие, наложенное Богом за этот грех на весь человеческий род. Ради Креста Господь дарует нам в таинствах Церкви возрождающую благодать Святого Духа. А эта благодать дает нам божественную силу бороться с диаволом, со грехом, со всеми страстями, соблюдать спасительныя заповеди и быть истинными последователями Христа. Эта благодать дает нам доступ к величайшему таинству св. Евхаристии, в котором истинно-верующие, вкушая Тело и Кровь Христа, делаются едино с Богом по благодати и предвкушают райское блаженство еще на земле. Благодать сия введет нас после смерти в блаженный чертог Христов и будет источником нескончаемой радости в небесном Царствии.
Вот какия блага проистекают для нас от Креста Господня. Но это не все, что мы от него получаем.
Крест есть наш могущественный помощник в борьбе со всяким злом. Крест есть якорь нашего спасения от всех бед и напастей. Крест есть постоянный и неизменный спутник всех наших молитв к Богу, ибо оне сопровождаются крестным знамением. Церковь ублажает Крест, как попрание бесов, умерщвление страстей, утешение в скорбях, как целение недугов и воскрешение мертвых. Крест есть хранитель всей вселенной, слава Ангелов и святых, слава и красота нашей Православной Церкви. И так как через Крестное Древо Господь возвратил нам блаженство рая, то Крест есть райское Древо Жизни.
Невозможно изобразить словами человеческого языка всю ту спасительную силу, которая источается на нас от Креста. Силою Креста совершали безчисленныя и дивныя знамения и чудеса Апостолы и все святые. Этою силою Константин Великий, будучи еще язычником, победил вражеское воинство, увидев перед тем на небе Крест в ослепительном сиянии с надписью: «Сим победиши». Сила Креста сломила язычество. Крест еще раз, как никогда, ярко озарит весь мир через Россию, которая всегда и неизменно была, есть и будет с Крестом, не только как с священным символом, но и как с основою своей жизни. Крест, как знамение Сына Человеческого и орудие нашего спасения, в последний раз увидят все племена земныя при втором пришествии Господа, к великой радости истинных Его последователей и на великое и безысходное горе всех, которые в земной своей жизни не следовали за Христом.
Зная спасителыюе значение Креста Господня, потщимся, возлюбленные, поклониться Кресту с истинною верою в его спасительную для нас силу, во все блага, которыя от него проистекли и будут проистекать в нашей жизни до скончания века. Зная его спасительную силу, будем ежедневно прибегать к нему, как к живому, с такими словами церковной молитвы: «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа... даровавшего нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь».
|
Конечно, мы хорошо узна́ем всю спасительную силу Креста только тогда, когда ее испытаем в своей собственной жизни, когда станем на путь действительной и мученической борьбы с своими страстями. Постоянно прибегая в этой борьбе к Животворящему Кресту Господню, мы будем ощущать дивную его для себя помощь. Тогда мы не только будем поклоняться Кресту своею истинною верою в его спасительную силу, во все, дарованныя нам от него блага, но будем прославлять Крест своею истинною христианскою жизнью.
Через такое прославление Креста мы будем славить и воскресение Христово. Ведь последнее есть ничто иное, как победа, которую совершил Господь над тлением, или смертью. А это тление, эта смерть были вызваны грехом, человеческими страстями. Поэтому мы будем славить Воскресение Христа, когда будем побеждать в себе плотскую страсть, когда не будем допускать никаких блудных деяний, когда будем подавлять в себе блудные помыслы, блудныя чувства и желания и достигать ангельской чистоты и целомудрия. Мы будем славить Воскресение Христово, когда не будем мстить за обиды, но будем прощать все злое, что сделали нам ближние. Мы будем славить Воскресение Христово, когда будем побеждать в себе гордость и смиряться перед Богом и людьми, памятуя, что нет нам иного пути ко спасению, как только через смирение, и что смирением Господь совершил наше спасение. Вот почему апостол Павел об Иисусе Христе сказал: Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене (Флп. 2, 8-9). Так уничтожая и всякую другую страсть, мы будем славить Воскресение Христа.
Через такую борьбу со грехом, через такое освобождение нашего сердца от страстей мы узрим еще на земле, если не Самого Бога, то Его неизреченныя милости, Его дивный покров и заступление во всех наших скорбях, бедах и напастях. После же нашей смерти Господь удостоит нас блаженства в Своем небесном Царстве, где вместе с Ангелами мы будем славить и Крест и Воскресение Христа уже без всяких печалей и скорбей, ибо будем испытывать одну только нескончаемую и божественную радость своего Господа, чего да сподобимся достигнуть силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.
~ Святитель Серафим (Соболев), 14/27 сентября 1944 г.