• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
8 октября 2020 года

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского

25 сентября/8 октября празднуется память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. В Стефано-Махрищском монастыре этот день является престольным праздником. Два престола в обители посвящены духовному другу преподобного Стефана Махрищского – преподобному Сергию: надвратный Сергиевский храм, построенный на месте встречи прп. Сергия и Стефана, и придел Троицкого храма.

Праздничные богослужения начались с малой вечерни с акафистом преподобному Сергию и продолжились торжественным всенощным бдением. В день престольного праздника были совершены: ранняя Божественная литургия и водосвятный молебен в Сергиевском надвратном храме, поздняя Божественная литургия и крестный ход в Троицком храме обители.


При жизни освятил своими стопами обитель Махрищскую Игумен земли Русской преподобный Сергий. Терпя скорби от братии своего монастыря, Сергий, по совершении вечернего богослужения, тайно покинул свою обитель и пришел в Троицкий Махрищский монастырь к своему духовному другу -  игумену Стефану. Встретившись, оба угодника Божия земно друг другу поклонились, и никто первым не решался благословить другого – так явил Господь великое смирение двух подвижников. Несколько дней проводит в Махрищской обители Радонежский игумен, утешаясь духовной беседой с преподобным Стефаном. Покинув монастырь в сопровождении Махрищского инока Симона, преподобный Сергий идет на реку Киржач, где основывает Благовещенскую обитель.

В 1702 году на месте встречи преподобных друзей стараниями митрополита Московского Платона (Левшина) был выстроен надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Эта небольшая церковь, бывшая в советское время клубом санатория, находившегося на территории монастыря, была передана обители в аварийном состоянии. Трудами сестер и благотворителей в 1998 году храм был возрожден.

Второй престол в честь преподобного Сергия был освящен 21 июня 2012 года в правом приделе храма Живоначальной Троицы.

Нынешний монастырский Троицкий храм, построенный в середине XIX столетия как приходская церковь, первоначально был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 2006 году храм был передан в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря.

К 2010 году церковь была восстановлена, главный престол, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, правый придел освящен во имя преподобного Сергия, дабы почтить память угодника Божия, являвшегося небесным покровителем храма на протяжении двух предшествовавших столетий.



 

Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Об очищении сердца

Мы с вами сегодня, как могли, молились, в душе прославляя преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского инока, который для России то, что праотец Авраам для древнего Израиля. От преподобного Сергия, как вы знаете, ведут свое родословие многие иноки, просветители нашей земли, покорившие благовестию Евангельскому народы Отечества нашего.

В акафисте и молитве преподобному Сергию мы слышали свидетельства о чистоте сердечной этого подвижника, чистоте, ради которой Сам Бог соделал душу его обителью святой Живоначальной Троицы.

Стяжание и обретение чистоты сердечной есть цель христианской жизни. И каждый из нас должен всегда содержать в памяти слова Господа нашего: блаженны чистии сердцем, ибо они Бога узрят. Слова эти должно понимать не иносказательно и не аллегорически. Святая Церковь свидетельствует, что достигший чистоты сердца, умными очами  созерцает невидимого Бога, чему свидетели преподобные отцы, среди которых сияет своим благочестием праведный Сергий.

Но кто похвалится чисто имети сердце, - вопрошает премудрый Соломон, царь Израилев. Действительно, начало пути к сердечной чистоте заключается в том, чтобы исповедать, уверовать, уразуметь, восчувствовать крайнюю нечистоту собственного сердца. Этим видением, этим исповеданием собственной греховности отличаются истинные христиане от христиан ложных и от тех, кто вовсе не считает себя христианами.

Действительно, по действию духа обольщения, люди, не обращающиеся сердечно ко Христу, отказываются признавать нечистоту души своей. Они зачастую и самую душу свою отрицают, не верят в ее бытие. Напротив, мера преуспеяния духовной зрелости христианина, заключается в том, чтобы видеть, чувствовать и самому себе исповедоваться в крайнем растлении своего сердца.

