23 ноября/6 декабря Русская Православная Церковь чтит память одного их самых своих любимых святых угодников – благоверного князя Александра Невского.
Он жил в трудное время, когда Российскому государству угрожали опасности со всех сторон, и сумел он, овеянный Благодатию Божией, отразить эти опасности, где нужно было своим мечом, мужественно поражая неприятеля, а где можно – своим истинно христианским смирением.
Воспитывался он в то время, когда недавно принявший христианство русский народ особенно дорожил своей верой.
Я знаю, что многие из вас очень любят Псалтирь. Разыскивают эту священную книгу, готовы иметь ее и от нее получать то духовное утешение, которое она содержит. Эта книга на все случаи жизни.
Вам, моим слушателям, будет приятно услышать, что эту священную книгу особенно любил и Александр князь. Она была у него, как говорится, настольной книгой. Любил он и вообще красоту нашей церковной службы. И живя и трудясь на пользу и утверждение нашего земного отечества, всею душею своею тяготел к Отечеству Небесному.
Еще совсем юным, от своего отца Ярослава получил он в управление город Новгород. Это был город совершенно своеобразный, город вольный, который берег эту свою вольность и как бы гордился этим, и поэтому часто ссорился со своими князьями-правителями, иногда даже прогонял их. Но Александр сумел поладить с новгородцами. Они глубоко чтили его и еще при жизни его говорили «наш князь святой».
В ту пору нашла на Русь беда: как туча надвинулись полчища татар из Азии. Князья наши, ссорившиеся между собой, самолюбивые, обидчивые, не могли дать им дружного должного отпора, хотя и сражались с большим мужеством. Пал столичный город того времени Киев, по улицам его бродили лишь волки и лисицы, пожирая трупы убитых. Вся Русь оказалась под властью татар, которые обложили народ тяжелою данью. Направились они и к Новгороду. Но болотистая местность вокруг него и непогода заставили татар повернуть обратно...
Пользуясь ослаблением Руси, с другой стороны, с Запада, двинулись на нее еще более страшные враги – рыцари из Швеции и Германии. Татары думали только о наживе, но не дерзали посягать на душу народа, на его Православную веру. Западные же рыцари, вдохновляемые Римским Папой, хотели отвратить нас от Православия и насадить Католичество. Первыми напали на нас шведы с многочисленным войском, хорошо вооруженным и одетым в непроницаемые латы. Напали они на северную окраину Новгородского княжества, где теперь стоит Санкт-Петербург. У Александра, двадцатилетнего новгородского князя, было небольшое войско, но он решил выступить и на защиту княжества, и на защиту Веры православной. Он был благонравный князь и верный сын Православия и начал защиту с того, с чего вообще должен начинать всякое дело верующий христианин – с молитвы.
В Новгороде в соборе был отслужен торжественный молебен, были окроплены святою водою доспехи воинов и знамя их, на котором не было каких-либо гордых гербов, как у западных рыцарей, а сиял Нерукотворенный Лик Спасителя. Такой стяг впоследствии был и у Димитрия Донского, когда он шел на татар, на битву Куликовскую. То же было и у царя Иоанна Грозного при завоевании Казанского Царства.
Со своею небольшою дружиной Александр двинулся наперерез шведскому войску к реке Неве, где она бурно впадает в море. И вот стоявшему ночью на страже русскому воину было видение, которое укрепило и князя, и все его небольшое войско, укрепило надеждою на Небесную помощь. А видение было таково: по реке Неве легко двигалась лодка, от которой исходил необычный свет. В гребцах по белоснежному крылатому оперению можно было признать ангелов. Среди лодки стояли два человека в княжеской одежде; и один из них говорил другому: «Брат Глеб, поторопи гребцов, чтобы нам не опоздать подать помощь сроднику нашему Александру...» Это были святые мученики князья Борис и Глеб, сыновья святого Владимира князя, память которого (15/28 июля) была как раз в тот день.
Александр просил об этом молчать, но это его ободрило и вдохновило. Он с небольшой дружиной своей первый выступил на шведов и одержал блестящую победу, разбил шведов наголову. Несколько кораблей, нагруженных трупами убитых шведов вместо другой добычи, на которую рассчитывали гордые захватчики, уходили к себе на родину. А когда русские углубились в окружающие леса, чтобы там сразиться с врагами, то, к удивлению, находили там не живых, а уже убитых шведов, пораженных, очевидно, невидимою силою. За эту победу на берегах Невы и получил Александр прозвище «Невский». Так он вошел в историю.
Едва миновала эта беда, как надвинулась другая. Рыцари ливонского ордена опять с целью обращения Руси в католичество, напали в большом числе на западную границу новгородского края и захватили уже древний наш город Псков – родину св. княгини Ольги. И снова на защиту нашей веры мужественно встал князь Александр, и снова одержал решительную победу. Битва шла на самом льду Чудского озера, это было так называемое Ледовое побоище. После этого отхлынули назад ливонские рыцари, но через некоторое время появились почти там же литовцы. И над ними одержал победу Александр. Как легко было бы возгордиться после этого человеку, приписав себе самому часть этих успехов, но у Александра было истинно христианское смирение. Успех во всем видел он не в своих заслугах, а в помощи свыше. Всю надежду во всяком деле возлагал он на Бога, и Ему воссылал благодарение после каждой победы.
Особенно проявил он мудрое смирение в сношениях с татарскими ханами. Александр понимал, что борьба с татарами для русских пока непосильна, и поэтому старался не раздражать ханов.
Когда его вызвали к Батыю в Золотую Орду, он готов был поклониться хану, выразив ему покорность, как победителю, но твердо решил не исполнять никаких языческих обрядов. Татары требовали от всех поклонения идолам, пройти сквозь очистительный огонь, для того, чтобы (как думали они) обезопасить хана от дурного глаза.
Незадолго перед тем за отказ исполнить эти обряды были замучены в орде князь Михаил Черниговский со своим боярином Феодором. Так же пострадал и князь Михаил Тверской. То же могло постичь и Александра. Он ехал с тревогой, перед отъездом причастился Святых Таин и готовился к смерти, но Батый так хотел увидеть этого храброго, прославленного в боях на всю Европу мужественного красивого богатыря живым и невредимым, что приказал жрецам своим, как исключение, не требовать от него исполнения этих обрядов.
И, когда вошел в его палатку Александр во всей своей красе и склонился перед ним до земли, приветствуя его как властелина, которому Бог по попущению Своему вручил Землю Русскую, Батый, жестокий, но умный, сказал ему: «Много я о тебе слышал, но то, что вижу, превзошло ожидание, это неподвластно представлению». Действительно это был русский красавец, живой сказочный богатырь, на голову выше ростом самого высокого воина своих дружин, голос у него был, по словам летописца, такой сильный, что ему не требовалось трубы во время сражений для подачи команды, сам голос звучал, как труба.
Александр с первого раза произвел на Батыя очень хорошее впечатление, хан одарил его подарками, дал ему право на великое княжение над всею Русью и послал за озеро Байкал к своему родственнику к главному хану всех этих татарских орд, желая, чтобы он познакомился с русским богатырем. И отправился Александр в далекий нелегкий путь. И наши современные ученые географы утверждают, что одним из первых европейцев посетил он те места, от них ревниво оберегаемые.
Возвращаясь оттуда, утомленный таким длинным путешествием (тогда ведь не было ни самолетов, ни поездов) Александр по дороге узнал, что Батый скончался и на место его вступил в управление Ордой и всею Русью другой хан, исключительно алчный и жестокий.
