Современная деревня Зеленцино (в старой орфографии Зеленцыно) Александровского района Владимирской области находится в месте впадения реки Вздериножки в реку Серую и входит в состав Каринского сельского поселения.
Это место было обитаемо с незапамятных времен. Любознательные местные жители, а затем археологи и краеведы находили здесь предметы, относящиеся к каменному веку. Археологами Академии наук на берегах речки Вздериножки (она же Черная, Анютина) и реки Серой возле Зеленцына были обнаружены курганы – древние насыпные могильники и следы бытовой культуры – гончарная керамика домонгольского периода.
Гора близ селения называлась в древних письменных источниках Ярильцевской (т.е. посвященной славянскому богу Солнца - Яриле) и Лысой горой. На ней находилось языческое капище и священный источник.
Название села Зеленцыно указывает на то, что в нем жили жрецы и целители - зелейники, изготовляющие снадобья из местных целебных трав. В народной памяти Зеленцыно было связано с магией и языческими суевериями.
Так было до прихода в эти земли святых иноков Сергия Радонежского и Стефана Махрищского.
В середине 50-х гг. XIV века великий избранник земли Русской преподобный Сергий покинул основанный им Троицкий монастырь и пришел в обитель своего друга игумена Махрищского Стефана.
Преподобный прошел по пути, ведущему с запада на восток через Кинельскую волость, и соединяющему Радонежскую землю с землями Великой (будущей Александровской) Слободы. Эта старинная дорога проходила через Зеленцыно и великокняжескую вотчину село Коведяево, через которое на Киржач и далее, в Юрьев-Польский, Суздаль и Владимир, вел проторенный путь, известный позже как Большая Стромынская дорога.
Преподобный Сергий пришел на Махру для духовной беседы с преподобным Стефаном, а также в поисках безмолвного места для отшельничества.
Проведя некоторое время в Махрищском монастыре, вместе со Стефаном отправились они в сторону села Зеленцыно, взяв с собой инока Стефановой обители Симона – знатока здешних мест. У источника на склоне Ярильцевской (Лысой) горы состоялась прощальная беседа двух праведников.
Здесь, помолившись, преподобный Сергий освятил воду родника своим крестом. С тех пор святой источник стал привлекать жителей окрестных мест, почитающих память преподобных Сергия и Стефана. Через некоторое время над источником была построена часовня и сама гора, служившая прежде местом языческих ритуалов, получила новое название – Церковная гора.
Река Серая в д.Зеленцыно
|
Река Черная (Вздериножка)
|
После расставания с преподобным Стефаном, Сергий вместе с Симоном направились в сторону древней Стромынской дороги, ведущей на юг вдоль реки Киржач.
Прощание около святого источника произошло до 1358 года, так как в этом году преподобным Сергием и его учениками на берегу Киржача была построена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Это единственная встреча святых старцев, которая была описана в Житии прп. Сергия. Но близость двух монастырей и особые дружеские отношения между их игуменами (в тропаре прп. Стефан назван собеседником прп. Сергия) дают право предположить, что встречались они неоднократно.
Это подтверждает народное предание, сохранившееся в селе Ново-Воскресенском Александровского района. Оно повествует о том, что преподобные Сергий и Стефан останавливались на ночную молитву и отдых в селе Тимофеевское, которое находилось на пути из Сергиева монастыря в Махрищскую обитель. На этом месте была построена деревянная Воскресенская церковь, которая в 1770 году была перенесена из Тимофеевского в село Воскресенское. Приход храма получил название Ново-Воскресенского, а в XIX веке вместо обветшавшей была выстроена новая церковь с тремя престолами – Вознесения Господня, Архангела Михаила и великомученицы Параскевы. Новый храм был освящен святителем Феофаном (Говоровым), епископом Владимирским.
Вернемся к селу Зеленцыно. В 1433 году оно было передано Махрищскому монастырю вместе с деревнями и пустошами боярином Александром Владимировичем Лыковым. Это был вклад на помин души погибшего сына боярина - Василия.
В 1434 году великий князь Юрий Дмитриевич, Галичский и Звенигородский, у которого боярин Лыков служил воеводой, подтвердил право собственности монастыря на переданные земли жалованной несудимой грамотой.
В эти годы настоятелем Махрищского монастыря был игумен Феогност. Ему пришлось восстанавливать обитель после ее полного разорения и сожжения в нашествие Едигея (1408 г.). В годы управления монастырем игумена Феогноста (1425-1462 гг.) Троицкий монастырь укрепился в хозяйственном отношении, стал одним из крупных землевладельцев в волости Великой Слободы.
На долгие годы жизнь крестьян села Зеленцыно оказалась связана со Стефано-Махрищской обителью, что подтверждалось жалованными грамотами на владения монастыря от 1471,1506, 1535, 1543, 1571 годов.
В селе существовала церковь, посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы. Она упоминается в сотной грамоте владений Махрищского монастыря от 1563 года: «...село Зеленцыно, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы стоит без пения, в селе же двор монастырский да крестьянских 16 дворов..., деревня Запрудная - 2 двора».
Постройку храма в Зеленцыне можно отнести к более раннему времени. Уже в дарственной грамоте боярина Лыкова Стефано-Махрищскому монастырю от 1433 г. упоминается его духовник «пречистинский поп Микифор», служивший, по всей видимости, в церкви Пречистой Богородицы села Зеленцыно.
Но простоял храм в Зеленцыне лишь до событий Смутного времени, во время которых Стефано-Махрищский монастырь и окрестные селения были разорены польско-литовскими захватчиками.
Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году, по повелению царя Михаила Федоровича, описывать села и станы смежных с Великой слободой земель, предстала страшная картина: сожженные села Зеленцыно, Неглово, Юрцово - с заброшенными обгорелыми избами, неубранными трупами. «А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей».
Через 13-14 лет после разорения в Зеленцыне насчитывалось лишь 5 дворов.
По новой переписи монастырских владений 1678 года Зеленцыно было уже названо деревней, в ней «19 дворов жилых и 1 пустой, в нем живет захребетник» (захребетниками в XV—XVII веках называли вольных людей, которые, не имея собственного хозяйства, нанимались наёмными рабочими на чужие тягла).
Колодец над источником
(современный вид)
|
Часовня
|
Памятный знак
|
В 1764 г., при упразднении монастырских вотчин, все земельные владения Махрищского монастыря перешли в ведомство государственных имуществ и образовали самостоятельные приходы.
Церковь Рождества Богородицы в Зеленцыне не была восстановлена, на ее месте была построена часовня. Жители деревни, вероятнее всего, стали прихожанами Сергиевского храма Махрищского монастыря, как и жители Махрищской подмонастырской слободки. До революции в Сергиевском приходе существовала традиция ежегодных крестных ходов к святому источнику в Зеленцыне.
С 1880 года жители деревни стали посещать построенную в селе Карабанове церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
В советское время часовня в Зеленцыне была разрушена, но память о бывшем здесь храме и освящении источника преподобным Сергием в народе сохранялась.
В 2010 году прихожанами восстановленного Карабановского храма во имя Святой Троицы в Зеленцыне была построена небольшая деревянная часовня.
К 2015 году были проведены работы по очистке русла источника, устроен колодец и вновь сооружена часовня на месте молитвы прпп. Сергия и Стефана.
С 2016 года вновь совершается крестный ход от храма Святой Троицы в Карабанове в деревню Зеленцыно, приуроченный ко дню летней памяти прп. Сергия Радонежского 5/18 июля.
Источники:
Архив Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря
В.В. Боравская "Из истории села Зеленцыно". Альманах «Вестник краеведа» №8