• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

«Ничто не должно обладать мною» – монашеское делание как путь к духовной свободе на примере жизни протоиерея Николая Никифорова († 1937)

Доклад игумении Анны (Сычуговой), настоятельницы Казанского женского монастыря г. Рязани на конференции регионального этапа монашеского направления XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и ежедневное духовное делание в жизни монашествующих» (Рязань, Николо-Ямской храм, 1 декабря 2022 года).


В теме доклада приводятся известные слова апостола Павла из Послания к Коринфянам. Полностью фраза звучит так: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Толкуя эти слова апостола, святитель Климент Александрийский делает вывод: «Если позволительно выбирать всякую жизнь, то, очевидно, [следует выбирать] жизнь в воздержании».

Такой образ жизни приводит к смиренномудрию и познанию Истины – Христа. Сам же Господь Иисус Христос – Божественная Истина – провозгласил: Аще… познаете истину: то истина свободит вы (Ин. 8:31–32).

«Но что такое духовная свобода, преподаваемая Истиною, как не святой благодатный мир души, как не святое смирение, как не евангельское смиренномудрие», – рассуждает в своей «Аскетической проповеди» святитель Игнатий Брянчанинов.

Хотелось бы рассказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил служению Истине – Христу, стяжал высокие евангельские добродетели, освободившие его душу от рабства греху, и запечатлел свой подвиг мученичеством за Христа.

Это – протоиерей Николай Никифоров. Его имя до недавнего времени было нам не известно. Узнали мы о нем и его удивительной судьбе, изучая материалы жизнеописания схиархимандрита Серафима (Блохина).

Вот уже два года Казанский женский монастырь по благословению правящего архиерея, митрополита Марка, проводит экскурсии в мемориальном доме этого старца и исповедника XX века. В ходе изучения его архива выяснилось, что духовником отца Серафима был именно протоиерей Николай. Когда мы прочитали о жизни этого подвижника, то многое поняли о самом схиархимандрите Серафиме – так очевидно было огромное влияние духовного наставника на своего подопечного. Этому можно было бы посвятить отдельное исследование.

Обратимся же к сведениям о жизненном подвиге самого протоиерея Николая Никифорова.

Родился будущий исповедник веры Христовой 20 июля 1880 года в Моршанске Воронежской губернии. Он был единственным сыном в семье известного в городе купца. Все большое семейство Никифоровых было старообрядческим, весьма богатым и влиятельным.

Николай очень рано, в неполные три года, лишился матери, которая скончалась совсем молодой, будучи 33 лет от роду. Всю свою последующую жизнь сын ее помнил и почитал, бережно храня ее портрет.

Его отец, Петр Никифоров, владел большим двухэтажным домом в центре Моршанска, успешно вел торговлю. В семье строго соблюдались старообрядческие традиции. Единственный сын рос в атмосфере строгой набожности. С детства Николай много читал, обладал острым и пытливым умом, интересовался литературой, живописью, церковной историей, богословием, музыкой. Был всесторонне развит, обладал обширными знаниями и любил заниматься самообразованием. Когда повзрослел, стал присматриваться к жизни известных православных семей города. В результате своих наблюдений твердо решил перейти в лоно Русской Православной Церкви. Но за любовь к Истине будущему исповеднику пришлось дорого заплатить – отец не простил ему такого поступка, лишил наследства и до смерти своей с сыном не общался.

Пережив это тяжелое потрясение, не представляя свою жизнь без Церкви, Николай поступил в Московскую духовную семинарию. После ее успешного окончания, получив свидетельство о звании учителя, он состоял преподавателем при Московском Никольском единоверческом монастыре. Молодой человек имел твердую, непоколебимую веру и желание посвятить себя служению Богу, но с принятием сана не торопился, желая испытать свои силы и способность к такому высокому подвигу.

Женат он в то время не был и только задумывался о спутнице жизни. О своих исканиях и недоумениях Николай рассказывал своему духовнику, к которому часто ездил. А им был выдающийся пастырь своего времени протоиерей Николай Болоховский из села Стяжки Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, основатель Успенского мужского монастыря, ученик праведного Иоанна Кронштадтского. Еще при жизни старец Николай Стяжкинский (как его часто называли) в народе почитался как великий молитвенник, прозорливец и чудотворец.

