12/25 июня Русская Православная Церковь отмечает день памяти прп. Стефана Комельского, основателя вологодского Николо-Озерского монастыря.
Преподобный Стефан Комельский родился в Вологодском уезде во 2-й половине XV в. Его отец служил при дворе князей Бородатых - одной из многочисленных ветвей князей Ярославских. Еще будучи молодым Стефан ушел в вологодский Дионисиев в честь Покрова Пресвятой Богородицы Глушицкий монастырь, находившийся к северу от современного города Сокол (Вологодская область), и принял постриг. Спустя некоторое время он отправился странствовать по другим северным обителям и дошел до Тихвина (Новгородская епархия), где решил остановиться. Житие прп. Стефана утверждает, что он «пребысть множае время в монастыре Пречистыя Богородицы ''Одигитрия''».
Однако вскоре преподобный вернулся в Вологодский уезд и «преходя многие места» пришел на берег Комельского озера. Захватив с собой две иконы - Божией Матери и свт. Николая Чудотворца - он продолжил странствие и случайно вышел к берегу Комельского озера. В XVI в. это место было «вельми красно, но... и унывно», вокруг озера росли «древеса, бо сосны превеликие, еле убо и березняк». Стефан построил избушку и часовню для двух икон - Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, которые принес собой. Долгое время он жил на берегу Комельского озера в одиночестве, имея лишь «мало в кошнице хлебца и секиру» и неоднократно подвергался нападениям диких зверей.
Спустя некоторое время к прп. Стефану забрели два охотника и показали, где находится тропа, ведущая к государственным деревням. От них же о прп. Стефане узнали окрестные крестьяне. Многие из них не одобрили появления старца у озера. Однажды один из рыбаков, опасаясь, что прп. Стефан завладеет рыбными ловлями, осыпал его бранью и ругательствами, заявив: «Изыди ис пустыни сея, яко угодие наших весей, да не зле умреши». Рыболовы запрещали преподобному ловить в Комельском озере рыбу, и однажды попытались его убить: «Яко ничем его не можем от места отгнати».
Между тем дивные видения утешали отшельника, доколе он еще находился в совершенном отчуждении от мира и человеков. Однажды, в летнюю ночь, стоял он на молитве в своей часовне, пред иконами Матери Божией и Святителя Николая, и вот, в чудном свете, внезапно ему являются те, коим возносил теплые свои молитвы. Объятый священным ужасом, пал он пред ними ниц и услышал, как Святитель умолял Пречистую Деву благословить место сие для обители; Она же, как милосердая мать, внемлющая всякой молитве, сказала отшельнику, чтобы соорудил в своей пустыне храм, во имя угодника Божия Николая, и сам был бы начальником сей новой обители. При этом слове стали невидимы дивные посетители, оставив Стефана в радостном восторге
|
Постепенно к отшельнику стали стекаться люди. Они строили себе кельи возле хижины Стефана и собирались молиться в часовню. Со временем часовня стала мала и не вмещала всех, поэтому на ее месте решили построить церковь. Для этого прп. Стефан пошел в Москву просить благословения митрополита Киевского и Московского Даниила. Митрополит уже знал о жизни подвижника и принял его очень хорошо. Он представил прп. Стефана великому князю Василию Ивановичу, который вообще был расположен к монашеству. Известно, что в 1528 г. Василий Иванович посетил и сделал вклады во многие северные обители, в том числе в расположенные неподалеку от Комельского озера Корнилиев Комельский и Павлов Обнорский монастыри, молясь и прося себе у Бога наследника. На вопрос митрополита о цели своего визита прп. Стефан отвечал: «Аз есмь убогий чернец, раб многорешный, твоей нищей богомолец, а имя мое Стефан грешный. Приидох ко твоей святыни благословитися у тебя: прошу милости у Бога, и у тебя благословения... да благословит твое святительство, и повелиши нам, грешным... церковь создати святаго Николы».
Прп. Стефан получил митрополичье благословение, был рукоположен в сан священства и назначен игуменом в новой обители. Он также получил от митрополита антиминс, церковные книги, утварь и серебро на монастырскую ограду. Благословенная грамота на основание монастыря была выдана Стефану между 1528 и 1530 гг. Эту дату и следует считать временем его основания.
Вернувшись на Комельское озеро, Стефан и собравшиеся монахи начали строительство церкви. Для этого были приглашены мастера из крестьян: «Аще есть древоделы, да приидут в пустыню и возмут мзду трудов своих». В итоге был возведен «храм клинчат зело невелик».
