30 декабря/12 января — день обретения мощей преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Преподобный Даниил построил обитель на "скудельнице" - кладбище, где погребали бездомных, нищих, безвестных странников. Святой взял на себя труд хоронить непогребенных умерших и молиться об их упокоении.
Место, где ныне располагается Троицкий Данилов монастырь г. Переславля-Залесского, несколько веков назад находилось в значительном удалении от города. В конце XV столетия здесь хоронили умерших без церковного напутствия — бездомных, нищих, безвестных странников, а также скончавшихся скоропостижно или не своей смертью. Подобные кладбища, называвшиеся скудельницами или убогими домами, были широко распространены на Руси. Время появления скудельницы под Переславлем-Залесским неизвестно. Возможно, и само это место не стало бы известным, если бы не особый подвижнический труд преподобного Даниила.
Будущий святой родился в Переславле около 1460 года и получил в крещении имя Дмитрий. В юности он был отдан родителями в Никитский монастырь для обучения грамоте и добродетельной христианской жизни. Возжелав стать иноком, он тайно ушел в далекую Боровскую обитель, откуда шла слава о великом молитвеннике игумене Пафнутии. Там Дмитрий был пострижен в монахи с именем Даниил и прожил долгих десять (по некоторым источникам — двенадцать) лет, а после вернулся в родной город и поселился в Горицком монастыре. Именно здесь он выбирает для себя своеобразное послушание, которое несет тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города. Тела несчастных преподобный приносил в убогий дом и совершал над ними христианское отпевание. Как отмечается в житии, место это находилось напротив Горицкого монастыря и было видно из кельи Даниила. Неоднократные чудесные видения исходящего от скудельницы света и горящих над ней свечей убедили его в том, что среди неизвестных усопших немало благочестивых христиан, которых прославляет Сам Господь.
Однажды к преподобному обратились боярская семья Челядниных, поселившихся неподалеку от Переславля после скоропалительного отъезда из Москвы. По неизвестной причине они находились в опале и просили Даниила молиться об утолении государева гнева, а также отслужить молебен о здравии великого князя. Случилось так, что царский посланник с вестью о помиловании прибыл к Челядниным тогда, когда преподобный после совершения молебна находился в их имении в Первятино. Братья Иван и Василий Андреевичи, получив разрешение вернуться в столицу на службу, возблагодарили своего заступника перед Богом и спросили у Даниила, чего желал бы он для себя. Святой же отказался от каких-либо почестей и сказал: «Есть близ Горицкого монастыря Пресвятой Богородицы место, называемое Божедомское. Многие гробы покоятся там, потому что много лет погребались там бесчисленные тела христианские, скончавшиеся от различных смертей; и никогда не бывает на том месте о стольких душах ни поминовения, ни приношения, ни службы, ни кадила, ни свечей; прилично вам ныне позаботиться, да будет там поставлена церковь Божия, чтобы совершалась о тех душах божественная служба и было бы возношение о них». Просьба Даниила была выполнена — Челяднины не только получили благословение на постройку от митрополита, но и помогли преподобному заручиться грамотой о владении скудельничей землей.
Свято-Троицкий Данилов монастырь
|
В 1508 году на Божедомье был построен деревянный храм во имя Всех святых. Посвящение храма было выбрано не случайно —традиция празднования дня Всех святых восходит к празднику святых мучеников раннехристианского времени, когда Церковь стремилась не оставить ни одного из скончавшихся за веру без дня памяти и почитания, даже если их имена и дни смерти не были известны. Освящение церкви состоялось при большом стечении жителей Переславля и окрестных сел, радовавшихся о благоустройстве этого ранее безлюдного места. Преподобный хотел поставить здесь только мирского священника и пономаря, но поскольку нашлись желавшие жить при этом храме иноческой жизнью, то постепенно вокруг небольшой Всехсвятской церкви начинает образовываться одноименный монастырь. В поисках пропитания и приюта сюда стали приходить нищие и больные, получая от Даниила все необходимое. Спустя некоторое время была построена деревянная монастырская трапезная с церковью Похвалы Пресвятой Богородицы.
Глубоко чтивший преподобного как молитвенника и праведника, царь Василий III несколько раз посещал новую обитель, выезжая с царицей на богомолье. По его личной просьбе Даниил становится настоятелем Всехсвятского монастыря. Когда у царской четы родился долгожданный наследник престола, преподобный направляется в Троице-Сергиев монастырь, где у мощей Сергия Радонежского вместе с блаженным старцем Кассианом Босым становится крестным отцом будущего царя Ивана IV (Грозного), принимая его от купели.
В 1530-1532 годах на средства Василия III, пожертвованные в честь рождения сына, в Даниловом монастыре возводится каменный храм — одна из древнейших сохранившихся построек Переславля. Строительством руководил известный ростовский зодчий Григорий Борисов, работавший до того в Борисоглебском и Калязинском монастырях. Новый храм Данилова монастыря был освящен в честь Пресвятой Троицы, а в дьяконнике устроен придел Иоанна Предтечи — небесного покровителя царственного крестника Даниила. Возможно, посвящение монастырского собора было продиктовано личным заказом царя, однако несомненна отразившаяся здесь связь праздника Троицы с традиционными для Руси крестными ходами на скудельни. По посвящению главного престола монастырь также переименовывают в Троицкий.
Преподобный Даниил Переславский
|
Существуют свидетельства, что уже в конце XVI века преподобный почитался среди братии как святой. Его житие было написано вскоре после его смерти его учеником — будущим митрополитом Московским Афанасием.
1653 году патриарх Никон направил в Данилов монастырь грамоту: «Били есте нам челом, что у вас в монастыре наставник обители, преподобный Игумен Даниил при животе и по преставлении многия чудеса показал». По распоряжению патриарха были освидетельствованы и переложены в раку честные мощи преподобного и установлено его общецерковное почитание два раза в году — 7 (20) апреля, в день кончины, и 30 декабря (12 января) в день обретения мощей.
В 1662 году монастырский келарь Савва нанял для украшения интерьера Троицкого храма артель художников, во главе которой стоял Гурий Никитин Кинешемцев. Это был выдающийся мастер монументальной живописи и иконописи второй половины XVII века, один из самых прославленных художников Оружейной палаты. Работа по созданию живописного убранства Троицкого собора растянулась на несколько лет и совершалась с перерывом.
Состав святых, включенных в роспись, свидетельствует о незаурядности программы стенописи, обусловленной монастырским характером памятника. Ростовые образы Антония и Феодосия Печерских, почитающихся как основоположники русского монашества, обрамляют алтарную апсиду по сторонам. Здесь же располагаются круглые медальоны со святыми основателями русских монастырей. На столпах представлены избранные святые князья, мученики и преподобные, в том числе преподобный Даниил, который словно благословляет всех входящих в храм. Одна из основных тем росписи стен храма — спасение праведников, которая звучит и в ветхозаветных сценах, где Господь является Аврааму и изводит из Содома Лота, и в цикле, иллюстрирующем Откровение Иоанна Богослова. Поражающие насыщенностью действий фрески уподобляют стены храма открытой книге, предвозвещающей Божий суд.
Роспись Троицкого храма. Фрагмент
|
Судьба Троицкого монастыря в XX веке похожа на судьбы других русских монастырей, переживших разорения. В 1923 году он был закрыт, монахи выселены, а мощи преподобного Даниила изъяты. На территории обители трудами историка М. И. Смирнова был организован музей, куда из закрывающихся усадеб и церквей свозились предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Вскоре собранную коллекцию древностей переместили в бывший Горицкий монастырь, а М. И. Смирнова арестовали и сослали в Туруханский край.
В 1930-е годы помещения бывшей обители стали занимать частные квартиросъемщики, в дальнейшем большинство построек монастыря занимала машинно-тракторная станция, а также заготконтора.
Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря была начата лишь в 1960-е годы.
В 1980-е годы начата реставрация стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов.
В 1993 году монастырь был передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении.
В 1994 году мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель на скудельнице. Ныне в возрожденной обители вновь действуют храмы, а помолиться у мощей основателя обители Даниила Чудотворца приезжают многочисленные паломники.
Преподобне отче Данииле, моли Бога о нас!
nsad.ru