• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года). 


Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы игумены, матушки игумении!

От лица белорусского монашества рад всех вас приветствовать в этой славной, встретившей нас с такой любовью, обители, где мы собрались в эти дни поразмышлять и поговорить о нашем монашеском житии, о том, ради чего мы оставили мир, родных, стали монахами, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Время уходит и назад не возвращается, и дай Бог, чтобы каждый день мы проживали в соответствии с тем служением, к которому призваны.

Тема моего доклада посвящена послушанию, основополагающему понятию, которое раскрывает природу подвижничества монаха, является фундаментом, на котором только и может быть построена монастырская жизнь.

Жизнь святых подвижников возвеличена послушанием. Будучи монахами, мы слышим постоянный призыв святых отцов к послушанию. Послушание необходимо для того, чтобы наше существование было благословенным, и мы до конца шли по верному пути. Благодаря послушанию, в монастыре водворяется мир и тишина, что способствует духовному процветанию обители. Если в обители каждый станет жить по своей воле и выйдет из послушания, то ссорам и смятению не будет конца. Став монахами, мы пообещали иметь самоотречение и послушание до смерти. И именно в этом монах обретает истинную свободу.

Монашеский постриг, имея глубочайшее богословское содержание, с одной стороны, указывает на смерть, а с другой, означает второе рождение. Нередко в святоотеческой литературе он сравнивается со вторым Крещением. Второй монашеский обет – послушание, отречение от своей воли, которое основывается на призыве Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Что значит отвергнуться себя? Это значит – отречься от своей воли из-за любви к Богу.

Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Послушание есть уподобление Христу. Плодом и наградой за послушание является исцеление природы человека, извращенной после падения. Своя воля изгнала первозданных людей из рая. Покорность воли Христа Богу Отцу снова ввела человека в рай, и так восторжествовало послушание.

Послушание и подчинение Творцу Богу – это не рабская зависимость подчиненных от своего господина и владыки. Это естественная зависимость тех, кто не имеет в себе причины своего бытия. Вселенная естественным образом является зависимой от Бога, ибо не имеет бытия в себе самой, но в своем Творце.

Обет послушания для монаха – это добровольное подчинение себя во всем воле другого, с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. По слову преподобного Иоанна Лествичника «послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения», послушник «стремится добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу». Таким образом, опыт послушания есть опыт подлинной свободы в Боге.

На Афоне говорят: «Если монах не берется крепко за послушание и Иисусову молитву с самого начала, то восплачь о нем. Слепым он родился – слепым умрет. Жаль только денег, потраченных на дорогу до Святой Горы».

Послушание – это не просто преданность человеку, отречение от своей воли в пользу воли человеческой, хотя внешне оно и таково. Послушание – это преданность Богу и отречение от своей воли во имя воли Божией, и на своих высших ступенях состоит в полном отказе от своей самости. Для монаха важно именно свободно подчинить свою волю воле Божией. Это состояние дарует духовную свободу.

Старец Иосиф Исихаст в одном из писем пишет: «Послушание заключается в том, чтобы стать рабом, для того чтобы стать свободным. Купи малой ценой свою свободу. Сними с себя ответственность и радуйся».

«Без культуры истинного христианского послушания, – пишет архимандрит Софроний (Сахаров), – человек неизбежно пребудет “замкнутым кругом”. Отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни, удерживающей его в тисках эгоистической индивидуальности» . Этот принцип очень метко и лаконично сформулирован в афонском изречении: «Лишь бы не по-нашему!», – который архимандрит Софроний не раз приводит в своих писаниях.

В патериках мы встречаем много свидетельств, когда монахи оказывали такую покорность настоятелю, какую имели к словам самого Евангелия. В образе игумена они видели Самого Христа, твердо держались точного послушания, подчинения и полностью умертвили свои похоти. Через послушание достигли святости. Эти святые люди для нас – пример духовно здоровой личности и постоянные свидетели истинности обетований Божиих, которые исполнялись не только в далеком прошлом, но доступны и нам сегодня. Святые подвижники, когда были послушниками, внимательно следили за тем, чтобы никак не огорчить своего духовного отца, так как понимали, что в этом случае они сами себе создают серьезное препятствие на пути духовного преуспеяния.

