17 февраля/ 2 марта совершается память преподобного Савватия Тверского (†1434), пришедшего на Русь из Палестины. В пустыни преподобного Савватия был построен первый на нашей земле храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина".
Преподобный Савватий Тверской подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь преподобный Савватий приехал, предположительно, в свите святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406).
Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом.
В 1390 г. святитель Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего святителя Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина», не известную на Руси до этого времени.
В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Воро´ша, Во´рша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.
В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец (†1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие.
Икона «Савватий Тверской в молении Кресту»
|
По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни.
Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Отсюда он руководил обителью, помогал братии ставить келии, сам копал гряды для овощей, носил в монастырь воду с реки, не гнушаясь самой простой работой. Но главное, он являл в себе образ жизни во Христе, указывая своим духовным детям путь ко спасению.
Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Савватьевский храм был первым на Руси с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен у нас только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. На протяжении почти трёх столетий (до 1680 г.) храм оставался единственным в Русской митрополии.
Интересно, что появление московской церкви с посвящением Неопалимой Купине в XVII столетии связано с визитом в Москву восточных церковных иерархов, которые, узнав, что в Московском царстве нет ни одного храма посвященного иконе «Неопалимая Купина», настояли чтобы это было немедленно исправлено и только тогда в честь этой иконы был освящен один из вновь построенных в то время московских храмов.
Еще при жизни Савватия, первый храм пустыни был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором.
В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского, Во´ршинского чудотворца. Знаменательно, что чин погребения совершил другой известный русский святой, архиепископ Новгородский Евфимий, Вя´жицкий чудотворец (†1458), бывший в этот момент в Твери проездом.
Колодец прп. Савватия
|
Изначально обитель прп. Савватия была скитского или келлиотского типа. Кельи учеников располагались в лесу вокруг пустыньки с пещерой старца Савватия.
Обители исихастов везде проходили одинаковые этапы развития: келья или пещера основателя, потом скит, затем лавра, которая в случае сильного роста, как правило, превращалась в киновию, т.е. общежительный монастырь. Исходя из данных иконы «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития», видно, что именно по такому пути шло развитие Савватьевского монастыря. Трудно сказать, превратился ли он в киновиальную обитель или остался лаврой. Так или иначе, скитское и отшельническое житие сохранялось здесь очень долго, существуя параллельно с общежитием.
Подобной приверженности скитскому житию мы не встретим нигде в русских обителях. Скитской устав, видимо, имел в Савватьевой пустыни очень сильные корни. Это можно объяснить только тем, что так устроил пустынь сам ее основатель, прп. Савватий Тверской, и именно такой устав монастырской жизни был им учрежден изначально.
Надо полагать, что именно савватьевские старцы-отшельники и привлекали внимание выдающихся подвижников XV-XVI вв., среди которых были прп. Иосиф Волоцкий (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Замечательно, что последний, как и прп. Нил Сорский, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Он пришел в Савватьеву пустынь на безмолвие из Великого Новгорода в самом конце XV века, некоторое время жил в пещере прп. Савватия Тверского и затем ушел в Комельский лес, где и основал свою знаменитую обитель. Выходит, что практически одновременно прп. Нил и прп. Корнилий учились скитскому житию, только первый на Афоне, а второй в Савватьевой пустыни. Первый основал знаменитые заволжские скиты близ Белозерского монастыря, второй – лавру в дремучем Комельском лесу. Обитель преп. Корнилия Комельского отличалась тем, что вокруг нее было обустроено множество отшельнических келий и скитов. Точно так, как это было в Савватьевой пустыни.
Монастырь-скит, каким изначально была пустынь преподобного Савватия, предполагал книжную работу, как одно из главных занятий своих насельников. И, действительно, множество косвенных данных подтверждают, что Савватьево было крупнейшим тверским книжным центром XV века.
В 1693 году Савватьев монастырь был приписан к Воскресенскому монастырю на Истре Новый Иерусалим и потерял свою самостоятельность. Этот акт привел уже в начале XVIII века к тому, что монастырь фактически прекратил своё существование как монашеская обитель и в савватьевских храмах стало служить белое духовенство. В 1764 году согласно Указу Императрицы Екатерины II «о введении монастырских штатов» Савватьев монастырь был упразднён.
В 1936 году храмы Савватьевой пустыни были взорваны.
Первые шаги по возрождению поруганной святыни относятся к середине 1990-х гг.. Многочисленные случаи исцелений на святом месте после молебнов прп. Савватию привлекли внимание верующих из Твери. В пустыньку прп. Савватия потянулся народ.
Восстановленный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" savatievo.ru
|
В августе 2000 года был обретен и восстановлен колодец, который находился вблизи пещеры святого и был вырыт самим прп. Савватием в XIV веке.
В 2001 г. были начато строительство храма в честь иконы Божией Матери "Знамение".
В 2003 г. был открыт приход Знаменской церкви деревни Савватьево.
Преподобне отче Савватие, моли Бога о нас!
Источники: st-tver.ru, savatievo.ru, tvereparhia.ru