16 января после воскресной Божественной литургии было совершено молебное пение перед новой святыней Стефано-Махрищской обители - частицей мощей преподобной Евфросинии Суздальской, доставленной из Ризоположенского женского монастыря г. Суздаля по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.
Преподобная Евфросиния Суздальская - святая древней Руси, дочь князя-мученика Михаила Черниговского. Ее житие и служба были обнаружены в Стефано-Махрищском монастыре святителем Варлаамом Суздальским, Махрищским чудотворцем. Благодаря святителю Варлааму состоялось местное церковное прославление Суздальской угодницы Божией в лике святых.
Частица мощей святой Евфросинии - одной из покровительниц женского монашества на Руси, теперь находится в Троицком храме нашего монастыря рядом с ракой святителя Варлаама.
О прославлении преподобной Евфросинии святителем Суздальским Варлаамом
В 1570 году игумен Стефано-Махрищского монастыря Варлаам был возведен в сан епископа и назначен на Суздальскую кафедру.
В Суздале святитель Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, совершавшихся у гроба преподобной Евфросинии, игумении Ризоположенского монастыря. Слава о ней распространилась к тому времени далеко за пределы древнего града.
Сетуя о том, что, при множестве являемых чудотворений от мощей Суздальской преподобной, нет письменного свидетельства о ее житии, подвигах и посмертных чудесах, епископ Варлаам возымел «велие попечение» найти уже бывшее о том повествование либо того, кто сумел бы составить новое.
Вседержитель Господь, видящий тайное и воздающий явно, удивительным образом увенчал благое произволение Своего верного служителя: между 1577–1580 годами святитель Варлаам обрел древнее житие Суздальской подвижницы и прежде составленную службу в родном ему Махрищском монастыре.
Сам святитель так повествует об этом: «Однажды по пути из Москвы, преславной матери всех городов, случилось мне быть во обители Живоначальной Троицы, Стефановом Махрищском монастыре, и в книгохранительнице обрел я житие преподобной Евфросинии, написанное неким монахом Григорием, насельником обители Всемилостивого Спаса, Евфимиева монастыря».
Из Суздальского Евфимиева монастыря в Махрищскую обитель житие привез игумен Савватий, «для переписывания чудес», но по преставлении Савватия творение оставалось в безвестности.
«Стихиры, канон и житие преподобной,– продолжает святитель,– были переданы в обитель Пресвятой Богородицы, Положения честной Ее ризы... Собрав же собор архимандритов, игуменов и весь причт соборной церкви, сотворил я молебное пение... и совершил Божественную литургию. И стеклось тогда в обитель преподобной Евфросинии множество народа из города, много иноков, инокинь и людей, живущих окрест, и среди них недужные, слепые, хромые. И Господь Бог, по молитвам Пречистой Своей Матери, даровал тогда у раки преподобной Евфросинии множество явных чудес».
Установив таким образом местное празднование памяти Суздальской чудотворицы, епископ Варлаам отправился в Москву. Он возвестил царю Иоанну Васильевичу и первосвятителю Антонию о дивном обретении им службы и жития угодницы Божией, а также о чудесах у гроба ее.
Государь повелел житие и чудеса написать «в пользу читающим и слышащим», а созванный митрополитом Антонием Собор канонизовал преподобную Евфросинию и установил празднование памяти ее 25 сентября/8 октября.
Так, тщанием святителя Суздальского Варлаама, Махрищского чудотворца, состоялось церковное прославление Суздальской угодницы Божией в лике святых.
Преподо́бная благове́рная княжно́ Евфроси́ние, моли́ Бо́га о нас!