• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
28 августа 2020 года

Успение Богородицы – преставление к Жизни

Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю. Пасху для нас подготавливает Госпожа Богородица – славный переход от смерти к жизни. Вторая Пасха – поистине святая, непорочная, животворящая для человеческого рода, так как сегодня «побеждаются естества уставы».

«Как может источник жизни идти к жизни через смерть?» – восклицает святой Иоанн Дамаскин. Смерть «живоначальной Матери» Господа превосходит само понятие смерти, и поэтому именуется не смертью, но «Успением», «святым преставлением» и переходом к Богу. Даже если это событие называют смертью, смерть эта – живоносная, так как переносит к бессмертной небесной жизни.

Успение Богородицы, как неоспоримый факт, сохраненный святым преданием, воплощается в православном учении и не имеет ничего общего с пиетистическими воззрениями Западной Церкви о Непорочном Зачатии и бессмертии Богородицы.

Богородица явилась уникальным творением Бога, превосходящим и людей, и Ангелов. Она, единственная из всех людей, вела жизнь непорочную и непостижимым для всего сущего образом стала Матерью Божией. Поскольку Богоматерь не согрешала, не уступала нечистым помыслам, Она, естественно, не знала в своей земной жизни плотских скорбей – болезней. Но, несмотря на то, что тело Ее живоначально, Ей, будучи человеком, приходится пройти через немощь смерти. После смерти душа Богородицы сразу соединяется с Христом. В час Успения Богоматери Господь, сопровождаемый небесными рядами Ангелов и святых, забирает Ее душу не просто на небеса, но «к Своему Царственному Трону, во Святая Святых», как пишет святой Иоанн Дамаскин. Живоначальное и богоносное тело Богородицы, по прошествии трех дней нетленное, переносится в Небесные Чертоги к Ее Единородному и Возлюбленному Сыну. Таким образом, мы можем говорить о телесном Воскресении Богородицы. Однако это воскресение было осуществлено не Ею, но Ее Сыном и Богом.

Свидетелем этого Воскресения-Успения Богоматери явился Апостол Фома, который не присутствовал на Ее блаженном погребении. Он подоспел лишь спустя три дня, когда после совершения молебна Апостолы открыли Ее гробницу и не нашли там Ее богопрославленного тела. Они увидели, как Богородица поднимается на Небеса и передает апостолу Фоме Свой честной и святой пояс как доказательство Ее перехода в вечную жизнь. Нечто подобное уже случалось с апостолом Фомой, когда он дотронулся до ран Господа.

Тело Богоматери, равно как и тело Христа, после погребения не подверглось тлению. Если после воскресения Христа тела многочисленных святых Его остаются частично нетленными, то могло ли случиться иначе с «Богоносной Скинией», с Матерью Божией.

Святой Андрей Критский говорит о том, что сохранение чистоты Богородицы после Рождения Христа имеет естественным последствием нетленности Ее тела после смерти. «Как Рождество не принесло порчи, так и гроб не допустил тления».

Гробница Богородицы (кувуклия) в Гефсимании.
Гефсиманская Иерусалимская икона Богородицы. Фото прот. Игоря Пчелинцева

После своего Успения Пресвятая Богородица становится Матерью нового творения, Церкви Христовой. Поскольку Богоматерь занимала центральное место в икономии спасения, ведь посредством Нее воплотился Господь – глава Церкви – теперь, в Церкви Небесной, Она имеет всю полноту Благодати, славы и откровения. Она явилась благодетельницей всего естества, поскольку все творение молится Ей как Госпоже, Владычице, Царице и Богоматери.

С помощью Богородицы и через Нее вся человеческая история вышла на новый уровень, гораздо более великий и высокий в сравнении с тем, что было до Ее появления. Ни одно творение не могло стать более совершенным, равно как и Она Сама не могла превысить собственное совершенство. Согласно Святым Отцам, Всемогущий Бог три вещи не мог сделать более совершенными: воплощение Божественного Слова, Деву Богородицу и блаженство, которого удостоятся спасенные.

