Доклад игумении Сергии (Вотриной), настоятельницы Спасского женского монастыря Симбирской митрополии на XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)
В 2025 году наша страна отмечает 80-ле
тие Победы в Великой Отечественной войне. Трагедия этой войны вошла фактически в каждую семью. В эти тяжелые годы и воины, и мирные жители, каждый на своем месте, совершали героические поступки, спасая жизни своих соотечественников, и так приближали день Великой Победы.
Важную роль в победе, одержанной нашим Отечеством, сыграла Православная Церковь: духовенство, монашествующие, а также и простые миряне. Вера дает человеку сугубую внутреннюю крепость, благодаря которой он может не только сам с честью пройти все испытания, но и оказать поддержку своим ближним, воодушевить их и укрепить их духовные силы. А в любой войне важна не только внешняя сила, но и, может быть, даже в большей степени – дух народа. На этой конференции мы услышали или еще услышим много свидетельств того, как верующие, священнослужители и монашествующие проявили эту свою внутреннюю, духовную силу в годы войны. И хочется добавить еще несколько свидетельств, в том числе из истории нашей Симбирской митрополии.
В самый тяжелый период войны, в 1941–43 годах, в Ульяновске (бывшем Симбирске) находился центр духовной жизни всей страны. Именно в Ульяновск в 1941 году было эвакуировано руководство Русской Православной Церкви. Вот как это произошло. Когда осенью 1941 года встал вопрос об эвакуации из Москвы глав различных религиозных организаций (Русской Православной Церкви, старообрядцев, обновленцев), в качестве места их пребывания был выбран город Чкалов (Оренбург). Поезд выехал 14 октября. Вместе с местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским) Москву оставляли митрополит Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Ивановский Иоанн (Соколов) и Можайский Сергий (Гришин), управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай (Колчицкий), протоиерей Александр (Смирнов) и др. Через два дня во время долгой остановки на станции Рузаевка семидесятичетырехлетнему митрополиту Сергию стало очень плохо, в связи с чем конечная станция была изменена на более близкий Ульяновск, в ту пору бывший райцентром Куйбышевской области. Именно наш город стал местом пребывания предстоятеля Русской Православной Церкви почти на два года.
Нужно отметить, что в городе, когда-то богатом церквями (до революции в Симбирске было два монастыря, три собора, около сорока храмов), в 1941 году не осталось ни одного действующего храма. Первые дни по прибытии митрополит Сергий вынужден был жить в вагоне и лишь через неделю смог совершить первое богослужение в здании вновь открытой кладбищенской Воскресенской церкви. А через некоторое время под храм было переоборудовано более просторное деревянное здание бывшего католического костела на ул. Водников, 15: он стал кафедральным собором в честь Казанской иконы Божией Матери. Сам местоблюститель переселился в бывший домик ксендза при костеле, там же разместилась его канцелярия. Дом на ул.Водников стал центром Русской Православной Церкви.Именно сюда поступала корреспонденция из епархий, правительственных инстанций и из-за рубежа, приезжали с докладами епископы;здесь проводились совещания органов церковного управления, намечались планы устроения церковной жизни; в деревянном соборе совершались епископские хиротонии и впервые оглашались послания Предстоятеля к пастве.
Митрополит Сергий сохранял в Ульяновске обычный для себя распорядок дня, заведенный со дня монашеского пострижения: вставал в пять утра, вычитывал положенные правила, немного гулял на свежем воздухе, завтракал и в девять утра начинал прием посетителей. В три часа был скромный обед, и после небольшого отдыха митрополит занимался чтением корреспонденции, подготовкой ответных писем и церковных документов. Затем следовало чтение Библии – так называемый библейский урок. И вечером – скромный ужин, к которому приглашались все бывшие в тот момент в доме.
Предстоятель Русской Церкви много молился о победе русского народа. По воспоминаниям его келейника архимандрита Иоанна (Разумова), однажды в Ульяновске владыке Сергию было даровано откровение от Бога. В те дни, когда шли бои под Сталинградом, владыка сильно болел и лежал в постели, но как-то ночью он вдруг поднялся, с трудом положил три поклона и произнес: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восставших против нас. Да благословит Господь людей своих миром!». А наутро по радио все услышали весть о разгроме фашистских войск под Сталинградом.
В те трудные годы важнейшим направлением деятельности Московской Патриархии было патриотическое воодушевление народа на борьбу с врагом и, в том числе, сбор средств на нужды фронта.
Именно из Ульяновска Предстоятель обратился к пастве с четырнадцатью воззваниями. В них он осуждал фашизм, а также сотрудничество с фашистами на оккупированных территориях, и призывал верующих помогать русскому воинству. «Отрадно знать, что семя, брошенное нашей Патриархией, дает богатые всходы, – писал он, например, в ноябре 1941 года. – Совсем недавно мы обращались к пастве, пробуждая патриотические чувства, а теперь патриотизм поднялся грозной волной для врага... Отрадно, что прихожане многих храмов организуют сбор средств на укрепление обороны нашей родины. <…> У русских людей, у всех, кому дорога наша отчизна, сейчас одна цель — во что бы то ни стало одолеть врага».
А 30 декабря 1942 года митрополит Сергий издал обращение о сборе средств на танковую колонну: «Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского, – воззвал он, – и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колону танков имени Димитрия Донского».
