Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение и слова Христа Спасителя говорят о том, что подобно тому, как невозможно, неудобно пройти верблюду сквозь игольное ушко, так невозможно богатому войти в Царство Божие. Но вместе с тем мы видим примеры из жизни, когда богатые люди наследовали явно Царство Божие.
Олимпиада диаконисса, ближайшая помощница святителя Иоанна Златоустого, она была богатейшая женщина, и она наследовала Царство Божие – она святая. Мария Серпуховская – мама Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, героя Куликовской битвы. Ведь она была очень богата, до трети Кремля принадлежало ей, а вместе с тем - она святая. И множество других примеров. Архимандрит Симон Смоленский. Он был богат, но он пришел к преподобному Сергию и все свое богатство принес ему. Много и других примеров мы знаем: благочестивые цари, князья, купцы, дворяне и нынешние современные богатые люди – они богаты, но вместе с тем про них нельзя сказать, что им неудобно войти в Царство Божие. Так о чем же говорится в Евангельской притче?
Здесь два плана. Первый – материальный. Помните слова в Священном Писании: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). То есть когда человек не прилагает своего сердца к тому, что он имеет или не имеет, такой человек не зависит от своего земного богатства. Но если подумать, богатый – это не тот, у кого много, богатый – тот, кому хватает того, что у него есть. И бедный - это не тот, у кого мало, беден тот, кому не хватает и хочется большего. И очень важно здесь то, как человек расходует свои средства. Когда он живет ради денег, богатства – это несчастный человек. Когда он свои богатства использует во славу Божию – это счастливый человек. И столько у нас примеров людей, которые живут для того, чтобы зарабатывать деньги, но вместе с тем главное в их жизни – благотворительность. И не только церковная благотворительность. Есть люди, которые благотворят театру, искусству, каким-то другим сторонам общественной жизни, но это счастливые люди, и они не рабы своих денег, своего богатства, они – хозяева.
Но, а к нам, к тем, кто оставил все, какое это имеет отношение? В духовном плане очень простое. Под богатством подразумевается не только материальное благо, под богатством подразумевается наше знание, наше высокоумие. Ведь мы страдаем больше всего, наверное, не от болезней, а от своих помыслов, от своих бесконечных прилогов, которые нам прирожаются. И человек думает, что он богат своим знанием, он думает, что он богат тем, что он читал, слышал, и это богатство мешает ему идти за Христом. А для того, чтобы идти за Христом нужно отречься от своего богатства, то есть от своих знаний, от своего представления о мире. Ведь не зря Господь говорит, кто не примет Царство Божие, как сие отроча, тот не войдет в него. И далее Господь неоднократно указывает на детей и говорит: «таковых есть Царство Божие». То есть тогда, когда мы становимся простыми по отношению к своему пониманию мира, когда мы отказываемся от своего, а доверяем Богу – это и есть отказаться от своего богатства, от своего ума, от своих знаний: я уже не верю, а доверяю Богу. Ибо высокоумие – чадо всех ересей. И стоит человеку только поверить своим помыслам, только поставить себе цель приобщиться к большему знанию, как гордыня воспрепятствует ему войти в Царство Божие, воспрепятствует ему принять слова Христа.
Каждый из нас что-то читает: очередные откровения науки, техники, ученые сказали то или другое - и это тоже мешает нам последовать за Христом. И блаженны мы, когда чистым сердцем, отказавшись от всякого знания, идем за Ним. Когда я знаю, то я уже не верю, а когда я верю, то я уже не знаю. И очень важно прилагать свое знание к материальному миру, к трудам, которые нужны нам для поддержания нашего физического благосостояния, но не прилагать наши знания к вопросам веры. В вере мы должны быть просты и доверчивы, как дети. Верить и не сомневаться. И блажен человек, который материальные блага расходует во славу Божию, блажен человек, который свои интеллектуальные познания не переносит на мир духовный, а занимается этими познаниями в мире материальном, а во всем, что касается веры, он бывает простым и открытым.
Рассказывали историю, которая произошла со знаменитым физиологом Иваном Павловым. Будучи в Ленинграде, он переходил улицу и увидел храм и, глядя на храм, он перекрестился, а на посту стоял дородный краснощекий деревенский такой детина - милиционер. Он посмотрел на Павлова и сказал: «Во деревня». То есть милиционер больше знал, чем физиолог. У него были «великие знания», но несчастен был этот милиционер. И сколько таких «милиционеров» сегодня в форме, без формы. Гордыня, надменность, псевдообразование делают человека гордым. А гордость – это главное препятствие для веры. Гордость – это то из-за чего мы никогда не сможем пройти через те самые игольные уши. Нам нужно отказаться именно от этой гордыни и восприять Царство Божие, Евангелие, слова Христа просто и по-детски. А в земном плане трудиться и умножать свои богатства, но расходовать их благословенно и не быть их рабами, а быть хозяевами. Благословен Бог наш, умудряющий нас на всякое время жизни нашей.