После Воскресения Христа Богородица стала опорой апостолов и новообразованной Церкви Христовой. Она учила новообращенных христиан, направляла их, утешала в скорби. Из жития Богородицы мы узнаем, что за три дня до Успения Ее посетил Архангел Гавриил, как некогда в день Благовещения, и сообщил о Ее предстоящем славном переходе от смерти к жизни. Затем Святой Дух чудесным образом собрал всех апостолов в Гефсимании, в доме Богоматери, чтобы они смогли присутствовать на Ее погребении и взять Ее благословение. Воздав прославленной Матери Божьей должные похвалы, апостолы попросили Ее дать им последние наставления. Тогда Богородица рассказывает им притчу, в которой мир аллегорически уподобляется ярмарке, где человек, купивший лучший товар, оказывается в выгоде. Впоследствии Она объясняет им, что так же дело обстоит и в духовной жизни. Кто с большим рвением и точностью хранит заповеди Христа, тот удостоится большего блага и более остальных будет прославлен в Царствии Небесном. Она призывает их вести благую борьбу.

И действительно, какую радость доставляет Богородице вид  еть, как мы боремся за наше спасение. Какое отдохновение! И Сама Она во время своей земной жизни вела эту незримую борьбу, и без того будучи безупречной, чтобы явить нам пример совершенной аскезы. В Ее доме в Гефсимании после Успения были найдены плитки, где Богородица коленопреклоненно молилась. От частого использования на них образовались углубления от Ее колен.

Будем же и мы подражать Ее крайнему послушанию, смирению, мистической внутренней духовной работе, пламенной молитве, непрестанному бдению, святой любви, духовной боли, пронзающей Ее сердце во время стояния у Креста Ее Сына.

Всем людям, ведущим духовную борьбу, Богородица становится непобедимым союзником, даже если раньше они жили неблагочестиво. Вспомним преподобную Марию Египетскую, которой Богородица стала «благодетельницей» в ее покаянии. И когда преподобная Мария удалилась в пустыню, чтобы вести тяжелейшую борьбу, Богородица утешала ее своими святыми явлениями.

Богородица, как покровительница монашествующих, становится источником Божественных даров для монахов, в особенности афонских. Она наделила даром умной молитвы святого Максима Кавсокаливита, святого Григория Паламу, святого Силуана Афонского, блаженного старца Иосифа Исихаста, непосредственно связанного с нашей братией.

Гробница Божией Матери. Гефсимания

Для нас, как для духовных чад старца Иосифа Исихаста, сегодняшний день является важным еще по одной причине. В этот день в 1959 году после совершения Божественной Литургии старец блаженно скончался. Старец очень любил Богородицу, называя Ее своей нежной Матерью, приняв от Нее при жизни множество даров, откровений и явлений.

Преподобные афонские отцы всегда отличались удивительной любовью к Богоматери. Услышав Ее имя, они не могли сдержать слез, движимых этой непорочной любовью. При звуках Ее имени боголюбивые души исполняются восхищения, благодарности и признательности. Одна лишь память о Богоматери, размышление о Ней, освящает человека. Блаженной памяти отец Афанасий Иверский говорил, что любовь к Богородице спасает человека даже при отсутствии дел.

Современный человек должен ценить спасительное предстательство Богородицы, в любой скорби и печали не забывать о существовании Помощницы скорбящих, Заступницы, Покровительницы, Утешительницы отчаявшихся, обратившись к Которой, он всегда найдет успокоение, решение и ответ.

Помолимся, чтобы Госпожа Богородица, «преставившаяся к Жизни», всегда давала нам свое благословение, помогая пройти наш жизненный путь как можно более спокойно и неприступно для обманов и коварства лукавого и удостоиться Небесного Царствия Ее Сына. Аминь.



~ старец Ефрем Филофейский

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.