Доклад архимандрита Максима (Кирициса), игумена монастыря преподобного Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь) на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года)
Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, честные матушки, возлюбленные братья! Я благодарю за приглашение принять участие в вашей конференции – сделать свой малый вклад в прекрасное здание, которое вы созидаете. Тема, предложенная мне: «Кто ты (подразумевается монах): раб или свободный? Какую свободу дает монастырь современному послушнику».
Бог создал человека и сделал его неким тварным богом. По Своей природе Бог испускал свет Своего Божества, человек стал образом Первообраза. Одним из элементов, присущих Богу-Первообразу, является Его абсолютная свобода, которая была дана и человеку; по причине его тварности она является тварной и не абсолютной. Возрастание еже по подобию [1], как о этом говорится в Священном Писании, является свободным возрастанием тварного богочеловека, по благодати и усыновлению, в его нетварное обожение.
Преподобный Максим Исповедник говорит следующее: «В соединении любви между Творцом и его творением, в этих рамках является человек, созданный согласно образу Своего Творца, подчиняя премудро Логосу свое самовластие, не подчиняя Логоса себе, но подчиняя свое произволение, чтобы оно шло согласно естеству, не восставая ни в коей мере против логоса естества, согласно которому мы все можем иметь единое мнение и единую волю с Богом и другими людьми. Ибо мы имеем одну природу, и нам не следует иметь никакой дистанции между Богом и другими людьми». Если бы не произошло грехопадение, то в общении между Богом и человеком, и людьми друг с другом никогда не было бы противостояния, но спокойно бы совершалось созидаемое Богом возрастание в «еже по подобию».
Однако обман диавола, через представления со стороны чувств в качестве первого выбора только наслаждения жизнью развратил произволение, отвел человека от Бога и от других людей и упразднил ровное отношение лиц между собой. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Разделил на многие мнения и представления простой разум человека».
Далее человек изобрел различные способы совершения зла, из-за чего со временем в нем появился новый закон и новый образом жизни, «противодействующий закону Божьему». Так что с этим греховным законом стали взаимодействовать все силы души и все чувства тела. И они стали пребывать не в созданном Богом естественном способе доброго поведения и естественного движения человека, но в развращенном, порабощенном и выдуманном сатаной образе жизни. Мы видим, как это состояние очень часто проявляется в несогласии произволения, что говорит об отсутствии делающей единым благодати Бога-Творца.
Преподобный Максим Исповедник считает, в этой жизни появились три великие зла, которые поддерживают друг друга и зависят друг от друга. Это – неведение, себялюбие, тирания.
Эти состояния приводят к предельному ослаблению души. Неведение вызвало проблему у разума, и ум уже, не ищет исключительно познания Бога. А себялюбие испортило нашу способность души любить только Бога и через Бога любить все Его творения, обожествив вещественные блага. А тирания – как некая болезнь гневного начала души – упразднила подвиг стремления исключительно к Богу, от Которого созидается блаженная любовь, исходящая только от Него и дающаяся тому, кто любит Бога. Преподобный Максим называет это зло тиранией, потому что оно уменьшает широту сердца, которую создает присутствие Божие, и мучит человека.
По-человечески, было бы невозможно возвращение человека к жизни первого Адама. Болезнь достигла степени невозврата, то есть смерти. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «смерть, как дикий зверь, губит человеческую природу».
Наряду с прочим, упразднилась и свобода человека. Человек стал рабом своих страстей, и внутри него стала царствовать бесконечная скорбь, которая приобрела вечные масштабы. Человек в течение веков стенал под властью тирана, как называют отцы диавола. И это исключительное творение Божие, потеряв свободу, переживало свою драму. Потерялась всякая надежда на самоуврачевание, несмотря на все попытки многих и многих людей разбить оковы рабства.
Однако исцеление пришло со стороны благого Бога. Сын и Логос Бога опустошил величие Своего Божества, взяв на Себя образ раба. «Всю полноту Божества» явилась на земле «телесно». В Самом Себе «он разрушил дела диавола» и вернул человеческому естеству исцеление, чтобы человек снова мог бы достичь единения с Богом и другими людьми, и чтобы он снова приобрел «еже по подобию», не имея уже препятствий из-за грехопадения и его последствий.
Посредством своей восстановленной свободы и посредством силы Святого Духа человек созидает в пределах богоносных заповедей Божиих свое совершенство и свое обожение. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).
