Человек всегда восхищается святыми и прославляет Бога, Давшего им так много сил и благодати, что они смогли вступить в борьбу и одержать в этой борьбе победу. Пророк Давид сказал: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67:36). Каждому человеку Бог дает Свою силу, но прославляется он только во Своих святых, подобно тому, как солнце с высоты посылает свои лучи всем людям, но видят его только те, чьи глаза открыты.
Сладким светом зари Христовой наслаждаются только те, кто имеет чистые глаза и сильно зрение. Бог с высоты непрестанно подает всем помощь благодатью Святого Духа. Силу и действие этой благодати ощущают те, кто, имея благое произволение, своими делами доказывает свою любовь к Богу и веру в Него. Такие люди по собственному выбору совершенно отвращаются от всего ложного и нечистого. Одновременно они устремляют свои умы ввысь, к Солнцу Правды, Иисусу Христу, который не только протягивает оттуда подвизающимся невидимую руку помощи, но и слышимо разговаривает со всеми нами словами Своего Евангелия. Об этом говорит Господь наш Иисус Христос: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32).
Сами по себе без силы Христовой и Его содействия, мы не можем с дерзновением исповедовать веру во Христа. Однако для того чтобы дать нам силу и оказать содействие, Он сначала должен найти в нас какие-то основания для этого.
То есть нашим благом противостоянием злому, терпением и готовностью соблюдать Его заповеди мы сочетаемся Христу и принимаем Его благословение. Ведь тот, кто по-настоящему любит Бога, осуществляет и проявляет свое исповедание, а Бог при этом прославляет его.
Каждый из святых – раб Божий. Со дерзновением он исповедует в сей временной жизни перед смертными людьми свою веру во Спасителя Христа. Воздаяние и венцы, приуготовленные за это Богом, не может увидеть око, услышать ухо и почувствовать сердце никого из людей. Однако для святых и в нынешней, земной жизни воздаяние восхитительно. Кто может достойно описать славу, которую получают от Бога останки святых, их мощи? Непрерывно от них к нам исходит священное благоухание, источается миро и дарования исцелений болезней, происходят многообразные спасительные явления и чудотворные вмешательства.
Святые с дерзновением подвизались, исповедав веру во Христа перед князьями и царями. Они не отрекались от Христа и претерпели все. Сейчас цари, князья и все верующие воспевают и величают, прославляют и поклоняются не только мощам святых, но и их священным изображениям. Святые принимают в сем мире честь, большую, чем цари и князья. К ним непрерывным потоком приходят верующие, преклоняют колена перед их иконами, причем совершая это с душевной теплотой, с великой радостью и трепетом. Все христиане желают оставить своим детям богатое наследство, превосходящее любую драгоценность - веру во Христа и почитание святых.
Освящение и благодетельное присутствие тех, кто благоугодил Богу, открывают нам то, что Господь наш Иисус Христос, отдавший Свою Жизнь ради нашего спасения, хочет, чтобы мы подвизались и презрели бы в сей жизни все, что препятствует нашей жизни во Христе. Ради жизни во Христе стоит принести в жертву все, если это окажется необходимым. Во время мира человек призывается к подвигу, дабы с помощью добродетели умертвить лукавые страсти и похоти, со смирением и любовью поднять свой крест и последовать за Господом. А во время гонений на христиан каждый призывается и к тому, чтобы презреть и самую свою жизнь. Осуществить все эти великие вещи трудно, подходит это лишь тем, кто решил на деле осуществить заповедь Христову и распять плоть со страстями и похотями. Тот, кто воистину возлюбил Христа, готов принести Ему в жертву и самую жизнь свою. Одновременно такой человек чувствует в себе духовное утешение, которое дается всем подвизающимся.
Каждый верующий, почитающий святых, получает великое духовное воздаяние. Ведь он принимает и почитает не только их. Одновременно со святыми, он принимает Отца и Сына, и Святого Духа. Слушаться живых святых, доставлять им утешение и принимать их в свои дома – для нас честь и благословение. Воздаяния того, кто принимает и утешает человека Божия, будут велики. Церковь Христова всегда почитает тех, кто истинно жил по Богу. Каждый день года она совершает память разных святых и представляет их жития в наше назидание. А в неделю всех святых, следующую за святой Пятидесятницей, Церковь возглашает гимны, обращенные ко всем святым, поскольку все святые соединены между собой. Так Церковь показывает, сколько много прекрасных плодов соединены в ней благодатью Святого духа.
Все мы, братия, призваны к почитанию святых. Это воплотится на деле, если мы будем им подражать, очищая себя от всякой скверы и отвращаясь от всего, что препятствует нашей святости.
Итак, пусть наш язык перестанет пустословить, и наши уста пусть не произносят ложь и клевету. Давайте очистим себя. Невозможно дерзать поминать имена святых и прославлять их подвиги и добродетели и одновременно ненавидеть добродетельную жизнь, изгоняя из себя чистоту душевную и телесную. Вера, так уничижаемая неподобающими делами, неприятна и святым Божиим.
Как же очиститься человеку, впавшему в тяжкие грехи? Покаянием, исповедью, многолетней молитвой к Богу и благоделанием. Когда в дни памяти святых по церковному уставу нельзя работать, наши занятия должны состоять в том, чтобы отступить и освободиться от тех скверн и грехов, в которые мы ранее впадали. Мы должны позаботиться о том, чтобы стать людьми, свободным от греховного рабства. А если, несмотря на все это, мы продолжаем небречь о своей душе и наносить ей вред, то как мы можем утверждать, что празднуем память святых?
Давайте же, братья, будем внимательными и станем почитать святых нашей святой жизнью. Поступая так, мы, по молитвам святых, тоже станем причастниками той неописуемой славы, радости и торжества, которыми они наслаждаются в вечной жизни. Все мы можем унаследовать эту жизнь благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Святитель Григорий Палама
В изложении архимандрита Мефодия (Алексиу)
Источник: "Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы"