• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

“Даждь ми разум творити волю Твою” – о молитве, покаянии и трезвении как пути Богопознания

Доклад иеромонаха Мелхиседека (Скрипкина), насельника Иоанно-Богословского монастыря в с. Пощупово на конференции регионального этапа монашеского направления XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и ежедневное духовное делание в жизни монашествующих» (Рязань, Николо-Ямской храм, 1 декабря 2022 года).


По словам прп. Серафима Саровского смысл жизни всякого человека состоит в заботе о стяжании благодати Святого Духа. Именно благодать Святого Духа доставляет человеку подлинную полноту жизни, блаженство. Стяжавший оную преображается сам и влияет на преображение окружающей его действительности.

Для стяжания божественной благодати требуется, во-первых, знание пути или способа ее обретения, а во-вторых, необходима деятельная жизнь, направленная на ее стяжание.

Путь обретения благодати Святого Духа заключается в молитве, деятельном покаянии и трезвении.

Молитва должна быть проникнута покаянным духом. С молитвой необходимо сочетать деятельное покаяние, т. е. стремление удаляться от всякого зла и творить добрые дела. И то и другое (и внимательная молитва и деятельное покаяние) неразлучны с трезвением – наблюдением за своими помыслами, сердечными переживаниями и влечениями, и отсечением вражеских прилогов.  

Это совокупное трехсоставное делание в целом можно назвать христианской жизнью.

Однако, в этом докладе мы рассмотрим только один из аспектов этой жизни – молитву, и в частности, поговорим об одном из возможных способов сочетания, соединения покаянной молитвы (Иисусовой и не только) с восприятием церковной гимнографии – псалмов, стихир, канонов и прочих гимнографических произведений, которые мы слушаем, читаем или поем в храме или во время исполнения своего молитвенного правила. Иными словами, мы затронем вопрос о том, как внутреннее покаянное делание может помочь лучше понимать и переживать в себе содержание этих церковных молитв и песнопений.  

Конечная же цель всего этого – преуспеть на пути богопознания, т. е. стать ближе к Богу.

Несомненно, преуспеяние в богопознании возможно только при содействии Божием. Поэтому уместно будет предварить рассуждение о способе стяжания благодати обращением к Богу словами псалмопевца Давида – “даждь ми разум творити волю Твою”, испрашивая у Него помощи в разумении пути спасения, а также в шествовании этим путем в трезвении разума до конца земной жизни.

* * * * *

Важнейшим условием обретения благодати является молитвенное общение человека с Богом. И это общение непременно должно быть проникнуто духом покаяния (или покаянной настроенностью).

Если в текущий момент времени мы славословим, благодарим Бога или высказываем Ему свои прошения или даже вовсе словесно не молимся – покаянное расположение в нас все-таки должно присутствовать.  Во всяком случае, мы к этому должны стремиться.

В чем это покаянное расположение заключается? В осознании того, что мы духовно больны, что наша душа наполнена грехами и страстями, которыми гнушается Святой Дух и по этой причине Он не приходит и не вселяется в нас. Поэтому мы и просим Бога избавить нас от наших грехов и страстей, наполнить нас Своим присутствием, Своей благодатью.

Это покаянное расположение (т. е. настроенность ума и сердца) можно возгревать в себе покаянными молитвами – и краткими и более протяженными.

В начале своего утреннего молитвенного правила, когда ум рассеян, но полон сил, а сердце в надлежащей степени еще не успело восчувствовать свою потребность во Враче и Спасителе – Боге, мы можем начать произносить относительно протяженных покаянные молитвы. И делать это, можно, например, в таких выражениях:

Я, Господи, тяжко болен (или больна). У меня много грехов и страстей, которые не пускают в мое сердце Твою благодать. Я себе помочь не могу. Не могу избавиться от них сам (или сама). Но ты мой врач. Ты мне помоги, не так как я хочу, но как тебе угодно, как тебе надобно. (И далее можно называть свои грехи, выказывая к ним свое искреннее нерасположение).

К этим словам молитвы можно присовокупить и следующие:

Господи, Господи, я верю, что Ты мой Врач и Спаситель, а окружающая меня действительность – суть врачевство, пособие для спасения. Помоги мне уразуметь его смысл, пережить его в сердце моем не так, как желает мой “ветхий человек”, но как Тебе угодно, как Тебе надобно.

Заметим, что слова покаянных молитв могут быть разные, но суть их неизменно должна оставаться одна и та же: мы больны и не хотим заниматься самолечением. Обращаемся к врачу и Спасителю – Богу, называем свои болезни, т. е. грехи и страсти и просим, чтобы Он полечил нас своей врачующей благодатью, как считает нужным.