Однажды, когда Николай Никифоров в раздумьях о выборе жизненного пути решил посетить Троице-Сергиеву лавру на праздник Преподобного, ему привиделся удивительный сон. Явился ему сам Игумен земли Русской и сказал: «Приходи рано утром с монахами к моим мощам. Когда отойдет братский молебен и все будут прикладываться к мощам, стой возле моей раки и смотри. Последней подойдет девушка – это твоя невеста». Все случилось именно так, как было предсказано святым. Девушкой этой оказалась Татьяна Николаевна Кутлинская, купеческая дочь из села Никольский Поим Пензенской губернии, приехавшая в лавру на богомолье. Она также была воспитана в боголюбивой семье, глава которой был церковным старостой и ревностным помощником местного священника в миссионерских делах, даже имел церковную награду.

Когда Николай и Татьяна познакомились, они сразу заметили сходство характеров и общность взглядов и не могли этому не удивиться.

Но на этом дивное действие Промысла Божия в их судьбах не завершается. Тогда же в Сергиевом Посаде они получили еще одно откровение от некоего прозорливого старца лавры, который встретился им и сказал: «Николай, поезжай со своей Татьяной к своему отцу духовному Николаю, как он скажет, так вы и сделайте. А после приезжайте сюда. У ворот буду я». И даже назвал дату, когда это случится.

Молодые люди поняли, что их встреча была предначертана свыше, и решили не расставаться. Старец Николай Стяжкинский, к которому они поехали за благословением на брак, благословил их, сам обвенчал и велел вернуться в Сергиев Посад. Так исполнилось все, предреченное лаврским подвижником, что опять удивило молодоженов.

Каково же было их изумление, когда они услышали в лавре такие слова старца: «Счастливых семей и без вас, Николай и Татьяна, немало. Волей Господней определен вам совсем иной путь…» Он постриг их в монашество, велев хранить его в тайне и служить всем людям примером добродетели. В постриге Николаю имя не изменил, а Татьяну нарек Таисией. Таким образом, Промысл Божий избрал Николая Никифорова и его супругу к особому, многотрудному подвигу, довольно редкому в церковной жизни.

Ведь спасаться они должны были в миру, исполнять монашеские обеты тайно, под видом обычного семейного союза.

Видимо, их души имели некое особое духовное дарование, способность к такому роду жизни, что и усмотрел Тайновидец Господь. Николай Никифоров был призван к такому образу жизни, чтобы исполнились на нем слова апостола: имеющие жен, должны быть как неимеющие (1 Кор. 7:29). Жить в миру и быть свободными от мира, иметь жену лишь по названию, относясь к ней как к сестре духовной, сподвижнице.

Вся последующая жизнь этой удивительной четы показала, что они с Божией помощью справились с этой невероятно сложной задачей, обратив жизнь свою в подвиг ради Бога и ближнего.

Некоторое время до посвящения в сан Николай Петрович был псаломщиком в селе Никольский Поим, на родине матушки Таисии. Рукоположен был в диакона 6 августа 1903 года, а 7 августа того же года – в сан священника. Было ему в ту пору всего 23 года.

Тридцать лет служил батюшка в Покровской церкви этого села. Он был первым духовным наставником для младшего брата матушки Таисии, Владимира Кутлинского, впоследствии ставшего известным священником и оставившего теплые воспоминания о своем духовном наставнике. Отец Николай был ревностным пастырем, состоял заведующим церковно-приходской школой при Покровском храме. За усердные труды был почтен церковными наградами: в 1910 году набедренником, в 1916 скуфьей, в 1920 камилавкой, в 1926 наперсным крестом и в 1934 – саном протоиерея.

Плодотворная его деятельность не могла остаться незамеченной. 4 марта 1934 года он был переведен в город Моршанск и определен к Никольской Базиевской церкви. Именно там и приобрел он еще одно преданное духовное чадо – молодого иеромонаха, будущего схиархимандрита Серафима (Блохина). Как известно, отец Серафим после рукоположения в иеродиаконы был также причислен к Никольскому храму Моршанска, а затем, после принятия иерейского сана, сослужил протоиерею Николаю.

Став настоятелем небольшой старинной церкви в честь Николая Чудотворца, своего небесного покровителя, протоиерей Николай Никифоров вскоре завоевал любовь и искреннее уважение прихожан. Его отличали искренность и ревность служения, святость жизни, молитвенность и бессребреничество. Всегда откликался на нужды прихожан, был открытым, честным и сердечным человеком.