Он увеличил налоги, которые платили в орду русские, ужесточил к ним отношение. Выведенные из терпения русские люди во многих городах избили, а кое-где и убили татарских чиновников. Разгневанный хан решил расправиться с русскими. Он стал собирать войско, чтобы наказать непокорных подданных. Несмотря на утомленность от длительной поездки в Азию, князь Александр отправился умилостивлять разгневанного хана. И удалось ему это. Он убедил хана не идти новой войной на Русскую Землю, пообещал в будущем покорность. На обратном пути в родные края, немного не доезжая до своего стольного града Владимира, Александр тяжело занемог. Почувствовав приближение смерти, он пригласил к себе игумена близлежащего монастыря и просил исполнить его заветное желание – постричь в монашество. Его постригли в схиму с именем Алексий, и он вскоре скончался.
В момент смерти его митрополит Владимирский Кирилл служил Литургию в соборе. Но ничего не зная об участи князя, он получил от Бога откровение о его кончине. Видел он, как ангелы несли душу князя на Небо. Заплакал митрополит, вышел к народу и с горечью сказал: «Закатилось Солнце земли Русской». Все недоумевали. Тогда митрополит разъяснил свои слова и весь храм наполнился рыданием.
Люди в своей горести взывали: «Погибаем! Господи, помилуй! Погибаем! Помилуй нас!..»
Через 9 дней привезли тело Великого князя из Городца, где он скончался, во Владимир. Для погребения гроб внесли в церковь, где погруженный в горе народ собрался в великом множестве. Служили заупокойную службу. И когда уже в конце духовник Александра хотел положить в гроб к нему разрешительную молитву, на глазах у всех совершилось поразительное чудо. Застывшая рука покойного (это был 9 день после кончины и время зимнее, 30 ноября старого стиля) поднялась и приняла грамоту разрешительную и прижала ее к своей груди. Все видевшие, стоящие близ гроба, – ужаснулись и все видели в этом знамение того, что Господь принимает душу праведника в Свои Селения и прославляет Бога дивного во святых Своих.
...С того времени и стали вкладывать разрешительные молитвы в руку покойника, до этого же ее просто клали в гроб... Видя такое чудо, горесть несколько притупилась, люди считали, что теперь перед Богом будет у них свой печальник и заступник. И в самом деле многократно после своей смерти проявлял святой Александр свою заботу о родине. Он являлся: то во сне, то в видениях нашим полководцам в дни суровых испытаний и укреплял их, и вдохновлял их на борьбу с захватчиками.
Когда Петр I основал на севере город Петербург, то распорядился торжественно перевезти нетленные мощи своего предка в новую столицу. И когда приближалась гробница с мощами Александра, встречать ее вышло множество народа. Звонили колокола всех церквей. Встречать вышло все духовенство, государственные деятели, войска.
Святые мощи были поставлены в только что основанной тогда Александро-Невской Лавре. Царь понимал, что народ только тогда и полюбит город новый и приживется в нем, если там будет какая-нибудь древняя святыня. Так и было. Пребывание святых мощей Александра и других святынь утвердило славу новой столицы...
В дни последней войны князь Александр Невский оказывал тоже помощь защитникам. В воспоминание о его ратных подвигах был учрежден орден его имени со словами на ордене: «Наше дело правое, мы победим!» Это несколько измененные слова самого Александра. Когда он шел на врага, то призывал защитников и вдохновлял их на правое дело словами: «Не в силе Бог, а в правде!» Эти слова первоначально были высечены на ордене святого Александра. Народ русский любит и чтит память святого. Поучимся и мы у него и мужеству духа, и благородству души, и благоразумию, и осторожности, и великому смирению. Эта добродетель смирения проходит через всю его жизнь, но особенно трогательно, что перед смертью он принял чин монашеский, желая предстать пред Богом не в порфире и великокняжеском венце, а в мантии и клобуке смирения... Молитвами его да сподобит Господь и нас достигнуть сию спасительную добродетель и непостыдно вселиться в селения праведных. Аминь.
Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!
~ архимандрит Исаакий (Виноградов)