17/30 апреля совершается память преподобных Саввы и Варсонофия Тверских. Саввин монастырь был когда-то крупнейшим монастырем в низовьях реки Тьмы и числился в ряду самых значимых тверских обителей. Его известность простиралась далеко за пределы Тверского княжества.
В 20 км от Твери, вверх по Волге, на левом ее берегу есть село Саввино, освященное подвигами и трудами великих подвижников XIV в. Варсонофия и Саввы Тверских. Древняя дата их памяти — 17/30 апреля.
Здесь в 1397 г., во время управления Тверской паствой святителя и чудотворца Арсения и по его благословению был основан монастырь, первоначально называвшийся Сретенскою пустынею, а потом получивший громкую известность под именем Саввина монастыря. Иноки его отличались строгой жизнью, и обитель вскоре стала привлекать к себе любителей пустынного безмолвия. В эту обитель в конце XIV столетия приходил и в ней подвизался знаменитый подвижник благочестия преподобный Савва Бороздин, основавший впоследствии свой монастырь на реке Вишере в Новгородских пределах.
Преподобный Савва Вышерский (Бороздин) был родом из города Кашина, сын Ивана Васильевича Борозды, предки которого отличались мужеством в боях. Воспитанный в благочестии, он уже с молодости не любил житейских развлечений, постился и усердно ходил в храм. «Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранилось тогда примерно строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим и искренне усердным. Братия столько уважали его за высокую его жизнь, что избрали его себе во игумены. Но ласки и уважение знакомых так тяготили его, что он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую Гору».
Преемником себе в управлении обителью Савва Бороздин поставил мужа, отличавшегося высокими подвигами благочестия и ревностного любителя уединенной жизни - Варсонофия, который вместе со своим братом Саввой подвизался в этой обители.
Преподобные Савва Бороздин и Варсонофий неоднократно посещали великого Тверского и Оршинского подвижника преподобного Савватия, который с благословения святителя Арсения одновременно подвизался в 12 км от Твери в основанной им Савватьевой пустыни, и который в глазах Саввинских пустынников имел то преимущество, что был в Иерусалиме и принес оттуда Животворящий Крест Господень. Здесь, в Савватьевской пустыни, подвижники услаждали себя духовными беседами, внимали рассказам Савватия о его путешествии в Иерусалим и учились у него строгой подвижнической жизни. Быть может, близкое духовное общение с прп. Савватием и рассказы последнего расположили и Савву Бороздина отправиться на Святую Афонскую Гору.
Преподобный Варсонофий управлял Саввиным монастырем только 5 лет и потом удалился в пустыню, из которой не выходил в течение 40-ка лет. В 1440 году к великому подвижнику приходил юный Иван Санин - будущий преподобный Иосиф Волоцкий и просил указать ему надежного руководителя в монашеской жизни. Старец Варсонофий дал юноше совет идти в Боровск к преподобному Пафнутию.
Преподобный Варсонофий поставил настоятелем обители своего брата Савву, который правил ею более 50-ти лет.
Прпп. Савва Вишерский, Варсонофий и Савва Тверские
- ктиторы Тверского Саввина монастыря
|
Об этих двух братьях сохранил драгоценные сведения преподобный Иосиф Волоколамский:
«Мы видели и блаженного Савву, бывшего настоятелем в Саввине монастыре в Тверских пределах пятьдесят лет и больше и имевшего такое тщание и попечение о своей пастве, что обычно он всегда стоял в дверях церкви с жезлом в руке. И если бывало, что кто-то из братии не приходил к началу службы, или выходил прежде отпуста, или беседовал во время пения, или переходил с места на место, или если кто неоднократно выходил во время пения, он никогда не замалчивал этого, но возбранял и запрещал. Он не попускал даже малого согрешения и бесчинства, и наперекор разговаривающим и бесчинствующим иногда бил их жезлом, иногда отсылал и в затвор, и был к ним жесток, когда требовалось, и милостив, когда подобало, смотря по первому словесному внушению.
