• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
27 июля 2015 года

27 июля – день памяти основателя Стефано-Махрищского монастыря – прп. Стефана, игумена Махрищского

27 июля прославляет обитель Махрищская своего основателя - преподобного Стефана. Множество гостей и богомольцев собираются в монастыре на праздник, чтобы молитвенно почтить память друга и духовного собеседника Сергия Радонежского – преподобного Стефана Махрищского.

Друг и утешитель преподобного Сергия, принявший некогда его в своей обители в скорбную минуту, и поныне утешает свой благодатью всех приходящих в монастырь богомольцев. Неразрывной на протяжении веков остается и связь двух обителей: Стефанова и Сергиева монастырей. Почтить память игумена Махрищского в день его блаженной кончины ежегодно приезжает братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с наместником – архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.

Накануне праздника, 26 июля, была совершена малая вечерня с чтением акафиста преподобному Стефану у его святых мощей. Все богослужения, начиная с малой вечерни, возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении братии Троице-Сергиевой лавры, клириков Стефано-Махрищского монастыря и гостей обители в священном сане.

Всенощное бдение было отслужено в храме преподобного Стефана, где под спудом почивают его святые мощи. На великой вечерне лития совершалась на улице.

27 июля, в день преставления прп. Стефана Махрищского, были совершены две Божественные литургии. Раннюю литургию в храме преподобного Стефана возглавил игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, небесным покровителем которого является прп. Стефан Махрищский. Поздняя литургия совершалась в Троицком храме обители, возглавил ее архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

В числе гостей присутствовали: наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря архим. Алексий (Поликарпов), игумения Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Викторина (Перминова), игумения Свято-Боголюбского монастыря Антония (Шаховцева), игумения Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря Филарета (Калачева), протодиакон Владимир Назаркин. За Литургией пел сестринский монастырский хор, несколько песнопений исполнил детский хор воспитанниц монастырского приюта «Ковчег».

Завершил позднюю Литургию крестный ход, направившийся из Троицкого собора в храм прп. Стефана Махрищского, где был совершен торжественный молебен у святых мощей преподобного. Для гостей монастыря сестры обители, паломницы и воспитанницы детского приюта «Ковчег» подготовили музыкальное поздравление, прозвучавшее за праздничной трапезой.

  

Краткое житие прп. Стефана, игумена Махрищского

Преподобный Стефан (†14/27 июля 1406г.), игумен Махрищский, всея России чудотворец – духовный друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Уроженец Киева, в раннем возрасте преподобный Стефан уходит в Киево-Печерскую обитель, где принимает монашеский постриг и долгое время подвизается, служа примером благочестия и подвижнической жизни для всей братии.

В середине XIV столетия из-за притеснений униатов преподобный покидает Киево-Печерский монастырь, приходит в Москву. Получив первосвятительское благословение митрополита Московского Феогноста, Стефан удаляется на северо-восток Руси, где в непроходимых владимирских лесах, на берегу реки Махры основывает общежительный Троицкий монастырь (около 1358г.).

Обитель эту посетил некогда игумен земли Русской прп. Сергий Радонежский. Терпя скорби от братии своего монастыря, прп. Сергий пришел за духовным утешением к игумену Махрищскому Стефану и провел в его обители несколько дней, утешаясь беседой с преподобным. Отсюда с учеником прп. Стефана иноком Симоном прп. Сергий ушел на реку Киржач, где основал Благовещенскую обитель.

Ненависть соседних землевладельцев, боявшихся, что их земля может быть отдана монастырю, заставила преподобного Стефана удалиться на реку Авнежу, где в 60 верстах от Вологды в 1370 г. вместе со своим учеником Григорием святой основал другую обитель в честь Святой Троицы – Троицкую Авнежскую пустынь.

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшего преподобному Стефану прибыть в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодья и озера.

Будучи в столице, преподобный Стефан тайно постриг в рясофор юношу Косму - родственника великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова, – провидя в нем будущего Белоезерского подвижника.

Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный Стефан вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца жизни.

Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14/27 июля 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. 

Проповедь архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в день памяти прп. Стефана, игумена Махрищского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Прежде всего, я должен передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла матушке игумении, сестрам, паломникам, всем тем, кто пришел помолиться у цельбоносных мощей преподобного и богоносного отца нашего Стефана, Махрищского чудотворца.