Верующие России собрали более 8 миллионов рублей, и 7 марта 1944 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) официально передал колонну из сорока танков 38‑му и 516-му отдельным танковым полкам. Кроме того, от Русской Православной Церкви офицерам полка были переданы часы с гравировкой. Впоследствии командир 2-й танковой роты 516-го полка, капитан Александр Бондарев, вспоминал: «Недалеко от меня разорвалась мина, и маленький осколок, пробив полушубок, китель, разбив вдребезги зеркальце, застрял в механизме подаренных часов. Не будь их, вероятно, осколок пробил бы сердце».
Кроме танковой колонны, на средства, собранные Церковью, была построена эскадрилья самолетов имени Александра Невского. А всего за годы войны верующими было внесено в Фонд обороны более трехсот миллионов рублей, большое количество драгоценностей и вещей.
В первых рядах жертвователей для фронта были и священнослужители и верующие Ульяновской епархии. Только от ульяновского Патриаршего собора в Фонд обороны было внесено около ста тысяч рублей. Большую сумму на строительство танковой колонны передал священник села Ивановка Константин Конарев. 5 июля 1943 года он получил от митрополита Сергия наперсный крест «за оказание помощи в построении танковой колонны на разгром врага и за патриотическую работу».
Спасский женский монастырь.
Церковь Иверской иконы Божией Матери
г. Симбирск, фото нач. XX в.
|
Отец Константин был поистине духовным воином, облеченным во всеоружие по призыву апостола: примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять (Еф. 6:13.). Батюшка не только сам духовно противостоял врагу, но и вел за собой других. Он воспитал в духе самоотречения своих детей; шестеро из них участвовали в войне. Духовные чада батюшки тоже воодушевлялись его примером. Каждый видел, что священник не жалеет себя, разделяя с народом тяготы военного времени. И следуя за своим пастырем, прихожане старались помочь фронту, кто чем мог.
А будущий ульяновский иерей Василий Филиппов во время войны сам участвовал в боях в саперном батальоне, был ранен, имел награды, в том числе медаль «За взятие Берлина».
Принимал участие в Великой Отечественной войне и лучший звонарь Ульяновска Петр Федорович Уточкин, был ранен. В довоенное время ему довелось звонить почти на всех колокольнях церквей Симбирска. Петр Федорович был человек с чувством юмора и виртуоз своего дела: однажды батюшка попросил его: «Сыграй-ка, Петя, ты мне встречу пободрей!», тот и отзвонил ему на колокольне «Камаринскую». Примечательно, что его тетя, М.И. Лунина, была монахиней нашего Спасского монастыря.
Настоящим духовным воином можно назвать и архиепископа Варфоломея (Городцева), управлявшего Ульяновской епархией в 1942–1943 годах. В трудное время Великой Отечественной войны владыка вызывал общее уважение строгостью своей духовой жизни. Верующие считали его прозорливым старцем. В храме Ульяновска владыка по воскресным и праздничным дням проводил назидательные беседы на тему: «Образование внутреннего человека», обращался с призывами к родителям, чтобы они побуждали детей ходить в храм, молиться, изучать Закон Божий.
Во время войны подвиг совершили и простые верующие, миряне, включая стариков и детей. Их тоже можно назвать духовными воинами. Например, сестра нашей Спасской обители, монахиня Евпраксия (в миру Матвеева Антонина Ивановна), которой 14 января 2025 года исполнилось 93 года, рассказывала о подвиге своей семьи. Когда началась война, Антонине было восемь лет. Ее отца Ивана сразу забрали в армию, он вернулся домой только после 1945 года. С детьми были мать, которая сутками работала, и «высоковерующая» бабушка Агафья, которая и научила детей молиться.
Монахиня Евпраксия с большим благоговением вспоминает о своей бабушке, о ее великой вере и силе духа. Храма поблизости не было, но и в те храмы, которые были, не пускали. Бабушка соберёт всех внучат, на коленочки поставит лицом на восток, и они горячо молятся о всех родных, ушедших на фронт, и о даровании Победы. И была услышана детская молитва, с фронта все вернулись даже без ранений, кроме одного сына бабушки Агафии 17‑летнего Александра, погибшего под обстрелом.
По молитвам героической бабушки Агафии выжила вся семья, которая находилась под Воронежем. Им приходилось жить в погребе, а с неба летели бомбы, снаряды, кругом свистели пули и разрывались гранаты. Дети работали наравне со взрослыми, так как все мужчины были на фронте. Часто ели то же, что и скотина, за которой они ухаживали. Несмотря на это, делились всем, что имели, готовили еду из расчёта и для беженцев. Бабушка в эти тяжелые дни всех ободряла и вдохновляла, учила терпению и милосердию. Она всегда отмечала праздники, особенно Рождество Христово и Пасху. Помолившись в честь праздника, накрывала вкусный стол, старалась угостить всех, кого Бог посылал.
Несомненно, во многом благодаря духовной стойкости верующих, благодаря их вере, мужеству и самоотречению, стала возможна Победа.
Великую Отечественную войну с первых дней называли священной. Символично, что немецкое командование начало переговоры о капитуляции 6 мая – в день православной Пасхи, день победы жизни над смертью. При этом Светлое Христово Воскресение совпало с празднованием дня Святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя русского воинства.
Очень важно для нас вспоминать уроки войны. Прежде всего, не будем забывать, что главной духовной причиной войны было отступление от Бога, которое всегда является основной причиной скорбей в жизни человека и общества. А милость Божия даруется за покаяние и верность Богу. Эти уроки всегда актуальны для нас, ведь незримая духовная война против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12) не прекращается никогда. И мы, христиане, в особенности монашествующие, призваны всегда быть в том всеоружии, которое описал апостол Павел (его слова мы слышим в чине монашеского пострига): Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:14‒16).