Пастырское слово назидания наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрита Василия (Паскье), произнесенное 26 февраля 2022 г.
В течение нескольких недель мы готовимся войти в период покаяния, который совпадает с весной. Оттепель, лед тает, с крыш начинает капать. Пусть и наши сердца также из твердых, холодных превращаются в мягкие и теплые. Пусть потекут у нас слезы покаяния.
Мы уже третий день переживаем историческое событие, с одной стороны, такое всегда происходит неожиданно, а с другой стороны, предсказуемо.
Мир сошел с ума. Те, кто потерял всякий разум, считают себя праведниками и осуждают тех, которые сохраняют трезвость ума, считают их сумасшедшими только за то, что отличаются и имеют свою точку зрения.
Эти слова не мной придуманы. Мы их слышали еще в IV веке. Преподобный Антоний сказал, что «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы».
Пришло такое время. Многие растерялись, потеряли рассудительность. Даже среди постоянных прихожан, вполне церковных людей, много осуждают власть и первое лицо нашего государства. Называют его диктатором. Обвиняют в единоличном решении о спецоперации, несмотря на то, что перед этим было обсуждение на высшем уровне власти, и никто не высказался против, понимая сложившуюся ситуацию. Так построен мир, мудрых мы называем безумными.
Конечно, во время войны страдает первой истина. Одни говорят так, а другие – наоборот. Одни утверждают, что в России более 2000 солдат погибли за два дня. Но так ли это? Если даже за сорок дней Второй Карабахской войны столько не было потерь. СМИ показывают старые кадры, выдавая их за свежие, с места вооруженного нападения. Говорят, что Киев горит, а показывают Белград, после бомбежки американцев.
Единственное, что нам надо делать, это молиться. Молиться Господу, чтобы в этом хаосе мы не потеряли здравого смысла.
Мальчишкой я был озорным. Не слушал наставлений своего отца. А он поступал со мной по справедливости. Не сразу меня наказывал, но предупреждал несколько раз. Бывало, слыша шум, он заходил к нам в комнату, где жили мальчики, а у нас было в семье семь мальчиков. Сначала он грозил нам пальцем, мы затихали ненадолго, но через 15 минут опять начинали озоровать. Тогда папа второй раз заходил и показывал свой ремень, но если мы переходили все рамки его терпения, тогда отец начинал снимать свой ремень, а мы быстро понимали, каким может быть следующее действие, и притихали. Я не помню, чтобы доходило дело до порки нас ремнем. Только помню единственный раз, когда он букетом крапивы отшлепал меня по голому заду.
А в Библии мы видим, сколько раз Господь предупреждал народ, живите по заповедям, будьте в истине. Посылал Своих пророков. И что? Издевались над пророками, забрасывали их камнями, избивали. Пророка Исаию распилили пилой деревянной. Даже Сына Божия убили. Слушать не хотели. Послал им Ноя, предупредить, что гнев Божий висит над ними. Все издевались над ним. Ной построил ковчег для спасения всего, что надо было спасти для новой земли. Никто его не слушал, смеялись над ним и его кораблем. А когда начался потоп, все побежали в ковчег, но уже было поздно. Ковчег был закрыт и начинал свое плавание. Когда Авраам проповедовал покаяние Содому и Гоморре, семья Лота вышла из города. Господь послал на них огнь, чтобы не было нечистоты. И что теперь нам, обзывать Бога, что Он безумец, что Он несправедливый, неправедный, что Он убийца или, действительно, признать, что Бог посылал всегда праведный гнев. Иногда справедливый Божий дар превращается в жертву очищения. Голиаф был убит Давидом. Были такие случаи в истории Израиля, когда Господь укорял тех, которые не слушали.
Сегодня происходит что-то подобное. Когда более 8 лет один народ издевался над другим, а сейчас, когда идет справедливое возмездие, гнев Божий, слышим крики – каиноубийство. Но каиноубийство началось восемь лет назад, а сейчас это гнев Божий через человека, который принял ответственное решение. Некоторые говорят, что сейчас началась война, но она началась намного раньше. Может быть, сейчас это не начало, а конец войны. Нам надо молиться, чтобы конец наступил быстро, чтобы жертв не было, чтобы те могли действительно понять.
Скоро мы начнем петь на богослужении Гимн «Яко с нами Бог!»: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! ...». Приклоните свои гордые головы перед волей Божией.
Поэтому очень прошу, не паникуйте, будьте мудры, молитесь, будьте на стороне Бога, будьте на стороне справедливости.
