24 июля/6 августа Русская Православная Церковь чтит память преподобного Далмата Исетского, подвижника XVII века, основателя Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря, первого русского поселения в Зауралье. Преподобный почитается как один из небесных покровителей Урала и Сибири.
Сын боярский
Преподобный Далмат Исетский, в Крещении Дмитрий, был сыном казачьего атамана Ивана Мокринского. Отец святого нес службу в Березове (ныне находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа) и, видимо, именно там и познакомился с супругой, имевшей татарское происхождение. Родился Дмитрий в 1594-м году, разделяя с семьей суровый казачий быт северного региона. По достижении совершеннолетия был принят в служилое сословие детей боярских. Когда в 1628-м году семья Мокринских перебирается в Тобольск, Дмитрий получает должность городничего.
Мокринский-младший женился, стал отцом пятерых детей и, возможно, до самой старости был бы тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском монастыре с именем Далмат. Человека с огромным опытом организационной работы не могли не заметить, а потому настоятель вскоре предложил преподобному должность монастырского строителя. Искавший уединения Далмат не был настроен заниматься административно-хозяйственными делами, а потому принял решение покинуть обитель. Как и подобает отшельнику, преподобный нашел себе укромную пещеру на реке Исеть и продолжил в тишине свой молитвенный подвиг.
Спасенный Богородицей
Место, где в реку Исеть впадает речка Течь, называлось в народе Белым Городищем. Там-то, на высоком берегу, и нашел себе пристанище Далмат. Пещера, в которой поселился преподобный, находилась на земле, принадлежавшей татарину по имени Илигей. Он сдавал русским промысловикам из Ирбита и Невьянска богатые пушным зверем и рыбой пространства. Неизвестно, чем именно поселившийся в пещере Далмат, не евший мяса в принципе и вряд ли угрожавший рыбной популяции реки Исеть, досадил арендаторам, но под их нажимом Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли.
Первое общение Далмата с Илигеем закончилось мирно: свою роль сыграли татарские корни святого, возможно, даже отдаленное родство с хозяином земли. Загадкой в этой истории остается почти полная индифферентность и готовность смириться с жизнью инока в пещере некрещеного татарина – и яростное желание православных людей во что бы то ни стало прогнать отшельника. Илигею, очевидно, Далмат не доставлял никакого беспокойства, а разговор и даже обнаружение общего с подвижником окончательно убедили землевладельца оставить святого в покое. Но арендаторы не унимались.
В 1645-м году Илигей вторично отправился в пещеру Далмата. Очевидно, что жил татарин довольно далеко от Белого Городища, поскольку в дороге ему пришлось остановиться на ночлег. Во сне Илигею явилась Богородица с хлыстиком в руках. Божья Матерь не просто приказала оставить святого в покое, но и отдать ему землю, что землевладелец впоследствии и сделал. Кстати, по одной из версий, он направлялся в пещеру к Далмату не просто выгнать монаха, но лишить его жизни. Как бы то ни было, победа в этих событиях осталась за преподобным.
С. М. Прокудин-Горский. Портрет Преподобного Далмата. 1912 год.
(Источник: Библиотека Конгресса США)
|
Устроитель обители
Хотя датой основания Успенского монастыря на Белом Городище считается 1644 год, иноки в обители преподобного Далмата стали появляться значительно позже. Как минимум год до передачи земель Илигеем святой жил в полном одиночестве. Неизвестно, когда к нему присоединился ученик священноинока Дорофея, нижегородский старец по имени Александр, но уже в 1651-м году братия обители обратилась к Царю Алексею Михайловичу с просьбой решить вопрос об установлении границ монастырских владений. В том же году многочисленные постройки обители были уничтожены в результате набега отрядов хана Девлет-Гирея. Чудом сохранившийся в огне образ Успения Богородицы стал главной святыней монастыря.
