По Уставу Православной Церкви, начиная со Светлого Христова Воскресения и до отдания праздника Пасхи, во все воскресные дни совершаются крестные ходы. Основой традиции Пасхального крестного хода стало воспоминание о шествии святых жен-мироносиц, первыми узнавших о Воскресении Господа Иисуса Христа.
Крестные ходы, ставшие прочной традицией Православной Церкви, имеют различный смысл. Прежде всего, некоторые крестные ходы являются частью богослужения, в котором они символически изображают значимые события евангельской и церковной истории. Так, например, вынос плащаницы в конце вечерни Великой пятницы и крестный ход вокруг храма, который совершается в конце утрени Великой Субботы (обычно, вечером в Великую Пятницу), является литургическим воспроизведением перенесения снятого с Креста тела Спасителя в пещеру, где оно было погребено. Таков же смысл крестного хода с плащаницей Пресвятой Богородицы, который совершается через день после праздника Успения. Крестный ход, которым предваряется Пасхальная заутреня, является литургическим воспоминанием о шествии жен-мироносиц, первыми узнавших о Воскресении Господа Иисуса Христа.
Церковный устав говорит о литиях (по-гречески – исхождение), малых крестных ходах, которые в древности совершались к могилам мучеников, а впоследствии стали завершаться в притворе храма, как краткое заупокойное богослужение.
Лития, которая совершается в конце вечерни перед большими праздниками и завершается благословением хлеба, пшеницы, вина и елея, является символическим изображением распространения Божественной благодати за пределы самой Церкви. Эта лития представляет Церковь как космическое таинство, освящающее благодатью пребывающего в ней Святого Духа все мироздание.
Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Для того, чтобы шествие к такому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читалось Евангелие, произносились ектеньи, пелись церковные песнопения. Участники крестного хода несли с собой иконы, кресты, хоругви. Это делало процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры.
Иногда крестный ход, продолжавшийся в течение нескольких дней, превращался в настоящее паломничество. Участники такого крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
священник Михаил Воробьев