Завтра на Литургии мы услышим о Страшном суде. Если мы вчера слышали о блудном сыне, который не слушал отца своего, растратил все свое имущество, потому что жил без Бога, остался нищим, тогда вспомнил, что отец у него милосердный и возьмет его обратно. Да, отец принял его, потому что он покаялся. А тем, которые стоят на своем, и нет в них покаяния, надо знать, что придет время, когда наступит Страшный суд. Тогда Господь разделит всех людей на две стороны. В одну сторону, одесную, пойдут те, кто Ему принадлежит, а в другую стороны, ошуюю, пойдут козлы, как их называет Библия, и они не смогут участвовать в спасении.
Кризис это время суда. Кризис в переводе на греческий звучит как Суд Божий. Время, когда увидим, кто праведник – кто лжец, кто спасен – кто нет. Нам надо молиться, чтобы братья наши, которые участвуют в этом безобразии, опомнились, образумились, и, чтобы все обошлось с минимальными жертвами, с минимальным кровопролитием, чтобы все быстро вернулось на свои места.
Все началось именно перед Великим постом. Хочется надеяться, с наступлением Прощеного воскресения, все, в том числе украинский народ, все как братия обнимутся и попросят друг у друга прощения. И начнется новая жизнь. Но наказание ждет тех, которые не слушают Бога и волю Его святую, а слушают сатану и исполняют демонический план в разделении этого мира.
Дай Бог нам мудрости и мужества. Будем молиться за наших ребят, которые сейчас в горячих точках, потому что приняли присягу, потому что воины. Будем молиться за других воинов, чтобы они сложили оружие, прекратили противостоять и, чтобы быстро все закончилось. Но мы видим, что есть силы, которые хотят конфликта, чтобы текла кровь, потому что демон нуждается в нашей крови. Хочет разделить весь мир. Уже разделил несколько лет назад на Украине православную Церковь на константинопольскую и русскую, и дальше все продолжается.
А сейчас многие начинают рассуждать своим умом, не зная и не понимая реальной картины происходящего. Тогда почему все молчали, когда детей, женщин убивали сотнями на Донбассе. Мы видели репортажи оттуда. Мы встречали их в Чебоксарах, беженцы восемь лет назад сами рассказывали, какой ужас они пережили. Мы с тех пор молимся за каждой Литургией, и очень прошу особенно священнослужителей, когда произносите молитву о мире на Украине, старайтесь усердно, сердечно молиться в это время именно о том, что произносите. Не просто читать потому, что положено, а читать со слезами, с чувством нужности и важности эти слова, потому что в данную минуту наступило разделение между народами. Чтобы Господь увидел наши слезы, почувствовал наши переживания, а не так просто читать, потому что Патриарх благословил. Мы произносим молитвы, потому что сами переживаем это. Так же молитву о болезни надо читать с сердечным чувством, внимательно, а не быстро строчить, потому что она длинная. Какой смысл, если мы даже вникнуть не хотим в то, что читаем. Может быть, если бы хоть один праведник читал эти молитвы правильно, давно уже Господь услышал нас. Но, видимо, праведников таких нет, а мы все грешные. Потому что мы думаем о другом, о себе.
Поэтому, накануне Великого поста очень прошу, на коленях, со слезами покайтесь о своих собственных грехах. Не думайте, что это дело только Путина или Зеленского или еще кого. Это наше дело. Это потому что мы грешные. Это потому что мы еще не разобрались с собой.
Потому что до сих пор не терпим брата своего, потому что до сих пор в наших семьях есть раздор. Между мужьями и женами, между родителями и детьми, между соседями, спор, раздражение, осуждение. А на уровне целой страны, конечно, все умножается. Умножаются такие грехи, когда идет война. Начали бы разбираться сами с собой, примирились с собой, примирились с Богом, тогда бы начали примиряться и с окружающими, с соседями, улицами начали бы примиряться, потом городами, районами, республиками, а потом уже на федеральном уровень, а потом и на мировом. Преподобный Серафим сказал: «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Накануне Великих дней поста, умоляю вас, примиряйтесь с собой и с Богом. И тогда начнется, как если капнуть маленькую каплю масла в воду, она постепенно расходится и затягивает всю поверхность. Так и сейчас, пусть капля масла, милость Божия попадет в наши души, наши жизни и будет плавно расширяться вокруг нас. Аминь.
~ Архимандрит Василий (Паскье)
www.stpmm.ru