К подвигам Далмата присоединился его сын, принявший монашество с именем Исаак. Именно он стал игуменом монастыря, а преподобный взял на себя духовное руководство жизнью братии. Уйдя в затвор, святой продолжал строго следить (скорее всего, через сына) за жизнью братии, о чем он указывал в письмах епархиальному начальству в Тобольск. В письмах Далмат сообщал и о выполнении монастырем военных функций: в степь для разведки посылались дозоры, выяснявшие сведения о перемещениях войск кочевников. Предупреждая гарнизонные войска о приближающейся опасности, монахи не имели возможности защитить монастырь, поэтому после набега в 1662-м башкирских племен братии под руководством Далмата вновь пришлось восстанавливать обитель, с чем они успешно справились.
Далматовский Успенский монастырь, Пермской губернии.
Открытка 1902 г., Источник
|
Защитник гонимых
Монастыри XVII века в России были не только духовными, но хозяйственными центрами. А чтобы не отвлекать иноков от молитвы, к серьезным и требующим длительного времени работам привлекались крестьяне. Им предлагалось переселяться на территории, находившиеся в ведении обители, и разворачивать сельскохозяйственную и промысловую деятельность. Сибирь была в стадии освоения, а потому считалась местом возможностей и свободы. Неудивительно, что сюда в поисках лучшей жизни бежали крестьяне.
Власть имущие знали, что Далмат укрывает у себя беглецов, но добиться содействия в их выдаче от принципиального монаха не могли. Письменные запреты не действовали, а потому многие крестьяне могли рассчитывать на новую жизнь в монастырских землях. Не исключено, что преподобный принимал людей не только исходя из хозяйственного интереса монастыря. Об этом свидетельствует и его отказ от выдачи беглых. Очевидно, что любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии.
Это ярко проявилось во время гонений на старообрядцев, укрывавшихся в монастыре. Власть жестоко преследовала несогласных с новыми церковными реформами, что заставило ревнителей старины бежать на окраины государства. Успенский монастырь преподобного Далмата не принял богослужебных и обрядовых изменений Патриарха Никона, что стало поводом для обвинения монахов в расколе. Сын преподобного Исаак был лишен должности игумена и вместе с другим насельником обители, Афанасием (будущим архиепископом Холмогорским), сослан на Енисей. Правда, через год оба вернулись в родную обитель и были восстановлены в должностях. Возможно, это стало результатом ходатайства преподобного Далмата, обладавшего высоким авторитетом.
Далматовский Успенский монастырь. Современный вид. Источник
|
Покровитель Сибири
Далмат Исетский прожил более ста лет и в 1697-м году мирно отошел ко Господу. По существовавшей на Руси монашеской традиции еще при жизни, задолго до успения, святой изготовил себе гроб. В нем преподобный и был похоронен в алтаре монастырской церкви. Позже на месте погребения Далмата была устроена усыпальница, а уже в XIX веке в Пермскую духовную консисторию было подано несколько прошений с просьбой построить на могиле часовню. Идея, правда, не встретила поддержки, но вода камень точит: благодаря широкому народному почитанию и совершавшимся на могиле святого чудесам, в официальных церковных документах преподобного начали именовать преподобным, установили ежегодный крестный ход на день памяти святого, а на Поместном Соборе 1917–1918 годов включили упоминание о Далмате в службу всем русским святым.
В 2004-м году Далмат Исетский был официально признан Церковью местночтимым святым Курганской епархии, а 4 февраля 2013 – удостоен общецерковного почитания. Преподобного считают покровителем Сибири, а еще у могилы Далмата с давних пор молились перед отправкой в армию новобранцы. Ведь у гробницы преподобного вплоть до революции лежали шлем и кольчуга, которые Илигей подарил монаху в знак примирения. Некоторые паломники сообщали об исцелении от болезней после соприкосновения с доспехами Далмата. Почитается святой и среди единоверцев, как хранитель церковного предания и верный Церкви подвижник.
Кольчуга и шлем Преподобного Далмата, подаренные ему Елигеем.
С. М. Прокудин-Горский.1912 год.
(Источник: Библиотека Конгресса США)
|
Тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизався,/
постом, бдением и молитвою любовь Христову стяжал еси,/
чудным же заступлением Божия Матере/
угрозы неверных ни во что же вменив,/
яко светило на тверди Небесней просиял еси,/
преподобне отче наш Далмате,/
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Владимир Басенков, pravoslavie.ru, Фото: Владимир Мартьянов