Случилось ему некогда наказать бесчинствующего брата и высунуть свою бороду в окно. Брат же, подвигнутый неким бесом, схватил его бороду обеими руками и всю вырвал, оставив совсем мало. Братия, схватив его, привела к блаженному Савве, вопрошая того, как он прикажет отомстить ему. Савва же сказал им: «Я ведь и жезлом бью, и в затвор посылаю только за монастырские бесчинства и за обиды братии. А за свои обиды мстить мне не подобает, но подобает все терпеть». И видя брата, кающегося о своих согрешениях, вскоре простил его. Брат же, приняв прощение, пробыл в этом монастыре в покаянии и умилении до самого дня своей смерти.
Некогда же был великий мор, и все священники поумирали, остался один блаженный Савва, имевший попечение о всей братии, чтобы посещать больных, сподоблять покаяния и погребать отошедших ко Господу. И когда блаженный Савва посещал кого-то из болевшей братии и сподоблял покаяния, если бывало, что в то время приходил к нему другой брат и сообщал, что такой-то брат уже умирает и требует покаяния, он отвечал тому: «Иди, брат, и скажи умирающему, чтобы подождал». И умиравшему брату было легче, пока не приходил блаженный Савва. И когда только сподоблял его Божественного Причащения и прощения, тогда брат умирал. И не с этим одним, и не с двоими было так, но со многими так происходило, что мы слышали от благоговейных старцев, исповедующих это, особенно же от святого и великого старца Варсонофия, по прозванию Неумоя, который был брат блаженного Саввы. Его же поставил настоятелем бывший перед тем Савва Бороздин, начальник этой обители, когда он сам пошел на Святую Гору.
Блаженный Варсонофий пробыл на игуменстве пять лет, и потом ушел в пустыню, передав игуменство Савве и повелев ему тогда же принять и священный сан, засвидетельствовав о нем сам, что он чист от рождения и достоин таковой благодати. Варсонофий же прожил в пустыне сорок лет, и все те годы не имел никакого другого дела кроме молитвы и пения, и чтения книг; ибо он брал книги у христолюбивых людей, и, прочтя, отдавал, и опять брал иногда. Блаженный ведь не имел ничего своего, вплоть до медной монеты, очень любя нестяжание и христоподобную нищету. И ради многого внимания и молчания, и молитвы, и чтения, он сподобился такой Божественной благодати, что помнил все Божественное Писание и держал его на языке, и всем требовавшим нескудно подавал. Многие же просили ради пользы, другие — ища разъяснения трудных мест в Божественных Писаниях, и даже сам архиерей Фотий, митрополит всея Руси, присылал к нему, чтобы он разъяснил некоторые непонятные слова в Божественных Писаниях, о которых у него были споры с некими.
|
Поведали же нам с клятвою живущие там отцы, что когда еще блаженный жил в пустыне, пришел к нему брат из Саввина монастыря, и молил его, чтобы он шел к Савве и простил ему некие согрешения. И когда вышел блаженный Варсонофий в монастырь, тогда, взглянув на образ Пречистой Богородицы, стоявший в его келье, сказал так: «Пречистая Владычица Богородица, Ты будь хранительница моим книгам». По уходе же его этот брат, прельщенный наветом лукавого, все его книги сложил за пазуху и хотел бежать. И когда приблизился к дверям кельи, вдруг поразила его невидимая сила, и был он мертв. Блаженный же Варсонофий, придя, застал брата мертвого и книги у него за пазухой, и начал плакать и рыдать, и говорить так: «Повинен я в смерти брата».
Тогда отнесли брата в монастырь, чтобы погрести его. И когда начали петь над ним, блаженный Варсонофий начал плакать о брате, до того, что и место, где он стоял, все омочилось от слез. Когда же хотели целовать умершего брата, тогда мертвый начал двигаться, и они открыли ему голову и самого развязали; и вдруг мертвый сел. Братия же, подняв его, начали спрашивать, что он видел или слышал. Он же говорил: «Ничего не видел я и не слышал». Пробыл же этот брат в том монастыре даже до дня своей смерти в добродетельном житии.