Один схимонах, который в начале 90-х гг. был валаамским скитоначальником, познакомил меня с такой покаянной молитвой: “Господи, помоги мне увидеть мои грехи и страсти. Дай сил оплакать их. И пошли свою очистительную благодать”. Впоследствии у меня к этим словам добавилось некое вступление и следующие заключительные слова: “да избавлюся от них в конец”.

В итоге получилось: “Господи, Иисусе Христе, Спасителю мой, спаси меня от грехов моих и страстей, от ада преисподняго. Первее убо, помози ми увидети мои грехи и страсти, даждь сил оплакати их, и посли свою очистительную благодать, да избавлюся от них в конец”.

Повторив слова пространной покаянной молитвы несколько раз, можно продолжить возгревать в душе покаянное расположение с помощью более краткой – Иисусовой молитвы: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)”, влагая в слова “помилуй мя грешнаго (или грешную)” то покаянное содержание, ту настроенность, которую мы только что заботились обрести с помощью пространной молитвы.

Вышеописанное предуготовление к Иисусовой молитве может принести ту пользу, что упражняющемуся в ней человеку, нередко, требуются уже не сотни, а только десятки раз призвать Имя Христово с просьбой о помиловании, чтобы он ощутил в себе некоторые благотворные изменения, начатки новой жизни.

Бывает так, что во время поучения в Иисусовой молитве, мы по усталости или по греховному развлечению, перестаем понимать, что имеем ввиду, когда произносим слова: “помилуй мя грешнаго (или грешную)”. Эти слова утрачивают для нас свое значение, становятся скучными, обременительными.

В такой ситуации поучение в Иисусовой молитве можно приостановить и вновь обратиться к возгреванию в себе покаянного расположения по уму и сердцу с помощью прежних развернутых покаянных молитв. Это необходимо для того, чтобы слова Иисусовой молитвы вновь обрели для нас свое значение и силу.

Конечно покаянными молитвами (краткими и пространными) не исчерпывается весь арсенал молитвенных средств, которыми мы можем пользоваться для стяжания благодати Святого Духа, для приобщения к Богу, для богопознания.

Беседуя с Богом и Его святыми, мы часто испытываем потребность и в благодарении, и в славословии их, и в высказывании им различных просьб, и в научении закону Божию, и в свидетельствах любви Бога к людям на примерах мiровой истории. Все это мы находим в словах гимнографии: псалмах, канонах, стихирах и прочих произведениях церковной поэзии.

Слова церковной поэзии оказываются весьма востребованными в нашей духовной жизни.

И вот возникает вопрос – каким образом мы можем сочетать возгревание покаянного расположения по уму и сердцу (с помощью Иисусовой молитвы и других молитв) с восприятием церковной гимнографии так, чтобы и в покаянном делании преуспевать и в церковной гимнографии духовно поучаться? Ведь обыкновенно получается – либо в Иисусовой молитве или других кратких молитвах упражняться (при этом невольно отрешаешься от чтения и пения в храме), либо в той или иной мере внимать словам церковной службы, но при этом Иисусова молитва и другие покаянные молитвы нами оставляются.

Обратимся к рассмотрению вопроса.

Если мы во время своего келейного молитвенного правила, упражнялись в покаянном делании, сумели приобрести толику покаянного расположения в уме и сердце, то во время богослужения в храме нам достаточно будет периодически между словами молитв и песнопений, которые мы слышим с клироса, вставлять краткие словесные призывания – “Господи”, “Господи, Боже мой”, “Господи помилуй”, “Иисусе Христе” или что-нибудь другое, подобное.  

Одно или несколько слов из покаянного призывания Бога помогут нам оживить в сознании те покаянные расположения, которые мы прежде возгревали в себе покаянным деланием до начала богослужения. Эти краткие молитвенные призывания можно вставлять между словами молитв и песнопений в тех местах, где это покажется нам уместным, потребным.

Например, во время утрени на кафизме читается псалом: “Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси…”.

Слушая этот псалом, мы можем вслед за читающим проговаривать про себя эти слова, вставляя между псаломскими словами свои краткие молитвенные обращения: “Господи”, “Господи помилуй”. В результате наша внутренняя молитвенная речь может приобрести следующую форму: Господи, Боже мой, внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, Господи, Господи, в скорби распространил мя еси.  

Если, например, читается канон, акафист, или поется стихира, посвященная Божией Матери или святому, то краткие молитвенные обращения могут быть адресованы к этим угодникам Божиим.   

