Святые апостолы и учители вселенские обращали ко Христу тысячи людей, они покоряли и потрясали своей проповедью сердца человеческие. Поэтому злоба языческого мира ополчилась на них и привела их к мученической смерти в сегодняшний день, 29 июня (12 июля по н. ст. ). В этот день они перешли из жизни земной в жизнь Вечной Славы: апостол Павел был усечен мечом, а апостол Петр распят на кресте.
Апостолы Петр и Павел — эти два человека, два столпа Церкви — были различны по своему характеру и по своей жизни... Петр — простой рыбак — был горячий характером, прямой, увлекающийся и в то же время малодушный, мы знаем о его грехе отречения от Господа, но мы знаем и о его раскаянии, насколько оно было сильно. Всю жизнь он помнил свою измену: каждое утро на заре он поднимался с постели при пении петухов и молился, и слезы покаяния рекой лились из его глаз. После сошествия Святого Духа он стал бесстрашным проповедником Евангелия. Обойдя пешком всю тогдашнюю вселенную с проповедью о Христе, он принял в Риме мученическую кончину. В то время было страшное гонение на христиан, и предание говорит, что римские христиане уговаривали апостола Петра для пользы Церкви скрыться, покинуть Рим. Петр послушался их и ночью направился к городским воротам. Вдруг он увидел, что навстречу ему в предрассветной тьме идет возлюбленный его Учитель, Господь Иисус Христос, с крестом на плечах. «Господи, куда Ты идешь?» — воскликнул апостол. — «Иду в Рим, чтобы снова распяться».
Это видение так поразило Петра, что он вернулся в город и через несколько дней был приговорен к смерти через распятие на кресте. Апостол попросил своих палачей, чтобы его распяли вниз головой, ибо почитал себя недостойным быть распятым по образу своего Учителя. Он хотел, чтобы последний его вздох был у ног Христа, чтобы его мертвеющие уста лобызали то место, где стояли пречистые нози Господа, Которого он беззаветно любил.
В противоположность Петру апостол Павел был ученым, богословом. В деле проповеди христианства он потрудился больше всех апостолов. Это был человек твердого целеустремленного характера, чуждого колебаний и компромиссов. До своего призвания он был ревностным фарисеем — гонителем христианства. Многих святых христиан он заключил в темницы и предал мучениям. Когда синедрион направил его из Иерусалима в Дамаск, чтобы там разгромить христианскую общину, он с большой ревностью отправился выполнять приказ, так как верил, что преследование христиан — это дело Божие.
И вот по дороге в Дамаск его внезапно осиял яркий небесный Свет, Савл упал на землю и услышал голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4-5).
Спутники Савла видели свет и слышали голос. Все стояли как пораженные громом. Наконец Савл приподнялся. Он был слеп. Он потерял зрение для внешнего мира, но прозрел внутренне. В него вошел тот небесный Свет (Божия благодать), которого искала его пылкая, жаждущая правды душа. И Господь повелел ему идти в город, где ему будет сказано, что делать. В Дамаске его встретил апостол Анания и крестил.
Через несколько дней в Иерусалиме узнали, что Савл стал последователем и ревностным учеником Христа и проповедником христианства. Так пленил его Господь и соделал Своим избранным апостолом, который многократно обходил вселенную и проповедовал христианскую веру.
Апостол Павел своим просвещенным умом изучил Священное Писание и убедился сам и убеждал других, что Христос есть действительно обетованный Мессия, пришедший от Отца Небесного спасти весь род человеческий. Он понял, что кто во Христе, тот — новое творение Божие. Он понял, что во Христе все люди спасены от греха, проклятия и смерти. В своем послании апостол Павел говорит: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1, 21). Эти апостольские слова есть святая истина для нас, верующих. Люди неверующие не могут понять того, что смерть есть приобретение! Для них смерть — это потеря всего. Они думают, что за гробом ничего нет. Но мы, верующие, знаем, что смерти нет, что смерть — это переход из земной жизни в другую, вечную жизнь. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9) — так пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Для него смерть — приобретение, для него смерть — это врата в вечную жизнь. Но не забудем, что через эти врата смерти идут две дороги: одна — к вечной радости жить с Богом, а другая — к вечной скорби жить с диаволом. Таково учение апостольское.
Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!
~ протоиерей Тихон Пелих