Торжество всемирной радости празднует сегодня наша Церковь — Рождество Госпожи нашей Богородицы. В одном из прекрасных тропарей праздника Она именуется «корнем рода нашего» (2-й тропарь 9-й песни канона). И действительно, Всесвятая наша Богородица есть новый корень, который среди бесплодного мира, в его неплодородной почве, в духовно мёртвой его среде, смог принести нам цвет жизни — Спасителя Христа. Без этого нового корня человечество не смогло бы возрастить сладчайший плод — Христа, Спасителя нашего. И поэтому Её Рождество, как начало воссоздания человеческого рода, является причиной всемирной радости.
Мы не должны забывать также о том, что для существования этой всемирной радости оказали содействие две простые и смиренные души. Святой Иоаким и святая Анна. Они служили Богу таинственно в сердце своём. Они с доверием и молитвой повергали свою боль о бесчадстве перед Богом. И благодаря их служению Богу, благодаря доверию, которое они имели к Богу, благодаря тому, что они посвятили Ему всю свою жизнь, благодаря чистоте их сердец, благодаря их простоте и смирению, свершилось великое чудо. От прежде бесплодных родителей произошло прекращение общечеловеческого неплодия. «Там, где хочет Бог, побеждается естества чин» [1]. Ни философы, ни политики, ни другие известные вожди человечества не могли разрешить бесплодие человеческой природы. Ему положили конец две простые и смиренные души: Иоаким и Анна.
Подумать только: сколь великие дела могут происходить с простыми и смиренными людьми. Мир их не почитает, поскольку он не обладает критериями, чтобы оценить духовные подвиги такого рода. Он часто ничего о них не знает, а если и знает, то с презрением относится к ним.
Но когда люди посвящают себя Богу, когда души их освящаются и очищаются, когда они молятся и живут ради Бога, тогда Бог может воздвигнуть от этих простых и смиренных душ нечто весьма великое для всего мира, что и случилось со святыми Иоакимом и Анной. Святые Иоаким и Анна не знали, какой плод принесёт их смирение, их святое супружество, их непорочный брак, их послушание Богу, их горячее устремление и вера. Но как раз в таких случаях Бог и совершает великие дела, как уже было сказано, для всего мира.
Мы ублажаем сегодня святых Иоакима и Анну и благодарим их, потому что их скромный брачный союз, проходивший в молитве, чистоте и святости, стал причиной, чтобы в мир пришёл цвет девства — Госпожа Богородица, Матерь Избавителя.
И мы тоже таинственно, сердечно, в богослужениях и молитвах участвуем в этой всемирной радости. Мы поклоняемся — как поётся в песнопениях нашей Церкви — пеленам, которыми была обвита по рождестве Своем Госпожа наша Богородица. Мы благодарим Её, ибо Она от чрева матери, с рождения, посвятила себя Богу. От самых своих детских и младенческих лет Она всецело отдала себя Богу. И тем самым, став продолжением святости праведных Иоакима и Анны, богодухновенных и боговещанных своих родителей, и Она тоже стала «богопрозябенным плодом» девства, Материю Искупителя.
И сегодня, в день Её Святого Рождества, мы Её молим, чтобы Она, Избавившая от бесплодия род человеческий, помогла бы и нам преодолеть неплодство греха.
Ибо человеческий род был поистине бесплоден. Люди по своему естеству рождали множество детей, но единственное Дитя, которое им следовало бы родить, они родить не смогли. Они не смогли породить Бога. И потому, хотя мир и производил много детей, он оставался духовно бесчадным.
Всесвятая наша Владычица разрешила бесплодие человеческого рода — родила Сына Божия. Поскольку же Она родила Сына Божия, пусть Она Своим благословением и предстательством сподобит и нас — тех, которые идут по Её стопам и по стопам Единородного Её Сына — преодолеть бесчадство греха и нашу человеческую природу, бесплодную вне Духа Святаго. И чтобы Она соделала нашу природу, удобренную Благодатью Святаго Духа, способной рождать святые добродетели и быть плодородной, плодоносной и духовной. И да удостоится наше естество той славы, какую ей даровал Бог при творении. Потому что Бог не создал человека для того, чтобы он был смертным, неспособным ни к чему доброму и бесплодным, но создал его, чтобы он был живым, плодоносящим и способным творить. Чтобы человек созидал святость и рождал в своём сердце Самого Христа. Чтобы каждый человек был Христоносцем, подобно Госпоже нашей Богородице, которая стала первым Христоносным человеком, который явился на земле.
Её святыми молитвами и ведя свою личную борьбу со грехом, да последуем и мы с вами по стопам Богородицы. Будем надеяться, что если и мы будем подвизаться, то не останемся неспособными к добродетели, но принесем добрый плод в свое время.
[1] См. догматик 7-го гласа «Мати убо позналася еси».
~ Архимандрит Георгий (Капсанис), монастырь Григориат, Святая гора Афон, 1988 г.
Перевод и редакция «Трость Скорописца»