Слушая, например, догматик 2-го гласа на вечерне: “Прейде сень законная, благодати пришедши…” мы, проговаривая или пропевая про себя эти слова вслед за клиросом, добавляем в тех или иных местах (по потребности) краткие обращения к Самой Божией Матери: “О, Пресвятая Дева”, “Богородице Дево”, “Мати Божия”.

Тогда наша внутренняя молитвенная речь может приобрести следующий вид:

О, Пресвятая Дево, Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси, о Мати Божия; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших, Господи, Господи, Иисусе Христе.

При этом в слова “Господи, Иисусе Христе” мы вкладываем смысл полной Иисусовой молитвы: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)” или более пространной покаянной молитвы, имея ввиду, что у нас много грехов и страстей, которые не позволяют Богу благодатью Святого Духа “прийти и вселиться в ны”. При этом мы осознаем, что сами от них избавиться не в силах и просим Бога прийти на помощь и очистить нас от наших грехов и греховных наклонностей, таким образом, каким Он сочтет нужным, а не так, как, порой, желается нашему внутреннему “ветхому человеку”.

Что же дает этот способ молитвенного делания, к какому результату он приводит?

Возгревая в себе покаянное расположение по уму и сердцу, мы делаем свою душу удобовосприимчивой для слов церковной гимнографии. Падая на взрыхленную покаянным деланием, подготовленную почву души, семена слов могут пускать в ней глубокие корни, прорастать благоухающими цветами – духовными смыслами.  И мы начиная переживать эти смыслы в своем сердце … встречаемся с Господом, поскольку “сердце сокрушенно и смиренно”, сердце, которое ищет сознательного – осмысленного и сердечного участия в богослужении “Бог не уничижит”.

Приведем еще один пример:

На утрени в 1-й песни канона 7-го гласа поется ирмос: “По́нтом покры́ фарао́на с колесни́цами  сокруша́яй бра́ни мы́шцею высо́кою, пои́м Ему́, я́ко просла́вися.”

Простое слушание этого ирмоса (без надлежащей покаянной настроенности, без осознания своих духовных недугов, и, следовательно, без понимания необходимости в личном Враче и Спасителе) может остаться для нас лишь прикосновением к произведению изящной словесности, к элементу декора прекрасного славянского богослужения и не более того.

Но посмотрим, какое значение эти слова могут приобрести для нас при соответствующем покаянном расположении.

Как Моисей, уповая на Бога, призвал воды Красного моря на фараона и его колесницы, и с Божией помощью потопил их, так и мои воздыхания Бог не оставит без ответа, наведет воды своей вспомоществующей, очищающей благодати на мою душу и поможет мне избавиться от моих неправд. Господи, Господи, помози мне.

Вот такой смысл, а главное, переживание этого смысла, может навеять и пробудить в душе молящегося этот ирмос, если его душа будет проникнута надлежащим покаянным настроем.

Следует, однако, заметить, что покаянная настроенность – это состояние, которое далеко не сразу приобретается и к тому же довольно легко исчезает. Обыкновенно, пока слова молитв обращаются в нашем сознании, пока мы их произносим, сердце что-то понимает и переживает. Но стоит их только произнести, как сердце уже спешит к отвлечениям и развлечениям. Поэтому апостол Павел и заповедует молиться непрестанно, чтобы в нас воспитывалась и укоренялась всегдашняя осознанная нужда в Боге, как Враче и Спасителе, стремление к Богу, и чтобы это стремление стало нашим всегдашним достоянием.

В заключение доклада хотелось бы отметить, что молитвенное общение с Богом (если мы говорим не о том предстоянии Богу, когда нас объемлет благоговейное переживание присутствия Бога в сердце, и никакие слова не нужны, не об этом идет речь) – наше обыкновенное, ежедневное общение с Богом, это всегда словесный диалог. Бог обращается к нам словесно (в широком смысле этого слова) – на языке жизненных обстоятельств, церковных таинств,  произведений церковного искусства, и в частности, гимнографии, управляя нас ко спасению, а мы, в свою очередь, призваны Им к соработничеству, призваны откликаться на Его призывы – словами своей молитвенной речи, переживаниями сердца и поступками (и в первую очередь, словами своей молитвенной речи)  и не по нескольку раз в день, а много чаще, вести с ним словесный и сердечный диалог, стараясь вспоминать о Нем, благодарить Его, испрашивать у Него насущное на потребу себе и ближним.

Это действенный способ стяжания благодати Святого Духа, действенный способ богопознания.