Преподобный Стефан – собрат, духовный друг, утешитель преподобного Сергия. В самое трудное время, когда братия возроптала, преподобный Сергий, наученный от Христа кротости и смирению, тихо вышел из монастыря вечером и под утро он был здесь у преподобного Стефана. Здесь они вместе молились, здесь они вместе утвердились в правде Божией, в смирении, в любви к ближним и прощении тех, кто обижает и оскорбляет. Отсюда прп. Сергий пошел на Киржач и там с учеником прп. Стефана, прп. Романом Киржачским, основал обитель, где они прожили более трех лет. Только по настоянию святителя Алексия, митрополита Московского, прп. Сергий вернулся в обитель Троицкую, где и был игуменом.

Память прп. Стефана, память преподобных и богоносных отец наших, церковные праздники – зачем и почему мы идем в эти дни в храм? Ведь есть другие заботы, кому-то надо на работу, кому-то просто лень, да и можно включить телевизор, программу «Союз» или еще какую-то другую программу, и все увидеть. Мы идем в храм, потому что есть такая заповедь: «Помни день субботний и чти его, святи его». Почему? Потому что человек так погружается в суету этой жизни, что думает, что он вечен. Но человек временен на земле, и ему периодически нужно об этом вспомнить. Потому Господь и дал день субботний. Шесть дней делай дела твои, а седьмой отдай Господу Богу твоему, вспомни о Боге, вспомни, кто ты, вспомни, где ты, вспомни, зачем ты на этой земле и что ты должен делать.

В Православной Церкви множество праздников и все эти праздники призваны напомнить нам о том, кто мы и где мы. Именно в церковные праздники мы объединяемся духом. Если когда двое или трое соберутся во имя Господне - посреди них Господь, то когда нас сотни и тысячи, то еще больше с нами благодати и с нами Господь. Благословенны мы, когда объединяемся в совместной молитве. И не просто в чистом поле, что, может быть, тоже не плохо, а у мощей преподобных и богоносных отец наших. Ибо Церковь наша не только земная, она еще и небесная. Когда мы вспоминаем о святых, и они о нас вспоминают, и они очень близко к нам. Благословенны мы, когда живем в церковном круге: суточном, седмичном, месячном, годовом, когда присутствует постоянное напоминание о вечности. Тогда наша земная жизнь, наша суета окрашивается смыслом, потому что мы не живем сами по себе и для себя, а мы ходим пред Богом, и мы идем к Нему, здесь по этой жизни, а Господь споспешествует нам.

И благословенны мы, когда на пути к Богу избегаем крайностей. Одна крайность – это отрицание своей греховности: «Я не хуже других, у меня все нормально, но есть что-то немного, но вообще ничего». А другая крайность: «Я грешник, хуже меня никого нет, я не спасусь, у меня такие грехи». Дьявол экстремист. Как у Соломона сказано: «Левые пути далеки от Господа» – это пути испорченные, - «а правые наблюдает Господь» - это когда мы впадаем в такую чрезмерную углубленность в самих себя. А есть средний, царский путь, когда в часы церковной службы, молитвы, благодать Божия обильно посещает нас, и мы вдруг ясно начинаем видеть свою жизнь, и приходит понимание, как нужно жить.

 Очень важно помнить простую истину: если при опыте с отрицательным результатом сделаны положительные выводы, он превращается в положительный. То есть, если ты согрешил, но ты осознал неправильность своего поступка, ты возненавидел его, то благословен ты. А вот когда ты получил благодать Божию не по своим делам, а по милости Божией, и ты решил, что можно и дальше грешить, можно и дальше бесчинствовать, Бог милостив, Бог простит. Нет, да не будет так. По святоотеческой мысли: грех прощен тогда, когда у человека есть ненависть к нему. Когда человек возненавидел свой грех, тогда он ему прощен, а когда он все еще тянется к нему, значит, он еще не переболел. Есть такое понятие «переболеть». Только когда человек переболел, когда он возненавидел свой грех и отвращается от него, тогда его грех и бывает прощен.

И еще очень важно помнить, что в центре нашей жизни не грех, а Христос. Христоцентричность – в центре нашей жизни Христос. Есть люди, которые зацикливаются только на своих грехах. Есть такие спомощники им, которые как бы погружают их в бездну мысленного греха. Нельзя в этом жить, нужно жить в Боге, а грех нужно возненавидеть, но не спешить. На всякую болезнь есть время. Если человек заболел гриппом, ему нужно семь дней проболеть, а бывают болезни очень тяжелые, которые длятся месяцами, годами. Точно также и грех – это болезнь, и человек должен вырвать его, но при этом он должен всегда помнить о Боге и помнить о том, что Господь рядом, и Его помощь никогда не приходит слишком поздно. Молитвами преподобных и богоносных отец наших Сергия, игумена Радонежского, Стефана, Махрищского чудотворца, да поможет нам Господь идти к Нему средним путем: не впадая в прелесть, но и не впадая в уныние, благодарить Бога и стремиться к совершенству. С праздником!

Читайте также: