Сегодня Церковь благоговейно чтит память святителя и чудотворца Николая. Она именует его «скорым помощником, всех предстателя и великим заступником, сущим на земли и в море плавающим, утешением скорбных и сущих в бедах прибежищем».
Святитель Николай родился в городе Патаре Ликийской области. Ныне это район входит в состав Турции. По происхождению он был ликийцем - представителем древней народности, населявшей эти места с незапамятных времен. Ликийцы имели собственный алфавит, письменность, язык и культуру, но позже были ассимилированы греками. Интересно, что ликийцы почитали женщин более, чем мужчин и вели свой род по материнской линии. Наследство передавалось дочерям. Гражданские права также определялись матерью. Когда в житии Святителя Николая мы читаем о том, как он помог выдать замуж трех дочерей в конец разорившегося отца, намеревавшегося торговать ими, мы понимаем, что Святитель спас его не только от греха и позора, но и гражданские права будущих внуков этого человека, так как дети блудниц у ликийцев считались незаконнорожденными.
Ликийцы были терпеливым и выносливым народом. Климат Ликии был капризным, и с июня, после сбора урожая, ликийцы поднимались в горы, спасаясь от засухи. Позже Ликия, потеряв автономию, вошла в одну из провинций древнеримской империи, а затем стала частью Византии.
Такова была историческая и культурная среда будущего Святителя Христова Николая, которого русский народ неизменно воспринимал как своего русского небесного покровителя. Всеобщее почитание Николая Чудотворца среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Святитель открыто, решительно и смело выступал в защиту угнетенных, невинных, заступался за неправедно осуждаемых и гонимых, помогал оставленным всеми и беззащитным. Такое отношение Святителя к людям было особенно близко русскому народу.
Почти в каждой православной семье на Руси есть его икона. О степени почитания народом святителя Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. С самых древних лет ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как Николаю Чудотворцу. «Всякому во всякой потребе готовому помощнику», как поется в акафисте.
Первый русский князь-христианин, киевский князь Аскольд, был крещен во имя Николая Чудотворца святым Патриархом Фотием более чем за сто лет до Крещения Руси. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая.
Древний составитель жития Николая-Чудотворца пишет о нем: «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».
Вы все хорошо знаете его житие и нет необходимости приводить многочисленные примеры его благодатного предстательства и помощи людям.
Святителю Николаю на Руси молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры.
Это особенно актуально сегодня, когда православная вера становится объектом политики людей, часто именующими себя православными, а на деле отстоящими от чистоты Православия, как небо от земли.
Отмечу только, что жизнь Святителя продолжают исследовать и его живой облик не пропадает в веках, он становится нам все ближе. Есть даже специальное направление науки — николаеведение. В этих исследованиях принимают участие не только российские ученые, но и исследователи со всего мира. По разрешению Ватикана были исследованы его мощи в гробнице. Относительно недавно был реконструирован реальный внешний вид Николая Чудотворца, который оказался очень похожим на его изображения на древних иконах.
Как показали исследования мощей, Святитель был строгий постник - питался только растительной пищей, и болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пребывал в заключении в тесной и сырой тюрьме. Известно, что в житие Святителя Николая Мирликийского попала часть жития другого святого, тоже Николая, но Пинарского, жившего также в Ликии двумя столетиями позже. Российские исследователи по благословению Патриарха Алексия II издали новый текст исправленного жития Святителя Николая.
Мне трудно говорить о святости и подвигах такого человека, всякое слово о нем как о пастыре, или о монахе, подвижнике благочестия, или просто, как о христианине, обличает мое недостоинство и всякого расслаблено живущего христианина. Как поется: «удобее молчание, чем говорить о святом». Но все же, как бы не было нам стыдно, мы должны взирать на веру и жизнь Святителя, размышлять и говорить о ней. Для того хотя бы, чтобы у нас возникло чувство покаяния, если мы не способны подражать ему в его благочестивой жизни.
Какова главная черта облика Святителя Николая, его жизненного пути? Первое, что бросается в глаза - это его самоотверженность, отречение от себя, от своего «я» во имя заповеди Христовой, во имя любви к Богу и ближнему. Не скорбные обстоятельства, которые ожидали его за те или иные поступки, было важным для Святителя, но действовать в Духе Христовом. Свое «я» он распял на кресте Христовом: как Сын человеческий распялся воле Бога-Отца, так и Святитель Николай распял свою волю заповедям Сына Божия.
И в этом самораспятии заключается тайна христианского подвига, тайна креста, который порождает ту таинственную силу Божию, всегда соприсутствующую ученикам Христовым. Эта сила и делает их чудотворцами, дарует им великое дерзновение и премудрость, исполняет их бесконечной любовью к ближним. Об этой силе говорит Святой Григорий Палама: «в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность».
Будем и мы, братия и сестры, изучать жития и крестный путь угодников Божиих, размышлять о них, сравнивать путь своей жизни с их жизнью. Замечать, с каким доверием к Богу они принимали все жизненные невзгоды и проблемы, как они в терпении переносили все внешние и внутренние свои скорби, но не предавали Господа, не шли на сделку со страстями, даже в извинительных случаях. Воистину слово Евангелия было для них всё! Весь этот мир они положили к стопам Божиим, к заповедям Христовым.
Потому-то, во дни чествования таких великих Божиих угодников, как Святитель и Чудотворец Николай, мы с вами награждаемся радостию и надеждой на спасение. Его молитвы даруют нам божественную благодать, которая преизливается в такие дни на нас, и мы верим и молимся ему: да не оставит он нас, немощных, без своей благодатной помощи плыть в этой пучине житейского моря, и да поможет нам, помощник ходящих по морю, завершить начатый нами путь христианской богоугодной жизни в небесной гавани Царствия Христова. Аминь!
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
~ иеромонах Никон (Оганов)
valaam.ru