Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Многие добродетели даны человеку для того, чтобы он, живя по этим добродетелям, наследовал жизнь вечную. Но одна из главных добродетелей так необходимых человеку – это простота. У прп. Амвросия Оптинского есть такие слова: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Благословен человек, у которого простое сердце. Ведь когда мы молимся, читая молитву Господню «Отче наш», то мы просим, чтобы Господь дал нам и то, и другое, и третье, но мы молимся, чтобы Господь избавил нас только от одного – от лукавства. А лукавство – это как раз есть сложность сердца. Такой человек живет одновременно в нескольких измерениях, в нескольких пространствах, он постоянно все высчитывает, просчитывает, рассчитывает, наверное, у этого есть право иметь место под солнцем, но это не добродетель.
Кто-то из современных нам конструкторов сказал: «Главное достоинство конструкции – это простота». И еще: «Все необходимое – просто, все сложное – не нужно». Как важно понять эту добродетель и стремиться к этому идеалу, потому что все в этой жизни конечно, и сама жизнь конечна. И мы рано или поздно умрем, и нам будет все равно, что мы ели, что пили, во что одевались, обувались, но какой наша душа предстанет суду Господа – вот это будет самое главное. И нет человека, «иже жив будет и не согрешит», но нет греха непрощенного, есть только грех нераскаянный. И есть одна добродетель, которая покрывает все – это простота.
Когда мы вспоминаем о пророке-царе Псалмопевце Давиде, когда мы читаем его богодухновенные псалмы, какая в них простота и ясность, и нет никакого лукавства. «Аз исповем пред Господом беззаконие мое иму». Давид не лукавит, он был прост и ясен, и потому он угодил Господу. И много святых угодили Богу, и многие у них добродетели, но без простоты сердца, с лукавством, никакая добродетель не бывает спасительна. Только тогда, когда у нас есть простота и ясность, как нам Господь говорит: «…если око твое чисто будет, то все тело твое светло будет» (Мф.6:22), - вот тогда мы в простоте сердца живем и ходим пред Богом. Тогда те добродетели, которые мы совершаем – спасительны. И если даже этих добродетелей немного, то простота сердца и не лукавство – это залог и надежда на то, что Господь помилует, простит, примет в Свои небесные обители.
И какие бы молитвословия по длине мы ни совершали, сколько бы мы поклонов ни делали, сколько бы акафистов ни читали, если у нас нет простоты, если в нашем сердце есть лукавство, тогда никакая добродетель нам не будет спасительна.
В этой жизни человек подвергается многим испытаниям, и многие искушения бывают ему, и невозможно преодолеть их без помощи Божией. Когда Антоний Великий увидел землю, опутанную, как бы сетями, – это были все козни дьявольские, то он спросил: «Господи, а кто же спасется?» Ответ был простой: «Смиренномудрый». А смиренномудрие – это и есть простота. И именно в храме Божием мы осознаем себя чадами Божиими, и именно в храме проясняется наше сознание, наш ум. И здесь мы понимаем, что все наши хитрости, все наше лукавство - они видны Господу. И самое главное, что мы должны сделать, с чего мы должны начать и чем мы должны закончить – это простотой, простотой сердца и простотой ума.
Посмотрите, какие заповеди прп. Сергий оставил братии: «Братия, внимайте себе, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же и странноприимство, и смирение с покорением, пост и молитву. Пищу и питие в меру; честь и славу не любите, паче же всего поминайте час смертный и второе пришествие Господне». Как просто, всего-навсего лишь несколько строчек – это единственное, что осталось в письменном виде от прп. Сергия. Но нет ничего большего, если мы хотя бы часть этого в себя вместим – это уже будет полнота, это будет уже много.
И да поможет нам Господь сохранить то состояние, которое мы в храме Божием, по милости Божией, испытываем. Сохранить простоту, сохранить ясность ума, не лукавить, ходить пред Богом, не угождать человекам, не угождать себе, а пред Богом ходить, и тогда Господь благословит наше хождение, а наши падения уврачует, поднимет, укрепит и благословит на дальнейшее прохождение жизни нашей здесь, на земле, по тому пути, который ведет в Царство Божие.