Когда же блаженный Варсонофий пришел в великую старость, тогда святой Савва повелел его привести в монастырь. И был его приход всем в радость, потому что он был целитель и врач душевным и телесным страстям.
Пока были живы блаженный Савва и святой Варсонофий, и другие подобные и помогающие им, все было в этом монастыре благочинно и кротко, тихо и мирно, по наставлению их. Если же кто-то был строптив и имел развращенный характер, они не попускали ему творить по своей воле. Когда же преставились блаженный Савва и святой Варсонофий и другие старцы, любящие предание отеческое, братия избрала себе игумена из другого монастыря. Он же начал жить не по обычаю этого монастыря и не по преданию святых отцов. Предание же их было таково: никому не есть и не пить нигде, кроме трапезной, не выходить из монастыря без благословения, отрокам не жить ни в кельях, ни в монастырских дворах, и женщинам не входить в монастырь. И все было по свидетельству преданий об общежитии.
Игумен же, пришедший к ним вновь, все это извратил и оставил в небрежении. И тогда, после недолгого времени, является ему во сне святой Савва и говорит ему так: «Как же ты, окаянный, нисколько не печешься о монастырском и иноческом благочинии и благоговении, но все попрал и ни во что поставил!» И бил его жезлом долго, так что тот был в немощи и не мог встать с одра. Когда же он выздоровел, понял, что не исправляется, и уже не смел настоятельствовать, но вскоре ушел туда, откуда прибыл».
Саввин монастырь был крупнейшим монастырем в низовьях Тьмы, располагал многочисленными вотчинами и числился в ряду самых значительных тверских обителей, известность его простиралась далеко за пределы Тверского княжества.
В начале XVII в. в период Смутного времени монастырь был разграблен и опустошен, храмы сожжены и разорены, деревни и вотчины обращены в пустоши. В каменной Саввинской церкви до 1846 г. находились две гробницы, расположенные над могилами преподобных Варсонофия и Саввы, над которыми были написаны лики преподобных.
Храм святого апостола Иоанна Богослова в с. Саввино,
построен в 1864 г.
|
По данным археографа П. М. Строева последним настоятелем Саввина монастыря был уже не игумен, а строитель, что говорит о том, что монастырь шел к своему упадку, и в 1693 г. приписан к Тверской епархии. В 1764 г. монастырь был совсем упразднен, и вместо него было открыто село Саввино.
В памяти местных жителей твердо хранилось благоговение к древним подвижникам и настоятелям Саввина монастыря, не смотря на то, что епархиальное начальство запрещало чтить их память. В 1842 г. иконописец М. С. Пешехонов пожелал написать изображения преподобных Саввы основателя и игумена Варсонофия для гробниц, находившихся в Саввинской церкви, но епархия на дала на то разрешения. Между тем благоговейное чествование преподобных в народе не прекращалось, и перед гробницами продолжались богослужения и молебны.
Интересна судьба библиотеки Саввина монастыря. Она создавалась в период расцвета обители в 1-й половине XV в. и, поскольку монастырь был поначалу очень авторитетен и пользовался княжеским расположением, снабжалась качественными рукописями. Лучшая из сохранившихся рукописей - пергаментный «Устав церковный» нач. XV в. - переписана на Афоне и принесена в Тверь одним из иноков Саввина монастыря. Устав, как принесенный «из грек», был очень авторитетен на Руси, списки с него имели многие крупные обители. В 1416 году иеромонахи Авраамий и Исаакий переписали «Слова постнические» прп. Исаака Сирина. Эту рукопись купил коллекционер Ф. А. Толстой в нач. XIX в.
Древний Саввинский собор, где были похоронены его основатели, возведенный в XVI в., был разрушен в середине XIX в., новый каменный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами преподобного Саввы Освященного, Николая Чудотворца и Казанской иконы Богоматери, сооруженный в 1864 г., снесли перед Великой Отечественной войной. На месте его расположилась машинно-тракторная станция. В наше время место древней обители частично занимает погост.
Преподобные Савво и Варсонофие, молите Бога о нас!
nikola-malica.ru, Святыни реки Тьмы