• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
26 февраля 2023 года

Быть христианином — значит прощать непростительное

Слово в Неделю сыропустную. Прощеное воскресенье


Мы собрались сегодня, чтобы прямо здесь и сейчас предельно честно задать себе вопрос: есть ли среди наших близких и дальних такие люди, на которых мы держим какую-либо обиду, есть ли такие люди, с которыми мы перестали общаться из-за озлобленности, есть ли такие люди, которых мы отделили от себя из-за этого совершенно особенного состояния нашей внутренней жизни — непрощения.

Один христианский проповедник писал, что люди говорят, что необходимо прощать друг друга, что прощение других кажется прекрасной идеей, легкой к исполнению. Говорят так, пока им самим нечего прощать. Пожалуй, уметь прощать других — одна из самых сложных добродетелей нашего мира. Но это именно та добродетель, которая способна искоренить злобу из самого потаенного места — из наших сердец. 

Мы не можем очень многого в этом мире. Мы не можем останавливать конфликты, войны, распри, катастрофы и болезни. Чаще всего мы неспособны остановить страдания, даже если очень бы этого хотели. Не стоит забывать, что в этом мире мало что находится по-настоящему в нашей власти. Единственное, может быть, что мы действительно способны сделать — это остановить конфликт, войну и катастрофу в собственном сердце. Потому что так или иначе всё начинается именно из него. И поэтому нам так важно уметь прощать.

Прощать не значит одобрять зло, которое делают другие. Прощать не означает делать вид, что никакого зла вовсе не происходит. Прощать не значит оправдывать поступки других. Прощать — это не оправдывать грех. Прощать — это не отрицать боль, страдания и страх, которые кто-либо причинил нам или другим людям. Простить не значит забыть о том, что такое зло. Простить не значит притвориться, что не было больно. Простить в христианском смысле не значит предать забвению. Но наоборот, даже осознавая, может быть, всю тяжесть совершённого, признавая все негативные последствия греха, всё же дать миру жить в сердце. 

Два друга прошли немецкие концлагеря, пережили невыносимые страдания от нацистов, пережили несколько самых ужасных лет, которые можно только представить на земле. Но выжили и оказались в разных странах. И, уже старые, они вновь встретились и поговорили. «Ты простил нацистов?» — спросил первый. «Да», — ответил друг. «А я — нет. Я ненавижу их сегодня так же остро, как и в концлагере». «Это значит, — мягко сказал друг, — ты до сих пор находишься в том самом концлагере. Только теперь — добровольно».

Освободить других от грехов, которые они совершили против нас, — это значит освободить себя. Простить — значит отказаться жить прошлым и начать жить сегодня. Простить — значит отказаться пить чашу горечи ран прошлой жизни. Только так можно начать жить с чистого листа. И для того чтобы простить, не обязательно заявлять об этом во всеуслышание. Простить — значит разрешить Богу простить наших обидчиков. Чтобы потом с чистым сердцем произносить святые слова перед Отцом Небесным: «Оставь нам долги наши так же, как и мы простили должникам нашим».

Простить не значит сделать мир лучше, не значит уничтожить зло, не значит остановить горе. Простить — значит выполнить заповедь Бога, Который произнес слова прощения, когда измученный, избитый и пригвожденный ко Кресту Он произнес, глядя на Своих мучителей: «Отче, прости им». Тот же автор, которого я приводил в начале проповеди, написал еще такие слова: «Прощать то, что действительно заслуживает прощения, не является христианским милосердием; это лишь справедливость. Быть христианином — значит прощать непростительное, потому что Бог простил непростительное тебе самому».

Сегодняшний вечер дан нам древней церковной традицией, чтобы напомнить обо всём этом. Хотя, безусловно, прощать друг друга мы должны и во всякий другой день и час, не просто отправляя друг другу или произнося слова о прощении. Но прежде всего прощая искренне и бесповоротно обиды, нанесенные нам, обиды, которыми мы сами наносим себе кровавые раны, — прощая не словами, но всем своим существом, всей своей любовью и душевными силами.

Ныне, в этот благословенный вечер, за чертой которого начнется путь Великого поста, я прошу вашего прощения, дорогие отцы, братья и сестры. Мне поручено Церковью послушание быть вашим архиереем, это означает, что у меня есть ответственность за нашу большую церковную семью. Ответственность — это никогда не безоблачный путь. Даже быть отцом семейства — значит когда-то поощрять детей, а чаще — разрешать их конфликты, исправлять ошибки и стараться не допустить серьезных промахов. Быть духовным отцом нашей большой семьи во Христе означает и больше возможностей на ошибку, и больше шансов обидеть вас своими действиями или бездействием, своим невниманием, черствостью, своей нескладностью и неподдатливостью. Я часто не мог уделить время для общения, когда кто-то из вас об этом просил. Еще чаще — я не был таким, каким вы хотели бы меня видеть, не поступал так, как порой вы хотели бы, чтобы я поступил. Но каким бы я вам ни казался, хочу заверить вас в своей во Христе любви и глубоком переживании всего, что происходит в нашей семье. 

Припадая ныне к вашему милосердию, благодарю вас за терпение ко мне. Простите меня за обиды, которые я мог вам нанести. Простите, если кого-то ввел в осуждение своими делами, словами, а еще хуже — бездействием или молчанием. 

Простите меня, дорогие отцы, братья и сестры. 

Человеколюбец Господь да простит и всех вас, дорогие мои, и благословит на Святой Великий пост.



~ Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий