Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17).
При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.
Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Сменяются одно за другим поколения, род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл. 1,4-9).
Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека — разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое, — восклицает св. апостол (2 Кор. 5, 17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17), — учил Сам Господь наш Спаситель.
Благостный Обновитель человеческого рода, Посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5), уверовавших в Него иудеев, похвалявшихся мнимой правдой своей, и язычников-эллинов, тщеславившихся земной мудростью, примирил между собою, спас их по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).
Мы принадлежим к обществу обновленных Иисусом Христом. Следовательно, первым и общим нашим желанием должно стать деятельное стремление являть себя новой тварью во Христе — быть истинным последователем Христовым, а не держаться ни внешности иудейской, ни обычаев языческих. Для нас прошло древнее. Ум истинного христианина озарен светом боговедения, сердце любовью к небесной жизни, потому что кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17).
Обновленный верою христианин не останавливается на пути к совершенствованию самого себя только простым причислением себя к стаду Христову. Имя христианина обязывает его к сугубой деятельности. Ему предстоит борьба, требующая усиленных подвигов и терпения на предлежащем жизненном пути. Для того же, чтобы заручиться силами для предстоящего служения в качестве верного последователя Христова, необходимо прежде всего самоиспытание.
Каждый из нас обязан зорко наблюдать за собой. Всякое действие должно быть рассмотрено с точки зрения веры. Стремлением осуществить великую цель, для которой человек призван жить в этом мире, каждый шаг нашей жизни должен быть направлен вперед, к вечности.
Жизнь человеческая не случайное сцепление дней, месяцев и лет, не придуманное сочетание бесцельны причин и следствий, но серьезная задача. Жизнь — не шутка, не игра, не забава, а дело серьезнейшее из всех, какие может представить себе человеческим разум.
Вот почему от каждого из нас требуется благочестивая настроенность: вот почему каждый из нас, глубоко всмотревшись в свое назначение, увидит, что он странник и временный пришелец в этом мире.
Если нет в человеке этой настроенности, то он живет или случайной жизнью, или идет за внешними обстоятельствами, или же живет так, как подсказывают ему внутренние порочные расположения и страсти.
Кому не известно, как часто человек легкомысленно подчиняется ложным мнениям. Ложное мнение разносится в свете, и человек улавливает его и живет с ним только потому, что другие так думают. Многие из нас увлекаются дурными примерами, растлевающими обычаями. Этого увлечения, разумеется, не было бы, если бы человеком осознана была серьезная задача жизни — жить для вечности. Жить же для вечности — еще раз повторяю — значит вести беспрерывную борьбу, исполнять беспрестанный подвиг, терпеть и терпеть.
Кроме самоиспытания, в жизни необходима богобоязненность, иначе — страх Божий. Если человек хоть раз задумается серьезно о том, что жизнь человеческая есть серьезное условие разумного существования, то он будет оберегать ее как великий божественный дар, как величайшую, ни с чем не сравнимую святыню. С этой минуты в жизни его не будет слепой случайности. Вставая утром, он будет ждать для себя работы от Того великого Хозяина, глаза Которого обращены на каждую из земных тварей оттуда, сверху, с неба. Работая, трудясь в течение дня, он будет думать, что исполняет не свое, а посланное ему свыше. В конце дня он отдаст благодарный отчет своих действий, своих слов, своих размышлений Тому же Хозяину этого мира, свыше зрящему и всевидящему. В такой богобоязненности и пройдет вся жизнь человека. Наконец наступит благодатный час, когда человек-работник услышит голос привета: «Приди, Мой возлюбленный, и наследуй уготованное тебе счастье и блаженство» (ср. Мф. 25, 34).
Христианин дорожит временем, зная, как говорит апостол, что дни жизни лукавы (ср. Еф. 5. 16). Время нашей жизни подобно морю. Человек в этой жизни, что пловец среди быстрых волн моря. Пловец знает, как опасны воды, знает, что есть в море подводные камни, есть мели, случаются противные ветры, которые могут удалить, увлечь его туда, куда не следовало плыть.
В жизни человеческой есть свои ветры, свои волны, подводные камни, мели, опасные отмели и опасные быстрины. Все мы плывем или несемся по этому морю, несемся безостановочно от берега нашего рождения в этот свет до берега исхода из этой жизни. Различные перевороты в обществе, внезапные лишения, скорби, болезни, ложные понятия, порочные нравы и обычаи и разные соблазны, как буйные вихри или как бурные волны, всегда могут увлечь нас с прямого пути истины, если мы не будем благоразумно пользоваться временем, держась руководства Слова Божия и правил Православной Церкви.
Кто благоговейно внимает Слову Божию и смиренно покоряется правилам Православной Церкви, тот покоряется водительству Св. Духа. Дух Святый, как благоприятный попутный ветер, водимых Им влечет и несет благодатно па волнам этого житейского моря к тихой пристани небесного отечества.
Надо дорожить временем. Оно, как вода в реке, быстро утекает и не возвращается. Что прошло, того уже не будет; минувший год не вернется. А что впереди, то от нас сокрыто. Тем заботливее должны мы спешить пользоваться временем, какое Господь милосердный дает нам для достижения вечного блаженства.
Вознесем, братия, соединенно голос сердца и уст к Обновителю лет и времен, да будет настоящий день новолетия залогом внутреннего обновления и внешнего благоденствия для всех нас, чтобы грядущее лето Господне было для нас временем благочестия и молитвы, труда и правды, любви и всех христианских добродетелей, с ней соединенных. Древнее прошло, теперь все новое. Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17). Аминь.
~ протоиерей Валентин Амфитеатров (+1908 г.)
Фото: tvereparhia.ru