Приступит человек и сердце глубоко, - по свидетельству Священного Писания. Только поверхностные христиане думают, что они познали себя самих, только таким легкомысленным людям кажется, что они изведали все тайны собственной природы. Воистину приступит человек и сердце глубоко. И чем тщательнее мы стремимся исполнять Божие заповеди, чем более внимательно молимся, тем более нам открывается сокровенная нечистота нашей души.

По учению святой Церкви благодать Божия, пришедшая к нам в таинстве крещения, возобновившая в нас свое действие через таинство исповеди, прежде всего, просвещает ум человека, который называют владычествующей главной силой души. Ум - то же самое, что сторож в отношении сада. Сад - это наше сердце, но сердце живет своей сокровенной жизнью, иное дело очистить ум, иное дело очистить сердце, ум очищается быстрее, чем сердце с Божией помощью. Очищение ума есть принесение Богу покаяния в прежде содеянных грехах. Очищение ума есть усвоение православной веры во всей ее полноте и целостности, как она запечатлена в Священном Писании, Предании Матери-Церкви.

Человек, умом согласившийся с учением Церкви, молящийся Богу, старающийся не допускать безобразных мечтаний, образов, чист умом своим, но может быть вовсе еще не очищен сердцем. Сердце имеет свою сокровенную, повторяем, глубокую, таинственную жизнь. Одно дело ствол и крона дерева, другое дело - корни, уходящие в глубину почвы.

По учению святых отцов, сердце наше, зараженное грехом, хотя должно быть простым и искренним, на самом деле в не возрожденном, в неочищенном состоянии весьма многосложно.

Новичку в духовной жизни кажется, когда он сердечно помолился, что все его сердце просвещено благодатью Духа Святого. Однако, это совсем не так. Напротив, лишь только малая часть области сердечной поначалу просвещается благодатью Божией. Но наше сердце подобно айсбергу, нижняя часть которого находится во тьме. Сердце подобно вулкану, извержения которого мы наблюдаем, но сокровенные глубины которого подчас сокрываются от нашего взора. И никто пусть не думает, что он, принеся сердечное покаяние, воспомянув грехи юности своей, помолившись от души, приобрел свое сердце для Бога. Нет, но необходим постоянный молитвенный подвиг, постоянное внимание к своей душе, постоянное взывание: Господи, дай мне зрети моя прегрешения. От чуждых мне помыслов и страстей очисти меня, Господи. Пощади душу мою. И мало-помалу по благодати Божией мы обретем возможность познать нечто из сокровенной жизни сердца. Поэтому из нас никто, даже и причастившись Святых Тайн Христовых не может и не должен почитать себя очищенным, освященным, святым человеком, который мог бы почить на лаврах. Но для того мы и причащались, чтоб Сам Христос, войдя в наше сердце, осветил его сокровенную глубину, указал нам страсти, еще нами не опознанные, не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы, а может иметь внутреннее загноение.

Так вот успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести, и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу, чтобы Он Сам присущей Ему Божественной силой совершил врачевание и исцеление нашей падшей природы.

Этим-то и занимались и занимаются иноки. Успеха в этом делании достиг преподобный Сергий, который, многие годы проведя в уединении, достиг совершенного самопознания. Благодать Божия высветлила самые сокровенные, отдаленные уголки его сердца. Ему удалось, в силу крайнего смирения и молитвы, изгнать из души страсти и духов нечистых, которые пребывают, даже укрываясь от нашего наблюдения, в разветвлениях падшей нашей души.

Посему, видя в нем, в преподобном Сергии, действительно чистого сердцем человека, того, кто узрел при жизни своей Бога, будем молиться ему, идти стопами его, дабы всегда оплакивая свою нечистоту и немощь, всегда взывать вместе с Церковью: Сердце чисто созижди во мне Боже, дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня. Воздаждь мне радость спасения моего и духом владычним утверди мя.

Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!

Еще раз поздравляю вас с праздником этого величайшего Российского угодника Божия.



~ протоиерей Артемий Владимиров

hram-ks.ru