Когда благодать Божия действует внутри человека, она не отнимает его свободу, но способствует исполнению заповедей. «Наша связь с Богом, – говорит святой Максим Исповедник, – не пленяет человека, но увеличивает его свободу, и из естественной делает эту свободу Божественной». Человек приобретает настоящую свободу. Истинная свобода находится во Христе. Это опыт апостолов и отцов Церкви. В любви к Богу и ближнему заключается действительная свобода. Здесь находятся свобода и равенство.
В мирской системе невозможно существование равенства. Однако для души это не имеет никакого значения. Когда человек переживает любовь Божию, какое бы высокое положение он не приобрел бы в обществе, любовь остается и в состоянии свободы он бескорыстно распространяет ее на ближнего.
Любовь Божия как опыт – сильнее какой бы то ни было другой любви. Она защищает броней душу от любого страстного прилога, происходит ли он изнутри или снаружи и в следствии этого человек освобождается от притяжения к земным вещам. Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Ин. 8:36) Сын Божий является Сам Истиной, и только через Него и с Ним человек приобретает самый совершенный вид свободы. Великое таинство освобождения совершается тогда, когда человек сознательно становится рабом Божиим.
Православная Церковь является сокровищницей этого наследия, которая после подвигов мучеников сохранила все характерные признаки искупительной евангельской веры. Церковь представляет в лице Христа совершенного Бога и совершенного Человека. Православное аскетическое воспитание имеет многообразные способы, при помощи которых можно вступить в общение с истинным Богом и избавиться от рабства страстей.
Один из этих способов – монашеское жительство, которое первых лет церковной истории включено в Тело Церкви. Оно составляет самую чистую атмосферу евангельской жизни. Монах, преданный мученическому кресту послушания, хотя внешне кажется связанным, поскольку он отказался от своих идей, своих пожеланий, – видит, что самым большим наказанием для человека является то, когда Бог предаст его пребывать в своей собственной воле. Человеческая воля без содействия Божия понижается до степени рабства. В нашу эпоху, когда люди отвергли Христа в своей жизни, никто не осознает это явное рабства, а именно то, что человек является рабом своей страстной, гномической воле.
Обычно монастыри создаются тогда, когда кто-то собирается вокруг некоего харизматичного подвижника. Это отеческий характер монашества. Нужно стараться сохранять этот характер. Послушник должен относиться к своему старцу, как к отцу. А игумен – к своим послушникам, как к детям. Так что монастырь не должен становиться похожим на некое учреждение, основанное только на правилах, которые зачастую становятся препятствием для духовной жизни.
Прежде всего, типикон обители необходим для того, чтобы монахи могли приспособиться к совместной жизни. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы типикон не стал главным попечением монаха, и основополагающая цель монаха будет потеряна.
А основополагающая цель монаха заключается в том, чтобы он исследовал в своей жизни, какова воля Божия. В этом заключается таинство послушания. Потому что насколько монах приносит в жертву свою волю – свободно, без применения какой-то внешней силы, – настолько открывается воля Божия. Воля Божия для человека, и главным образом для монаха, заключается в том, чтобы он нашел путь смирения, который, согласно святому Исааку Сирину, является вратами любви. …ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22).
Отец Софроний (Сахаров) говорит: «Монах внутри монастыря подвизается для того, чтобы понять мысли и волю брата. Через это делание он приобретает внутри себя новую жизнь от Бога, которая расширяет его сердце и обогащает его разум. Это он делает для того, чтобы ощутить свое бытие внутри другого лица».
И как говорил святой старец Силуан Афонский: «Любить любовью Христовой – значит пить чашу Христову. Любовь Христова есть блаженство ни с чем не сравнимое в мире сем, и в то же время она есть страдание – большее всех страданий, страдание до смерти». Эта последняя смерть является также и последним испытанием любви и нашей свободы. И после этого испытания свобода приобретает свою вечную ценность».
Монах, поскольку знает этот духовный закон, воспринимает добровольно крест монашеской жизни, смотря на Христа, восходящего во Иерусалим. Он знает прежде всего из учения старца и впоследствии – из личного опыта, что когда пять чувств создающие себялюбивую волю посредством подвига потеряют свою силу, то освободится шестое чувство – умное и сердечное, как называют его отцы. И явится древняя доброта, умное око, то есть – ум, который посредством Святого Крещения и через действие Святого Духа, через умную молитву закроет врата сердца для земных и преходящих целей. И, получая духовную пользу от опыта других, до него живших подвижников, через претрудные ежедневные испытания, монах выходит на светлое пространство величайшего образа свободы, который «мир не знает и не может получить».
[1] См. Тропари по Непорочных, глас 5 в Последовании отпевания.
Перевод с греческого игумена Дионисия (Шлёнова)