Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, дорогие братия и сестры, возсиявает нам паки чудный, кроткий свет Богоматерних тайн. Сегодня приводится Всенепорочная Дева в обиталище Всецаря Бога. Сегодня Честнейшая Святыня, яко трилетняя юница, вводится во Святая святых.
И мы дивными церковными песнями пророчественно призываемся очами духовными созерцать сие небошественное восхождение, в котором Деву Марию провожает Церковь Ветхозаветная и встречает ликами ангельскими Церковь Новозаветная, ибо Сама Приснодева есть этот Завет Бога с человеками – ветхий, и новый, и вечный. И первосвященник Захария, по чину Ааронову, передает сие нетленное Сокровище чистоты и девства грядущему в мир Первосвященнику по чину Мелхиседекову – Иисусу Христу.
Ветхозаветный храм во всех подробностях своего устройства, указанных Самим Богом Моисею, представлял собою лишь прообраз, преддверие грядущего богоявления. Истинным местом богоявления, живым храмом Божиим, имел стать сам человек через воплощение Богочеловека, и этим священным храмом Духа Святаго является днесь Дева Мария, в Богоматернем предзачатии Сына Своего. И этот день озаряется первыми тихими рождественскими светами: "Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите..."
Древний ветхозаветный храм упраздняется сегодня с явлением храма одушевленного. Однако это упразднение означает не отмену, но исполнение прообраза в явлении Образа: "В храме Божием ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает". Сама Дева есть Храм во храме, его истинная Святая святых, одушевленный Божий Кивот. И с Ее явлением во храме все принадлежности ветхозаветного служения приобретают свой истинный, сокровенный смысл, и ветхозаветное служение становится служением в Духе и истине. Ибо Она, Пречистая Дева, есть тайная Дверь, созерцаемая Иезекиилем пророком, запечатанная Духом Святым, вводящая нас во Святое святых Божией любви.
Она есть Святая Трапеза, на которой тайно приносится безкровная Жертва, и в жертву непорочную приносится весь человеческий род, с его нуждами, его скорбями, и болезнями, и прошениями. Она есть та златая Кадильница, имущая разжженный угль Духа Святаго, еюже возносится, как дым благовонный, молитва всех святых (см. Откр. 8,4). Она – златая Чаша спасения, которую мы на всякий день возносим со благодарением о всех и за вся, и из которой трепетно причащаемся. Она – Жезл Ааронов, прозябший нетленными цветами кротости и смирения, девственной чистоты и целомудрия. Она – Руно Гедеоново, орошенное слезами милосердия и сострадания. Она – Светильник златозарный неугасимой Божественной любви и пламенной молитвы, горящий у Престола Божия. Она Сама есть тот херувимский Престол, на котором тайно почивает Агнец Божий, закланный прежде сложения мира. Она – Ковчег одушевленный Нового Завета, имущий в себе не каменные скрижали, но живое Слово Отчее, воплощенное вечное Евангелие. Она Сама – тот нерукотворенный Храм Божий и Селение светозарное крестной славы Божией.
И вхождение Ее во храм было высшее посвящение, какое возможно для человека. Ибо первосвященник ввел Ее туда, куда он мог входить только раз в год, и то с кровью очистительною, во Святая святых. Пресвятая Дева сим вхождением приняла власть и честь, свойственные священству ветхозаветному, а за сим в Небесной славе Своей и первосвященство новозаветное как моление и ходатайство о спасении всего мира жертвою Богоматерних слез Своих. Как Сын Ее – Архиерей по чину Мелхиседекову, приносящий Сам Себя, кровию Божественной, в жертву непорочную о жизни всего мира. И Она носит омофор первосвященнический, которым милостиво осеняет все народы земли, как это было явлено в видении блаженному Андрею. Но для Нее, уже тогда, когда Она была трехлетней Юницей, это посвящение совершилось, как подобает, жертвенным путем, оно было добровольной смертью души, самозакланием Богу. Она уже отдалена от дома, от семьи, оторвана от родительских объятий. И Ее восхождение по ступеням храма Иерусалимского вело НЕПОСРЕДСТВЕННО и непрерывно через все скорби, болезни и подвиги к Голгофе, к стоянию у Креста, к мечу в сердце, к жизни, состоящей из непрестанного ряда жертв.
И всех, идущих Ее путем, зовет Она к этому крестному посвящению. Жизнь наша должна быть непрестанным умиранием для Господа. И да вдохновит нас на это сие дивное, трогательное до слез видение: маленькое, хрупкое Существо, трехлетняя Девочка, мужественно и мужеумно, с невозвратным желанием, идет на сию великую Жертву любви.
Дорогие мои братья и сестры, надо возгревать в сердце своем волю к высшему посвящению себя Богу, готовность к жертве, умиранию для Господа, а этого не будет, пока сердце наше вяло, робко и хладно. "Кто близ Меня, тот близ огня", – сказал Господь, и: "совершенная любовь изгоняет страх" и рождает нетленное, мученическое, пламенное, творческое вдохновение идти за Агнцем Божиим "куда бы Он ни пошел..." (Откр. 14, 4).
Вхождение во храм Приснодевы не есть лишь одно из ряда событий Ее жизни. Посему и относительная историчность этого события не так важна. Ибо глубже, мистически, пророчески ныне празднуемое Введение во храм Пречистой осуществляется как бы вне времени, как исхождение из тьмы к свету, как укоренение творения, освященного человека, как царя и иерея, в Боге Святом. В нем, в этом восхождении, заключена и великая святыня человеческой детскости, со всеми в ней таящимися возможностями, упованиями и вдохновениями. Из золотых сокровенных недр утраченного рая сие маленькое, непорочное, беззащитное Существо совершает ныне Свое восхождение во Святая святых и приносит Свое чистое, святое детство как самое прекрасное, самое драгоценное, что может быть в человечестве. И к Своему детству Она призывает в храм сегодня, прежде всего, всякое детство, всех наших тихих голубоглазых русских детей и детей всего мира, о которых Она присно милосердует и плачет как нежная и Всемилостивая Мать.
Но и всех нас, всех людей, которых Христос сотворил царями и иереями Богу и Отцу Своему, Пречистая зовет ныне входить непорочно вслед за Ней во Святая святых, служить Богу, в преподобии и правде, вся дни живота нашего. И это есть дивный, литургический призыв сего праздника – устами Приснодевы призывает нас Церковь: "Станем добре, станем со страхом, в доме Бога нашего, святое возношение жизни нашей богоугодной в мире и любви приносити". Тогда только раз в год входил первосвященник во Святое святых, ныне, благодаря Приснодеве, каждый день входим мы туда и уже непосредственно, лицом к Лицу, предстоим Богу, и созерцаем Лице святаго возношения, и становимся причастниками божественной Жизни, через Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые дает нам Пресвятая Богородица Мария. Итак, да будет, братия, вся наша жизнь непрестанной вдохновенной Литургией, непорочным служением Святым и Небесным Тайнам Христовым, к сему призывает нас сегодня Пресвятая Дева.
И наконец, братие, вхождение во храм есть нарочитый наш, сугубо монашеский праздник, как переход от деятельной жизни к созерцательному безмолвию, образ которого дан в пребывании Пречистой во храме: молитва непрестанная, познание Небесных таин, питание хлебом ангельским, что есть: богомыслие, чистота и пламенное горение любви Херувимов и Серафимов. "Иже Херувимы, тайно образующе, всякое ныне житейское отложим попечение", – такой призыв, слышится нам в нынешнем празднике. Введение во храм есть образ иноческого посвящения, приятия Первоинокиней ангельского образа. Она освятила Собою образ иноческого, девственного, пламенного, молитвенного предстояния пред Богом в сокровенности сердца, который нам надо возгревать в себе на всяк день. Мы все когда-то совершили свое посвящение Богу – через крещение, через монашеский постриг, через рукоположение, и пусть образ Приснодевы, образ всежертвенного посвящения в беззащитности и детской невинности своей, напомнит нам о том, к чему это нас обязывает. Это нас обязывает любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всем бытием нашим и служить Ему и брату непрестанно, всежертвенно, в непорочности и пламенности сердца, как служила им Пречистая Дева в Своем Крестном Подвиге. И да поможет и вдохновит нас Она, Пречистая, Прекрасная, Дивная Богоотроковица, в нашем крестном служении и крестном посвящении Господу.
О Пресвятая Дева, Богоотроковица Дивная, Ты Сама еси Святая Святых, осененная златозарными Серафимами и Херувимами, окропи и нас чистыми слезами покаяния и умиления, да возможем непорочно и пламенно внити в сокровенное место Божественной любви. Сохрани путь служения нашего, священнического и монашеского, святым и непорочным и сподоби с Тобою, Твоими пречистыми устами, Твоими непорочными слезами, даже до конца, ходатайствовати о спасении всех детей земли, ихже возлюбила еси, Матерь Всенежная и Всемилостивая. Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель), 4 декабря 2009 года Валаамский монастырь