В 1533 г. вновь построенная церковь была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. На освящение храма в съехалось большое количество окрестных крестьян и «навезше святому много потребных всякого обилия и пищи, и дающе много на строение церкви и монастырю на препитание братии». С этого времени монастырь стал называться Николо-Озерским, а Комельское озеро в честь святого угодника - Никольским. Тогда же построили вокруг монастыря ограду, кельи для монахов, хлебню и гостиницу для приходящих богомольцев. Для церкви были приобретены 3 колокола. Расписывать стены храма пришел опытный иконописец Гурий: «Сей многия труды показа, много икон написа и вся строя церковная преписа, якож бысть прежде во Андроникове монастыре, иже на Москве». Во вновь устроенном монастыре прп. Стефан избрал среди братии келаря, казначея, пономаря, а также организовал различные хозяйственные службы: «оваго в пекарню, также и протчи, трудом и ни есть единаго же бы не тружатися».
|
По Житию прп. Стефан преставился 12 июня 1542 г. и был похоронен в церкви свт. Николая Чудотворца вблизи алтаря. Позже над его могилой была устроена часовня. Святость прп. Стефана Комельского вскоре после его преставления была засвидетельствована многими исцелениями и чудесами («и оттоле начаша бывати многа чюдеса от гроба его святаго»), однако в его Житии описано лишь одно чудо о вологодском купце Гаврииле, много раз посещавшем Николо-Озерский монастырь еще при жизни святого. Однажды, когда он по своим торговым делам плыл в ладье по морю, его застала сильная буря «ветряняя велика зело, яко и ладью его сокрушитися от волн великих». Гавриил призывал на помощь многих святых, умоляя их о спасении, но все было напрасно. Когда же он произнес имя Стефана Комельского, он, якобы, увидел на корме своей лодки старца, буря улеглась, и купец смог благополучно достичь берега.
Впоследствии в среде живших вокруг монастыря крестьян начали складываться предания о прп. Стефане Комельском. Такого рода рассказы отражали наивную веру крестьян в «своего», близкого святого - заступника. Некоторые из них, вероятно, существуют не одну сотню лет. По своему содержанию они значительно отличаются от тех рассказов, которые донесла до нас церковная книжная традиция.
Вот одна такая история: «Степан-начальник работал в селе Троицком у мельника. Когда понял, что стал совсем стар, и работать больше не может, сказал, что хочет уйти в монастырь. Мельничиха разрешила ему идти вдоль реки Комелы до озера. В некоторых местах, где он проходил - в Юрове, в Слободищах и в самом монастыре на озере - осталось его «лико». Позже там построили небольшие часовни. Степан постригся, а наутро исчез. Удивленные монахи решили, что он вознесся на небо и стал Богом». Точно также, по Комеле, как рассказывает другая легенда, вверх по течению приплыла икона прп. Стефана и осталась в монастыре.
Почти сразу же после преставления прп. Стефана, как свидетельствует Житие, был приглашен иконописец, чтобы по рассказам монахов, знавших преподобного, написать его образ. Одну из икон положили на гроб прп. Стефана, другую поместили в церкви. По иконописному подлиннику прп. Стефан «святый, иже на озере строитель Николы Чудотворца надсед, брада с малою сединою». Вскоре прп. Стефану была написана особая служба. Очевидно, тогда же начало составляться и его Житие. Следовательно, местное почитание преподобного установилось уже во 2-й половине XVI в.
Николо-Озерский монастырь,
фото начала XX в.
|
Наиболее ранние сведения о Николо-Озерском монастыре после смерти его основателя содержатся в Житии прп. Стефана Комельского. Так, Житие сообщает, что в 1542 г. на монастырь напали казанские татары. Однако, скорей всего, дата, указанная в Житии ошибочна. Вероятно, речь идет о набеге казанских татар 1538 г., которые «с огнем и мечом» дошли до самой Вологды. Подобная участь постигла многие монастыри южной части Вологодского уезда. Вскоре, после разгрома в монастыре построили новую церковь, на сей раз над могилой Стефана, поскольку многие видели здесь свет «над гробом святаго свещи горящу».
Николо-Озерский монастырь и его вотчина сильно пострадали во время Смутного времени и особенно в период восстановления Московского государства после Смуты (1613-1619 гг.), по словам Ю. С. Васильева, «самый разорительный для Севера». В 1604 г. когда русское правительство собирало войска для борьбы с Лжедмитрием I, из монастырей Вологодского уезда рекрутировались даточные люди. Власти Николо-Озерского монастыря должны были выставить в войско в общей сложности 6 человек и 4 лошади.