Рассказывали, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хороший писарь. Кроме Марка, у старца было еще одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше всех. Старцы, услышав об этом, опечалились. Как-то пришли они к авве Силуану и укоряли его. Авва, взяв их с собою, вышел из кельи, начал стучаться в двери каждого своего ученика, говоря: «Брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен», – но ни один из них не спешил тотчас же выйти к нему. Старец пришел к келье Марка, постучался и сказал: «Марк!» Тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и он дал ему поручение. Силуан сказал старцам: «Где же, отцы, прочие братия?» Потом он вошел в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: «Справедливо ты любил его, и мы любим, и Бог любит его».

Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле. Послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. На этом пути монах распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желания, чувства – всё отдается в послушание.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Я понял, что послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то от мучения помыслов он освободится. Послушание – это освобождение. Самый большой эгоист – это тот, кто живет по своим помыслам и никого не спрашивает. Такой человек разрушает сам себя. Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным – даже семи пядей во лбу, – он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают все новые и новые проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи».

Велики достижения хорошего послушника. Когда кто-то приходит для того, чтобы стать монахом, то совершенно очевидно, что делает это не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя – игумена в монастыре, чтобы послушание, которое человек желает показать Христу, он показал своему игумену. Послушливый монах велик пред Богом.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его».

Послушание – это украшение монаха. «Бесплодной утробой» называет монаха, не имеющего послушания, архимандрит Ефрем Филофейский и советует: «Оказывайте послушание, вы окажетесь в большом выигрыше, если “сделаете ставку” на послушание».


Когда я был иеромонахом Успенского Жировичского монастыря, мне приходилось исповедовать братию, прихожан, паломников. Как и каждому духовнику, много всего приходилось слышать. Особенно обращало на себя внимание – как быстро продвигаются вперед в духовной жизни те, кто имеют послушание и доверие духовнику, слушаются советов; всё у них становится на свои места. И какие бури и крушения в своей жизни претерпевают люди, имеющие в основании всего доверие себе. Как правило, они влекутся от малой ошибки к большей, вводимые в заблуждение своей самостью и эгоизмом. Когда монах не отрекся от своей воли, он страдает. На его пути все время возникают трудности и преткновения. У него постоянно кто-то в чем-то виноват, и поэтому он всегда мучается. Когда же монах отсекает свою волю и живет в послушании, тогда он живет счастливо.

Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова им же несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14). Лист вначале бывает зеленым, сочным, радует глаз своим цветущим видом, однако мало-помалу увядает, желтеет, падает и бывает попираем ногами. Так и монах, не пребывающий в послушании, вначале может быть очень ревностным, иметь расположение к посту, молитве, безмолвию и ко всякому другому добру, но потом постепенно без благословенного послушания наставнику, который бы поддерживал его и указывал путь, ревность в нем уменьшается, он охладевает и становится легко уязвимым для темных сил, которые делают с ним что хотят.

«Мы не сильнее Самсона, и не мудрее Соломона, – говорил старец Иосиф Ватопедский, – и не разумнее Давида, мы не любим Бога больше чем Петр, однако все они смертельно падали, потому что были уверены в себе и полагались на свои силы вместо твердой надежды и веры в Бога».

«Хорошего послушника я ставлю выше пустынников и исихастов», – говорил старец Иосиф Исихаст. «Почему?» – спрашивали его. Он отвечал: «Потому что исихаст исполняет свою волю, живет, как сам хочет. Кто ставит ему препятствия? В чем его затруднения? Ни в чем. А хороший послушник пришел исполнять не свою волю, а волю своего Старца. Всё затруднение состоит в своей воле, ибо послушанием ограничивается, стесняется ее свобода. Свобода – это царство человека».

Игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий был приглашен в качестве докладчика на одну из монашеских конференций, которая проводилась в Белорусском экзархате. В процессе общения он рассказал нам такую историю из святогорского монашеского предания: «В конце 70-х годов старец Ефрем Катунакский пришел в наш монастырь, мы собрали всех отцов, и он беседовал с нами. Мы спросили его: “Геронда, скажите нам, какая основная добродетель монашества?” Он сказал: “Храните послушание, оказывайте послушание. Потому что и Христос был послушен до смерти Своему Отцу”. И поскольку он настаивал именно на послушании, кто-то из братии спросил его: “Геронда, почему ты ничего не говоришь нам о молитве, о посте, об аскезе?” Тогда он сказал: “Если вы будете оказывать послушание, все остальное у вас будет. И будете вы молиться, и будете поститься, и будете нести подвиги, и будете правильными монахами”». Потому что, действительно, кто-то может много молиться, поститься, но иметь внутри себя зло, желать исполнять свою волю, слушать свои помыслы и делать то, что хочет он, а не то, что ему благословили. Не поможет тогда ни молитва, ни пост, ни подвиги, когда в человеке есть эгоизм, когда у человека есть своя воля


Подвижническая жизнь не бывает без труда, боли, мученичества. Когда человек приходит в монастырь, он приносит с собой все свои проблемы и страсти. Вначале нужно очень сильно потрудиться, чтобы с Божией помощью перестроиться на монастырскую жизнь. Искушения не являются злом, для монаха искушения – это повод к преуспеянию и духовному обогащению. Нужно проявить усердие, а Бог всегда готов прийти нам на помощь. «Вспоминая огонь, не согреешься, – говорил преподобный Порфирий Кавсокаливит, – и не трудясь с любовью над добродетелями, – не спасешься <…> Нужно пройти через послушание, быть наполненным, чтобы быть готовым противостоять жизненным трудностям. Если нет смирения, нет послушания, то нет и благодати Божией. Если не пройдешь через смирение, а значит, и через послушание, то будешь горько страдать».

Осмысливая монашеский обет послушания и рассуждая о нем, мы не можем обойти вниманием тот факт, что послушание невозможно без участия двух человек. Важно отметить, что послушание только тогда является послушанием, а не просто дисциплиной, когда оно становится результатом свободного выбора. Это предполагает наличие духовного авторитета. Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы подчиниться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же – военной дисциплиной».

Послушание есть добродетель в некотором смысле производная, оно вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику. Наставнику, который помогает, заботится, несет на себе его немощи и имеет ответственность. От пастыря требуется прежде всего осознание этой великой ответственности: за каждую душу, находящуюся у него в послушании, он даст ответ Богу.

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, смирении, молитве, стремлении вместе искать и находить волю Божию.

Пример жизни, как правило, говорит нам больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не гневается, не ругается, не осуждает, не обижается, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь.

Преподобный Паисий Святогорец, рассказывая о своем новоначалии в монастыре Эсфигмен, вспоминал одного послушника, который отличался необыкновенным послушанием, благоговением и смирением. Даже просто глядя на него, инок Арсений (так звали тогда старца Паисия) получал огромную духовную пользу. Он отмечал, что помощь, полученная через хороший пример жизни этого послушника, превосходила всю помощь, полученную им с детства от прочитанных житий святых. Этот брат был живым житием и образцом для подражания.

Пример отношений пастыря и пасомого в духе любви и послушания дает в полноте святой апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:1–5).


Наша духовная христианская церковная жизнь есть синергия, сотворчество Бога и человека, сотворчество людей в Церкви, каждого в своем чине, на своем месте, и всё это – во Христе, в Духе Святом, для созидания тела Церкви в любви, для спасения и жизни вечной. Да поможет Господь всем нам достойно исполнять это наше служение!