Поначалу Никифоровы жили на квартире, затем приобрели маленький деревянный домик в два окошка, более похожий на монастырскую келью. Жили скромно, целомудренно. Из ценностей – лишь иконы и духовная литература. Распорядок дня в доме отец Николай определил такой: после вечерней службы он приходил домой, пил чай и, совершив вечернее правило, ложился спать. Вставая около 3-х часов ночи, читал утреннее правило и шел в церковь. Матушка же до трех ночи занималась рукоделием, затем ложилась отдохнуть до Литургии. Церковь она посещала ежедневно и еще успевала вести домашнее хозяйство, трудиться в огороде. После Литургии пили чай из самовара, затем готовили обед, который состоял обычно из отварной в мундире и обжаренной в печи картошки. Пост Никифоровы держали постоянно.

Протоиерей Николай был благочинным тихоновских городских приходов Моршанского округа. Понимая современную обстановку церковных брожений и разногласий, он уделял особое внимание подбору и наставлению священства, проявляя при этом немалые организаторские способности.

Отец Николай много времени посвящал работе над проповедями: сначала излагал свои мысли на бумаге, прорабатывал их, дополнял, правил, затем все листы переплетал в рукописные сборники.

Духовный наставник протоиерея Николая старец Николай Стяжкинский почил о Господе в 1926 году после тяжелой, продолжительной болезни. Он, помимо того, что был великим подвижником благочестия, был человеком глубоко монархического склада, противником советской власти и обновленческой смуты, горячим молитвенником о спасении Отечества. В том же духе воспитывал и своих чад.

Подражая подвигу своего духовного отца, отец Николай Никифоров с амвона учил не только Евангельским заповедям и святоотеческому наследию, но много уделял внимания тревожной современной обстановке. Говорил о росте неверия и безбожия в России, обличал обновленчество как ересь. Ревностный пастырь бесстрашно призывал людей свято блюсти православную веру, не бояться гонений от богоборцев. Множество примеров из жития святых приводил он в своих проповедях, рассказывая о том, как боролись и побеждали христиане в древности.

На службах в Никольском храме всегда было многолюдно. Отец настоятель пользовался огромным уважением и любовью. Множество верующих со всей округи приходили к нему за советом. Пастырь всегда говорил просто и понятно даже для малограмотных крестьян, чем заслужил особое отношение простых людей. Его почитали подвижником, обладающем дарами молитвы и прозорливости. Часто его называли «старец Николай». Это и не случайно, так как духовный отец, вероятно, еще при своей жизни благословил его на старчество. После кончины протоиерея Николая Стяжкинского, в Моршанск к отцу Николаю Никифорову стало съезжаться множество осиротевших чад пензенского старца. Постоянно в домике Никифоровых кто-то из них гостил. Сам отец Николай, будучи ревностным исполнителем монашеских установлений, имел попечение об общине монашествующих из закрытых и разоренных в те годы монастырей. Батюшка также вел обширную переписку, никогда не оставляя без ответа множество писем с духовными вопросами.

Когда на Тамбовщине храмы стали повсеместно закрываться, а священнослужители подвергаться арестам, в Никольском храме прихожан становилось все больше. Отец настоятель трудился не жалея сил, окормляя всех приходящих. Порой едва доходил до дома, изнемогая от усталости. Своей праведной жизнью подвижник не мог не раздражать местные власти. В 1937 году, ночью, под праздник Успения Богоматери отца Николая арестовали.

Чекисты при этом были поражены бедностью обстановки в батюшкином доме и разрешили ему в порядке исключения помыться, поесть, собраться и попрощаться с матушкой. Выходя из дома, отец Николай обернулся к образу Спасителя, перекрестился и сказал: «Господи, иду по Твоим стопам».

Постановлением «тройки» УНКВД по Воронежской области от 14 сентября 1937 года отец Николай был осужден по ст. 58 п. 10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений») и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 21 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Подвигом мученичества за Христа увенчалась подвижническая и исповедническая жизнь протоиерея Николая Никифорова. Как и предвидел когда-то лаврский старец, совершая над ним монашеский постриг, отец Николай стал для людей образом непоколебимой веры, доброты и нестяжательства, целомудрия, самоотверженного служения Богу и Его Церкви.

Из любви к Богу отец Николай до конца был послушен Его святой воле, добровольно отказался от всех благ мира, очистив свое сердце от страстей и мирских привязанностей. Он обрел истинную духовную свободу, тем самым стяжав благодать следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14:4).