В 1612-1617 гг. в монастырской вотчине от рук «литовских людей» и казаков, отправленных в вологодские монастыри для сбора «корму», погибли 5 человек. Сотная грамота 1622 г. особо указывает также на троих крестьян, умерших в эти же годы, «в лихолетье». Многие монастырские крестьяне покинули вотчину Николо-Озерского монастыря, «сошли безвестно».
21 июня 1617 г. в монастыре случился пожар, уничтоживший монастырские храмы, 20 монашеских келий, поварню, хлебню и другие хозяйственные постройки, а также весь монастырский архив. Не исключено, что пожар в монастыре также был связан с действиями интервентов или бандитов, которые, как показывает сотная грамота 1622 г., и после окончания Смуты продолжали хозяйничать в Вологодском крае.
Рака над мощами прп. Стефана
фото начала XX в.
|
В 1618 г. монастырю по просьбе настоятеля игумена Галасия была дана жалованная грамота царя Михаила Федоровича взамен утраченной во время пожара. Вскоре, вероятно, началось строительство, и к моменту писцового описания 1622 г. в Николо-Озерском монастыре находилась уже деревянная церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с трапезой, колокольня и часовня над могилой прп. Стефана. Монастырские строения включали в себя также 9 келий, в которых жили игумен и монахи. При монастыре находились гостиный и конюшенный дворы. За монастырем располагался «коровей» двор.
К началу описания 1627-1628 гг. в Николо-Озерском монастыре восстановили и церковь свт. Николая Чудотворца, которая включала в себя также 2 придела: св. Ануфрия Великого и прп. Стефана Комельского. В монастыре были кельи игумена, казенная и 10 монашеских келий.
В середине XVIII в. в Николо-Озерском монастыре в годы началось каменное строительство. Вместо обветшавшей деревянной церкви свт. Николая Чудотворца был выстроен каменный 2-этажный храм. На 2-м этаже были 2 престола: во имя свт. Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери. Такое посвящение престолов было не случайным. Именно иконы свт. Николая и Тихвинской Божией Матери принес когда-то с собою из Тихвинского монастыря прп. Стефан Комельский.
В 1764 г. Николо-Озерский монастырь был закрыт. Церковь свт. Николая Чудотворца стала бесприходной. При ней остались служить лишь несколько белых священников, которые содержались только приношениями прихожан и благодаря собственному труду - обрабатывали землю. Бывшие монастырские крестьяне перешли в категорию экономических, а во владении церкви остались лишь 73 десятины земли. Комельское озеро в 1799 г. было приписано к Вологодскому архиерейскому дому.
В 1860 г. по указу Святейшего Синода Никольская церковь была приписана к вологодскому Горнему Успенскому женскому монастырю. Монастырь прп. Стефана открылся вновь, только поменял свой статус, стал женским. В монастыре началось активное строительство. В 1895 г. был построен новый деревянный корпус для монахинь, в 1897 г. - новая каменная ограда. Для совершения церковных служб при обители постоянно жил священник. Возрождены были хозяйственные службы.
После Октябрьской революции 1917 г. монахини Николо-Озерского монастыря попытались приспособиться к новым условиям: занялись кружевоплетением, намеревались создать трудовую артель. Однако решением президиума Грязовецкого уисполкома от 25-26 марта 1924 г. Николо-Озерский монастырь был закрыт. Монахиням предписано было покинуть монастырь, а саму территорию обители передали Энгельской коммуне. Коммунары даже пытались модернизировать название озера и в своих документах называли его Николо-Энгельским.
В 1920-х гг. в степуринской Рождественской церкви Грязовецкого района находилась икона прп. Стефана Комельского. Однако в один из дней приехала комиссия из Грязовца, церковь закрыли, часть церковной утвари, икон и книг увезли, а все остальное сожгли. Судьба иконы прп. Стефана осталась неизвестной.
В советские годы на месте бывшего Николо-Озерского монастыря располагалась психиатрическая лечебница. В настоящее время от монастыря остались лишь руины.
Сестры и прихожане возрожденного Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды молитвенно почитают память прп. Стефана Комельского и совершают паломничества к месту подвигов преподобного.
Преподобне отче Стефане, моли Бога о нас!
И. Н. Шамина, sedmitza.ru
А.Н.Муравье "Русская Фиваида на Севере"