Самые опасные искушения обычно самые незаметные. У большинства людей есть здравый смысл, чтобы понять, что убийство, например, это очевидное зло, и избежать его. Но когда мы не чувствуем опасности впасть в искушение, то обычно ослабляем бдительность. Именно в это время мы наиболее уязвимы для стрел врага.
Фарисей из сегодняшней притчи, видимо, не знал о том, что было для него самым опасным искушением. Он шел в храм помолиться, и слова его молитвы свидетельствуют о том, что он прожил образцовую жизнь. Фарисей был честен в отношениях с другими, верен своей жене, постился и платил десятину. Вероятно, в любое время и в любом месте большинство людей решило бы, что он праведен перед Богом. Очевидно, так думал и сам фарисей.
К сожалению, он не только думал так о себе, но и молился самому себе. Считая, что обращается к Богу, он просто хвалил себя за то, что он совершил. Его молитва была настолько эгоцентричной, что была скорее формой идолопоклонства – поклонением самому себе. То, что в ней не было ничего от истинной молитвы, особенно видно из того, как фарисей судит других, чтобы подчеркнуть свои добродетели. Благодарить Бога за то, что он «не такой, как прочие люди, грабители, несправедливые, прелюбодеи или как этот мытарь», — значит впасть в гордое самодовольство, которое наш Спаситель осуждал на протяжении всего Своего служения. Это форма духовной слепоты, которая мешает нам видеть наше истинное состояние, наше положение перед Богом.
Какой впечатляющий контраст представляет это «молитва» с молитвой мытаря, мытаря, которого осудил фарисей. Мытарями, сборщиками налогов в то время были евреи, которые служили оккупационному римскому правительству и зарабатывали на жизнь, взимая много больше, чем требовалось. Они считались предателями и ворами, и уж точно не были среди праведников Израиля. Этот мытарь тоже пришел в храм помолиться, но совершенно иначе, чем фарисей. У него было такое сильное чувство собственной греховности, что «стоя вдали, даже не возводил глаз к небу, а бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешному!»» Это презираемый, несчастный человек действительно открыл свое сердце перед бесконечной святостью Бога. Все, что он мог сделать, это умолять о прощении, поскольку осознавал глубину своего падения. То, что его молитва была более истинной, мы знаем из замечания Спасителя в конце притчи: «Говорю вам, что этот человек пошел в дом свой более оправданным, чем тот; ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Сегодня мы начинаем Постную Триодь, а это значит, что через несколько недель начнется Великий пост, период самой напряженной духовной дисциплины в году. В предстоящий период Великого поста мы будем готовиться следовать за нашим Господом на Голгофу, чтобы затем встретить Светлое Христово Воскресение. Молитва, в которой мы нуждаемся в Великий пост и в каждый день нашей жизни, — это молитва мытаря. Молитва, которой мы должны избегать в Великий пост и в каждый день нашей жизни, — это молитва фарисея.
Если мы будем молиться, как фарисей, то никогда не войдем в сокровенную тайну спасения через смерть и воскресение нашего Господа. Если бы мы могли стать праведниками благодаря собственным усилиям, то, действительно, были бы богами, достойными собственного поклонения. Но, какой бы ни была такая религия, это точно не православное христианство.
Главный урок, которому нас учит притча о мытаре и фарисее: существует опасность, что мы, незаметно для самих себя, можем начать молиться собственной персоне, а не Богу. Поклоняться идолу, созданному нами в своем уме, с тем, чтобы чувствовать себя более комфортно в этой жизни. Нет, Господь бесконечно свят, Он есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). Как сказал Бог через пророка Исаию: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои». (Ис. 55:8). Мы не должны заблуждаться, думая, что все, что угодно нам, обязательно угодно Ему.
Фарисей создал ложного бога по своему образу и подобию, заслонившего от его внутреннего взора истинное состояние его собственной души. Мытарь сделал что-то гораздо более сложное и довольно страшное, потому что открыл свое сердце истинному Богу. Когда пророку Исаии было видение Господа в Его небесном храме, он сказал: «Горе мне, ибо погиб я! Потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами; ибо глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». (Ис. 6:5). Сборщик налогов так же молился в тот день, ощущая бесконечное расстояние между святостью Бога и своей собственной греховностью. Он не молился идолу своего воображения, который говорил бы ему то, что он хотел услышать. В тот момент он поставил под сомнение все в своей жизни, столкнувшись с Тем, Кто бесконечно Свят.
Замечая, как наши мысли блуждают во время личной молитвы и на богослужении, мы не должны удивляться тому, что молиться так трудно. Трудно открываться полностью бесконечной святости Господа. Намного легче пребывать в собственных мыслях, увлекаться любимыми развлечениями и повседневными заботами, нежели встречаться с Богом. Но тогда мы рискуем оказаться в том же месте, что и фарисей. Ибо если мы пренебрегаем подлинной молитвой, то, по сути, говорим Богу и себе, что у нас все в порядке. Это, конечно, именно то, что сделал фарисей, благодаривший за то, что он намного лучше, чем другие, особенно мытарь. Это форма духовной гордыни, которая неизбежно ведет к осуждению близких, что еще больше ослабляет нас духовно.
Вместо того, чтобы отворачиваться от молитвы из-за того, что это трудно, мы должны использовать нашу борьбу для возрастания в смирении. Когда мы не хотим молиться, когда ум наш блуждает, а особенно если мы начинаем в мыслях судить или перечислять чужие обиды, мы должны воскликнуть, как мытарь: «Боже, будь милостив ко мне грешному!», обращая наше сердце снова к Господу. Действительно невозможно молиться без смирения, ибо предстояние перед Богом требует от нас принятия той истины, что мы постоянно нуждаемся в божественной милости и исцелении. Чем полнее мы открываем свои сердца Господу в молитве, тем больше видим абсурдность того, чтобы позиционировать себя как самодовольных судей других. Вспомните, чему Он учил, говоря, что нужно вынуть огромное бревно из своего глаза, прежде чем заняться крошечной соринкой в чужом. (Мф. 7:3-5)
Какой бы внешне честной ни казалась наша жизнь, слова Иисусовой молитвы всегда говорят правду о нашем положении в глазах Божиих: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это молитва к Спасителю, а не просто мантра или фраза, помогающая собрать внимание или уменьшить стресс. Когда мы сосредотачиваемся на этих словах, открывая свое сердце Христу в смирении, мы следуем примеру мытаря из сегодняшней притчи. Он знал, что ничего не заслужил от Бога, кроме скорбей, ставших результатом его многочисленных грехов. Но, признав себя грешником, без всяких оправданий, он открыл себя безграничному милосердию Того, Кто умер и воскрес для нашего спасения. Вот так мы должны научиться молиться в этот Великий пост и в каждый день нашей жизни, если хотим вернуться в наши дома оправданными.
~ священник Филипп ЛеМастерс
ancientfaith.com